Весна – трудное время для большинства российских рыболовов. Приходится лавировать между нерестовыми запретами, и даже если соблюдаешь все правила (не очень, к сожалению, разумные) – все равно сомневаешься, хорошо ли ловить щуку перед самым нерестом или судака, охраняющего икру…
Но есть ведь у нас нерестящиеся осенью рыбы – и какие рыбы!
О приметах
Загад не бывает богат! Особенно в дороге. Мы же, проехав полпути, принялись вальяжно рассуждать – когда будем в Медвежьегорске, когда – в Мурманске, когда – в Териберке. И не успело в салоне «Пассата» смолкнуть эхо наших опрометчивых слов, как супернадежный дизель чихнул, замолк – и три часа не подавал признаков жизни. За это время мы осознали свою неспособность оживить его своими силами и приняли решение: только вперед! До Медвежьегорска на тросе, если там не починимся – то до Мурманска на эвакуаторе. И даже приступили к реализации этого решения, но, видать, наше упрямство понравилось кому-то – так же неожиданно, как заглох, двигатель завелся и без проблем довез нас до конечного пункта, поселка Териберка на берегу Баренцева моря. А там умер окончательно, чем обеспечил нам еще одну рыбалку, но об этом потом.
О снеге и неправильной стратегии
От Кандалакши до Мурманска ехали под проливным дождем и сколько-нибудь вразумительного снежного покрова не наблюдали. Даже начали тревожно шутить: может, лучше было бы привезти из Москвы не снегоход, а гидроцикл? Но после поворота с Серебрянской трассы на Териберку снег себя проявил, да еще как – без помощи друзей на «буханке» преодолеть заносы нипочем бы не удалось. И мы, конечно, решили, что со снегом проблем не будет. И опять ошиблись. В тундре-то снега хватало, но в поселке (и вообще по берегу моря) он напрочь стаял, что сразу выявило ошибочность нашего плана рыбалки.
Сидя в Москве над картой и предварительно оценивая богатство рыболовных угодий вокруг Териберки, мы решили базироваться непосредственно в поселке. Думали, что это даст нам максимальную свободу: откуда получим сведения о хорошем клеве, туда и направимся, а лишние несколько верст для снегохода – не дистанция. Однако выяснилось, что поездка на рыбалку из поселка – сложная и комплексная проблема. На снегоходе стартовать нельзя – снега нет, да и горы кругом. Надо отбуксировать снегоход километров хотя бы на 5 и стартовать оттуда – но перемещаться на «Пассате» мы могли только по основной, ведущей на Мурманск дороге, да и бросить на обочине на пару дней машину с прицепом – решение не для слабонервных. То есть организовать рыбалку без помощи друзей мы не могли, и за первые три дня состоялся только один интересный выезд на водоем.
Опасовское озеро
Тот минимальный (и то летний) опыт ловли на северных озерах, что у меня был, однозначно указывал на бесперспективность больших озер. Рыба в них, конечно, есть, но попробуй ее найди. В маленьких озерах, которые можно было прочесать за час-два, рыбалка была несравненно успешнее. Но то летом…Может, на зимовку рыба уходит из маленьких озер в большие. Большинство соединяющих озера ручьев имеют ничтожный размер, но, может, во время осенних дождей они достаточно полноводны? А если рыба все-таки зимует в маленьких озерах, будет ли она в них клевать?
Впрочем, водоем выбирали не мы, так что отвечать на все эти вопросы можно было не торопиться. На совете местных рыболовов большинством голосов было выбрано Опасовское озеро. О возможной добыче наши знакомые говорили не то чтобы уклончиво, но по-северному скупо. Удалось понять, что попасться могут голец и кумжа, в том числе достаточно крупные (особенно кумжа). Соответственно выбираем снасть: я решаю начать с балансира, Миша копирует местную.
На Кольском полуострове рыбу из-подо льда ловят чаще всего на «подблесток». Это планирующая (летняя колеблющаяся или зимняя вертикальная) блесна без крючков, к нижнему заводному кольцу которой привязан поводок из монолески длиной 10-50 см с одинарным крючком, который наживляется какой-нибудь животной насадкой, чаще всего опарышем. Размеры блесны, как правило, солидные (она должна привлекать рыбу издалека), а вес зависит от глубины ловли.
