Вести с водоёмов

Изображение Вести с водоёмов
Изображение Вести с водоёмов

Огромный континентальный антициклон, который в столичном регионе в течение почти трех недель поддерживал сильные морозы, наконец-то ушел на восток, гонимый активным циклоном, несущим тепло, снегопады и ветры. Однако всю прошедшую неделю еще приходилось рыбачить в условиях холода, когда ловлю осложняли не только низкие температуры, но и усиливающий дискомфорт ощутимый ветер, да и много лунок стало делать непросто, чтобы найти активную рыбу. И тем не менее, аномальные морозы и отсутствие снегопадов определенным образом пошли на пользу и водоемам, и будущим рыбалкам: ледовый покров повсеместно встал толстый и монолитный, что любимой многими весенней порой обещает долгую и достаточно безопасную ловлю с последнего льда.

Как показали рыбалки на водоемах разного типа в последние морозные дни уходящего антициклона, рыба постепенно адаптировалась к сложившейся на длительный период погодной обстановке с сильными холодами и очень высоким атмосферным давлением. Это выразилось в том, что различная рыба – и «глубинная», и «мелководная» – вдруг в виде довольно плотных скоплений стала обнаруживать себя на больших и даже очень больших глубинах, причем рыба, собравшаяся там, была достаточно активна и в последнее время относительно неплохо клевала. Однако при высоком давлении вода быстрее насыщается атмосферным кислородом на малых глубинах, и подо льдом тоже, что, казалось бы, должно было привлекать сюда рыбу хотя бы в начале зимы. Но в нынешнем непростом сезоне дела пошли по иному сценарию, потому что на привычную схему поведения рыбы по перволедью наложились другие влиятельные факторы. Самый главный из них – это отсутствие снега на монолитном льду, и этот лед в условиях очень сильных морозов и при отсутствии изолирующего снежного «одеяла» на его поверхности стал хорошим проводником холода из атмосферы в воду. По этой причине большие массы воды интенсивно остывали под льдом – часть воды замерзала на нижней ледовой кромке, а другая часть переохлажденной воды, как более тяжелая, опускалась вниз, образуя активную вертикальную циркуляцию. Понятно, что на мелководьях эта холодная вода «пробивала» всю водную толщу до дна, заставляя рыбу и ее потенциальный корм искать более «теплые» места, где и энергии надо тратить меньше, и пищеварение идет быстрее. Естественно, в данной ситуации более теплая вода оказалась чуть ли не на максимальных глубинах, где водная среда постоянно подогревается от донного ложа, а вся ее толща эффективно поглощает и перемешивает опускающуюся вниз ледяную воду. И тут чем сильнее морозы, тем плотнее рыба прижимается ко дну, что характерно для водоемов без течения, но и на реках рыба тоже тяготеет зимой к тонкому придонному слою воды, где, главное, поток движется заметно медленнее из-за трения о донный грунт, что позволяет рыбе экономнее расходовать силы. Поэтому холодный порой, несмотря на высокое давление, удача часто сопутствует тем рыболовам, которые ориентируются на ловлю на больших глубинах, независимо от типа водоема и вида рыбы.

Показательной в плане особенностей поведения рыбы при затянувшихся морозах была недавняя рыбалка на обширном плесе Рузского водохранилища в районе Акатова, где толщина монолитного льда при отсутствии снега превысила 30 сантиметров. Здесь мерного окуня весом 100-300 граммов пришлось ловить на глубинах 5-7 метров, что обычно считается «плотвиным» уровнем, а вот плотва тут на сей раз попадалась только в единичных количествах, да и то мелкая. Что же касается самого окуня, у которого «прибрежное мелководье» сместилось так глубоко, то он вполне адаптировался к новым условиям обитания, быстро собирался на прикормке из мелкого мотыля и надежно клевал на мормышку с мотылем – как на игру, так и при стационарной установке снасти. Однако при низкой освещенности на значительной глубине окунь весьма вяло отзывался на активные способы ловли – редки были поклевки на блесну и было много пустых «тычков» на безнасадочную мормышку. Что касается ловли леща на данном участке водоема, то у многих рыболовов она не задалась – кажется, по той причине, что они устроились рыбачить на привычных «лещовых» глубинах в районе 8-10 метров, где этой рыбы оказалось мало и она тут была не активна. Видимо, в данной ситуации следовало осваивать уровень 10-14 метров, где вода явно теплее, а лещ стоит плотнее, что, в общем-то, и показывали исследования с помощью эхолота. А так, до глубин 10 метров, изредка брал все тот же окунь, иногда попадались плотва и мелкий подлещик. Кроме того, дальнейший отход всей рыбы на средние и большие глубины, независимо от погоды, в последующем будет стимулировать начавшийся активный сброс воды в водохранилище.

Также усилился сброс воды на пока еще полном Озернинском водохранилище. Здесь также рыбалка со льда оказалась наиболее продуктивной на обширном и глубоком плесе в районе моста через водоем, где неплохая ловля окуня и плотвы весом до 200 граммов начиналась лишь глубже уровня в 4 метра, а многочисленного и некрупного местного подлещика некоторым рыболовам удалось неплохо половить прямо из русловой канавы, где глубина доходила до 12-14 метров. Кроме того, все рыболовы отмечали негативную реакцию рыбы на излишнее прикармливание даже только чистым мотелем, поэтому при ослаблении клева в лунках следовало их не докармливать, а подать прикормку в свежие лунки в нескольких десятках метров от прежнего места ловли.

Хорошей надежности достиг лед на разнообразном по условиям рыбалки Угличском водохранилище, где зимняя ловля характерна наличием постоянного течения даже вдалеке от русловой зоны, что вынуждает разную рыбу независимо от погоды выходить на относительно малые и средние глубины, а на русле можно рассчитывать либо на крупного леща, либо с блесной на судака, но такая ловля требует усидчивости и большого терпения. Последние рыбалки тут показали, что косяки мерного окуня и густеры вновь встали на обширном поливе ниже устья р. Медведицы, где глубина в среднем составляет около 4 метров, наблюдается слабое течение. К сожалению, до этих мест пока нет хорошей дороги, поэтому приходится идти немалый путь пешком от д. Шатрищи. Кстати, напротив этой деревни на судовом ходу есть интересный русловый рельеф, который всегда привлекает судака, и тут уже отмечены первые весомые успехи у любителей ловли на блесну и на тюльку.

Как и ожидалось, ледостав на Оке в районе Каширы, начавшись при слабых морозах, создавших плотный ход ледовой шуги, нынешней зимой прошел не по лучшему сценарию – многие участки реки оказались под сплошными торосами, где лунку пробурить невозможно, не «посадив» ножи ледобура. Но есть и большие поля чистого льда, например, напротив устья р. Мутенки, под судоремонтным заводом и выше железнодорожного моста. Однако, как ни странно, рыбы под таким льдом не оказалось, а как показали рыбалки в последние морозные дни, судак, берш, белоглазка и густера стоят в зоне торосов. Поэтому среди торосов приходилось искать «окна» чистого льда и в них делать лунки, рассчитывая попасть в скопление рыбы. Но это возможно, пока не выпало много снега, затем ситуация значительно осложнится, что потребует брать с собой несколько пар запасных ножей для ледобура.