Вероятно, ухудшение клева рыбы в начале весны обусловлено тем, что при дневном разогреве талая вода вначале станет поступать под лед на мелководьях, где излишний свет будет угнетать рыбу, главным образом крупную. Кроме того, именно морозным мартом кое-где случаются заморы с гибелью рыбы. Причина весеннего «загорания» водоемов связана с тем, что днем от горячего солнца на поверхности льда образуется талая вода, которая заливает все поры и трещины, а ночью замерзает, совершенно прекращая поступление кислорода под лед, при этом от обилия света ускоряются процессы разложения прошлогодней растительности и донной органики с интенсивным поглощением кислорода.
При столь «жестком» начале весны рыба все же ловится, но далеко не везде. Поэтому перед рыболовом ставится задача найти места, где для рыбы создаются благоприятные условия обитания. На основании многолетнего опыта можно предположить, что в водохранилищах, прудах, карьерах и озерах вполне реально найти активную рыбу на прибрежных мелководьях, где твердое дно и нет старой растительности. Но с началом таяния снега перспективные зоны ловли возникают вблизи устьев впадающих рек и ручьев или хотя бы в верховьях искусственных водоемов, где проточность максимальная. Но в этих зонах глубины обычно не бывают большими, поэтому при солнечной погоде тут на хороший клев вряд ли следует рассчитывать.
Напрашивается вывод: когда надолго встает обширный морозный антициклон с горячим дневным светилом, рыболову, чтобы поймать достойного размера рыбу, следует больше внимания уделять утреннему времени, пораньше появляться на льду, а ближе к закату не спешить покинуть водоем. Не раз бывало, что почти в сумерках вдруг начинался жор у крупного окуня, случались подряд несколько верных поклевок на жерлицы матерой щуки, любит это время и толстая икряная плотва.
Днем тоже вполне возможна успешная рыбалка, если найти у берега теневое место, где не полностью сошел снег, только лунки тут надо тщательно затемнять ледовой крошкой и присыпать снегом, делая палочкой узкое отверстие для прохода мормышки. А на весеннем льду без снега, если ловить приходится на малой глубине, нужно, прежде чем делать лунку, внимательно изучить ледовую поверхность. Она обычно неоднородная по цвету, а значит, и отличается прозрачностью. На голом весеннем льду надо выбирать значительные по площади белесые, светлые участки — здесь в воду проникает минимальное количество света, и тут может буквально «пятнами» концентрироваться разная рыба, и крупная в том числе. Чаще других к теневым местам на мелководье тяготеет матерый окунь, которого тут не угнетает излишняя освещенность и который отсюда, словно из засады, нападает на мелкую рыбешку. Надо добавить: если в начале зимы белый лед опасен, то весенней порой он наиболее надежен, поскольку прозрачным он станет, когда полностью пропитается талой водой и начнет распадаться на отдельные кристаллы.
Активную рыбу при ярком весеннем солнце можно найти среди определенной затопленной растительности, иногда частично торчащей изо льда, как это бывает с тростником на отмелях. В самой гуще вертикально стоящих стеблей очень вероятно увидеть поклевку и щуки, и окуня, и плотвы, и красноперки. Но рыбалка в «траве» и кустарниках возможна только до определенной поры — из-за избыточного нагрева тут ледовый покров «раскисает» весной ранее всего и становится очень опасным.
Для успеха ловли в условиях значительной «засвеченности» подо льдом очень важны и качество снасти, и подбор приманки — ею может быть либо мормышка, либо блесна, поскольку только своей игрой они способны вызвать интерес у почти слепой от света рыбы. По этой причине блесна, причем непременно темных, контрастных при большой освещенности расцветок, должна обладать размашистой, провоцирующей игрой, в отличие от ловли в пору «настоящего» зимнего глухозимья. Это особенно важно при ловле щуки, которая перед ранним нерестом уже собирается в «семейки», уничтожая поблизости любую активно двигающуюся жертву.
Ловля на мормышку в солнечные весенние дни имеет существенные особенности. Так, при избытке света на малой глубине важно, чтобы размер мормышки не был сравним с толщиной лески, иначе рыба будет к такой снасти относиться с опаской, потому что тут с одинаковой интенсивностью будут колебаться и сама приманка, и то, к чему она привязана. Это значит, что на леску, рассчитанную на солидный трофей, не желательно привязывать очень мелкую мормышку, на которую, может быть, только и берет рыба. Значит, леску придется использовать предельно тонкую, а чтобы не получить обидный обрыв при поклевке достойной рыбы, следует удильник оборудовать хорошим фрикционным тормозом и отрегулировать его срабатывание на реальное разрывное усилие лески. Таким требованиям вполне удовлетворяют удильники типа «балалайка» (рукоятка-катушка) с катушкой большого диаметра (80-90 мм). При этом и сама катушка-шпуля, и зажимной винт-барашек должны быть выполнены из «скользкого» винила, полистирола или капрона, что позволяет производить регулировку усилия для автоматического проворачивания катушки и сброса лески в широком диапазоне.
Кстати, современные технологии предлагают другой способ сделать снасть незаметной при ловле в условиях повышенной освещенности. Для этого применяется леска из так называемого флуорокарбона, которая совершенно невидима в чистой воде. Однако, думается, технология производства этого продукта пока не достигла необходимого совершенства, поскольку данная леска на треть слабее привычной капроновой лески, поэтому ее вынужденно придется ставить более толстую, что уже не пойдет на пользу клеву.
В случае с весенним окунем, теперь тоже объединяющимся в одновозрастные стаи, лучше работают темные блесны. Они могут быть с медной, латунной коронками, а также изготовленными из потемневшего свинцово-оловянного сплава. Годятся не самые мелкие по размеру приманки. Что характерно для ловли солидного окуня во время весеннего бесклевья — это очень большие паузы между циклами блеснения. Продолжительность паузы, конечно, приходится на месте подбирать опытным путем, и порой до уверенного «тычка» полосатого хищника проходит до двадцати секунд, когда кажется, что колебания приманки в толще воды полностью прекратились и она просто висит неподвижно. Видимо, это не так — ведь рыболов дышит, рука его вздрагивает от ударов сердца. Поэтому данную методику тонкой ловли на блесну или на мормышку так и называют «игрой на дыхании».
Комментарии (1)
Никита Сидоров
Недавно ездил в Ивановскую область. Результата ноль. Товарищ вытащил малька какого-то. Четыре часа сидели мерзли