Добрались без приключений, забурились – и вот уже Чеслав, согласившийся взять на рыбалку двух московских «чайников», тащит первого гольца. Небольшой, граммов 300 (впоследствии выяснилось, что это как раз большой). У Миши – постоянные слабые поклевки. Чеслав говорит: «Это собака». Какая, елы-палы, собака? А, вот она! На лед извлечена девятииглая колюшка размером со спичку. Ну что же, рыбалка началась! Я работаю «по площадям», Чеслав с Мишей разбуривают перспективный, по мнению Чеслава, участок. У них ловится, но слабенько, у меня пока никак. Переезжаем на другое место, на опарыша понемногу попадается мелкий гольчик, наконец и у меня поклевка – кумжа! Небольшая, но первая из-подо льда!
Рыбалка идет своим чередом – переезжаем, пробуем, переезжаем, пробуем… Чеслав стремится показать нам как можно больше мест – «на будущее». Попадается некрупный (да что там, мелкий) голец. Я постепенно понимаю, что местного гольца мой балансир не интересует. Беру удочку со среднего размера «вертикалкой», и дело понемногу налаживается. Эта снасть и стала для меня основной. Пробовал и разные безнасадочные мормышки, что-то попадалось, но блесна работала лучше.
Три дня счастья
Понятно, что нужен альтернативный план рыбалки. И его удается разработать: заброситься в «избу связистов» на Зеленецких озерах и там пожить оставшиеся три дня, исследуя окрестные водоемы, коих вокруг множество. Чеслав отвозит нас и наш снегоход в удобное для старта место, здесь же он нас заберет через три дня. Остальное – сами. Рыбу-то поймаем, избу бы найти.
Изба оказалась шикарная, с сенями, с обложенной кирпичом печкой, с солидным запасом дров и угля. Немного поправили трубу, затопили – и тепло, и не дымно! Нет слов, чтобы передать ощущение полного счастья и покоя… и даже не буду пытаться (кстати, фотографии тоже не передают полностью неброскую красоту заснеженной тундры). Даже просто сходить по крепкому насту с чайником к ручью, уже прорезавшему в снегу каньончик с полутораметровыми отвесными стенами – это сказка, это не забудется никогда.
Да и рыбалка получилась! На блесну были пойманы пусть не рекордные, но вполне зачетные кумжи и гольцы. Хотя, честно говоря, по кумже лучше сработали… жерлицы. Их в количестве 10 штук мы расставляли в разных местах, не столько надеясь на улов (кто ж знал, что кумжа может сама подсечься), сколько стремясь понять по «загарам» закономерности распределения активной рыбы. И что бы вы думали, банального червяка, висящего вполводы, кумжа предпочла нашим изощренным блеснам. Больше всего поклевок было на впадении ручьев в озера, там, где отчетливо ощущалось течение. Хотя, возможно, не из-за высокой концентрации рыбы в этих местах, а потому, что течение шевелило приманку.
Основной добычей был все-таки голец, кумжа была гораздо крупней, но попадалась нечасто. Большинство зачетных гольцов было поймано в небольших и неглубоких озерах. В одном из них нигде не было даже метра между льдом и дном. Я, честно говоря, не думал, что в таких «лужах» благородная рыба семейства лососевых может пережить суровую арктическую зиму. Но, видимо, здесь расход кислорода совсем другой, на порядок меньше, чем в озерах нашей Средней полосы.
В больших водоемах (в некоторых из них) голец клевал гораздо чаще, но был мельче. Подавляющее большинство рыбы было поймано в неглубоких, до 3 м, местах. В одном глубоком озере сказочной красоты мы не видели поклевки, пока не нащупали ярко выраженную косу, на ней и половили гольца.
Благодаря солидному запасу дров и угля мы не чувствовали большой вины за то, что малую толику его сожгли. Надеемся, следующие обитатели избы не будут на нас в обиде, мы оставили им много консервов, отчасти взятых специально для этого, отчасти сэкономленных – питались-то в основном рыбой.
Все, что ни делается – к лучшему
Казалось бы, чего хорошего в том, что машина сломалась. Да еще так далеко от дома… Пришлось возвращаться в Москву на поезде, а через две недели лететь обратно в Мурманск, чтобы ее забрать. А забрав, ехать в Териберку за прицепом со снегоходом. Ну, а оказавшись в Териберке, было бы очень глупо пару дней не порыбачить. Снасти-то и снаряжение – здесь, в прицепе. Вот так и состоялась еще одна рыбалка в Заполярье, по самому последнему льду…
Снега, конечно, уже не было. Соответственно водоем надо было выбирать в пределах пешей доступности. Им оказалось ставшее уже родным Опасовское озеро. Чеслав подбросил нас на УАЗе, докуда смог, там же обещал через 3 дня забрать. Пройти нам предстояло всего ничего, по прямой – 5 км. Угадайте, сколько нам потребовалось времени? Восемь часов! И вроде дорога не была особо сложной, и не плутали… Но где-то по болоту, где-то обходили гору, форсировали разлившийся ручей… В общем, на месте были глубокой, хорошо что уже белой, ночью. Сказать, что устали – ничего не сказать.
Самый последний лед
Вопреки ожиданиям, клев не улучшился. То есть клевало очень хорошо, но в одном найденном в прошлый раз месте, по площади едва ли превосходящем подмосковный дачный участок. В результате Миша с Колей (на этот раз нас было трое) поймали неплохо (выдающихся трофеев, правда, не было), а я ограничился парой маленьких гольчиков. Походил и посверлил от души (благо лед всплыл), проверил большинство мест, в которых меньше трех недель назад неплохо клевало… Ноль! Неясно – будем надеяться, пока неясно – чего такого особенного в той небольшой отмели. Ребята смотрели в лунки – каждые несколько минут под ними проплывали стайки гольца штук по 20, двух-трех удавалось поймать. Коля не стал переделывать снасть, насаживал опарыша на одинарный крючок окуневой блесны среднего размера – и нормально ловил, если и хуже, то ненамного.
Второй день я посвятил озеру, на котором в прошлый раз были пойманы два самых крупных гольца. Клюнули они близ вытекающего из озера ручья на глубине 2,5 м. На этот раз я обошел все озеро, исследовал все глубины, особое внимание уделил зоне около впадающего ручья, результат – небольшой налимчик. А зачетная рыба клюнула точно в том же месте, что и в прошлый раз! По поклевке и характеру сопротивления мне показалось, что это кумжа, но точно этого не знаю, почему – вы, конечно, догадались. Вот так, за 2 дня – одна достойная поклевка. Я решил «упереться» и часа два кружил вокруг сработавшей лунки, меняя приманки. Получил еще одну поклевку на крупную (3 г) мормышку с белым твистером, но рыба опять сошла. Но эта была маленькая, 200-300 г. А единственного гольца из этого озера извлек Миша – и он тоже клюнул здесь же! Стало быть, и зачетный голец не гнушается опарышем.
Теперь дорогу знаем
Обратный путь, пройденный по оптимальной траектории, составил 7 км по навигатору и занял пять с лишним часов. Вот такие они, тундровые километры! Из интересного: проходя мимо небольшого озера (расположенного на сотню метров выше Опасовского над уровнем моря), в районе вытекающего ручья видели волны от немаленькой рыбы, скорее всего кумжи (хотя, может быть, и щуки). Но времени половить в нем уже не было, хотя прочный лед рядом с этим местом был.
Весенний Кольский запал в душу, и мы обязательно вернемся. Варианты на следующий сезон: либо на восток от Туманного, либо на восток или северо-восток от Ловозера. Время – конец апреля, средство передвижения – снегоход. Надеемся, что полученный опыт позволит нам правильно спланировать и осуществить более сложное, чем в прошлом году, рыболовное путешествие. Вернемся – расскажем!
Комментарии (1)
Николай Горнасталев
. Варианты на следующий сезон: либо на восток от Туманного, либо на восток или северо-восток от Ловозера. Время – конец апреля, средство передвижения – снегоход.= Александр Неймарк....
ИМХО, замечательный отчет Александра, с которым я лично знаком... Пригласил его примерно в это же время на Сахалин, на котором я прожил 25 лет и езжу каждый год... Надеюсь, что его впечатления будут много ярче...