Августовские зори

Изображение Августовские зори
Изображение Августовские зори

Август – последний летний месяц, начало долгожданного сезона охоты на водоплавающую дичь. Что бы ни говорили о красоте работы легавой по красной дичи, о переживаниях во время летней охоты на овсах, для большинства охотников охота начинается с утиных зорь августа.

К сожалению, возвращаясь после охоты, многие испытывают разочарование. Кто-то от проходящих вне выстрела уток или их отсутствия, но чаще всего от досаднейших промахов, казалось бы, в верных ситуациях.

Конечно, если дичи мало, что впрочем на открытии бывает редко, можно надеяться лишь на везение. Но везет обычно охотникам знающим, да к тому же, как правило, умелым стрелкам.  В слова умелый стрелок следует вложить не только ловкое обращение с ружьем, но и умение подобрать нужный патрон, правильно устроить засидку, предусмотреть ряд мелочей, понять и предвосхитить развитие событий.

Места пребывания уток можно определить по оставленному ими пуху, следам на песке или грязи, помету. В ряде хозяйств – это забота егеря. Заранее поставить шалаши в первую очередь для утренних зорь. Как правило в мелководных, защищенных от ветра  заливчиках, озеринах. Но все же следует руководствоваться в первую очередь собственными наблюдениями, приехав за день-другой до начала охоты, и постараться изучить будущие охотничьи угодья, суметь понять их специфику. Вечерняя заря, место для нее найти будет значительно легче.

Если среди болотной грязи много утиных следов, пера и пуха, смело становитесь здесь на вечер – успех гарантирован. И не стоит смущаться, если лужа, куда вы собрались забраться на вечерку, совсем небольшая, самое главное обилие следов пребывания уток. 

Но лучше, чем знающий здешние места попутчик по охоте, ничего быть не может. 

Шалаш, в особенности на утреннюю зарю, когда охота длится порой часов пять, не следует делать как попало. О маскировке говорить не буду, как и о том, что в приличных хозяйствах егеря соорудили засидки заранее, чтобы утка привыкла. Если постройка скрадка осуществляется перед зарей, то за основу следует взять естественное укрытие –  куст, заросли камыша, куги. Сиденье лучше устроить повыше, чтобы вести обзор не вставая, а высота стен не должна затруднять стрельбу влет, но не должна и скрывать движения стрелка. Впрочем, заметив подлетающих уток, нужно занять удобное положение для предполагаемой стрельбы, и больше не двигаться, пока дичь не окажется в зоне выстрела.  

Бытует мнение, что ружье для утиной охоты должно обладать резким и кучным боем. Возможно, во времена Аксакова, когда на такую обычную дичь как утка снаряда жалели, ждали когда сплывутся  несколько утиц и одним выстрелом брали несколько голов, такие требования были оправданы. Сегодня, когда стрельба по птице ведется в основном влет, кроме резкости (крепости), к бою ружья предъявляются несколько другие требования.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Главное в стрельбе по движущейся цели равномерность осыпи, что обеспечивается не только соответствующим дульным сужением, снаряжением или подбором патрона, но и в определенной степени выбором номера дроби.

Независимо от квалификации стрелка, для стрельбы влет по летней утке ружье с дульными сужениями более 0,5 мм применять не следует. Имея сменные чоки это легко выполнимо, а если только правый (нижний) ствол получок, а левый (верхний) или единственный ствол самозарядки чок, то следует больше внимания уделить патрону. Если заряжаешь самостоятельно, проблем нет. Немного больше пороха (до 10%), на такую же величину уменьшите навеску дроби, пыж-контейнер лучше не применять, остановиться на войлоке и все будет хорошо.

Применяя готовый патрон, следует остановиться на большей высокой навеске дроби (34–36 г), в этом случае даже из чокового ствола периферийная зона дробовой осыпи окажется не только более насыщенной, но, что самое важное, будет значительно шире.

Лучшего выстрела добьетесь, применяя некрупную дробь № 7 или № 6, большего по августовской утке, неодевшейся как следует в перо, не надо.  

Теперь о стрельбе. Ни о каком удобстве стрельбы речи быть не может, если у охотника ноги завязли в грязи и положение неустойчиво. Не поленитесь заранее подложить под сапоги ветки или кусок доски, понятно, что речь идет о стрельбе из скрадка. Только отработанная быстрая вскидка ружья к плечу обеспечит необходимое время для неторопливого и правильного движения при обработке цели. Этому элементу выстрела следует уделить первостепенное внимание, а заняв место в шалаше, выполнить несколько вскидок в зоны предполагаемого появления уток, восстановив двигательные навыки.

Точной, однообразной и, главное, быстрой постановке ружья в плечо, как правило, мешает неподходящая одежда, топорщась на плече и задевая большими карманами приклад. Если куртка для вскидки не очень удобна, а другой нет, единственный выход держать ружье несколько выдвинутым вперед, затыльником повыше к плечу. Впрочем, изменение привычного первоначального положения ружья может несколько осложнить стрельбу.  

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Даже неспешно налетевшие утки находятся в зоне выстрела от силы пару секунд. За это время охотник надеется сделать два, а автоматчики пять (!?) прицельных выстрелов. Последним, чтобы не действовать методом осыпания, необходимо освоить как минимум два приема стрельбы. Первое – научиться стрелять с двумя открытыми глазами, контролируя перемещение дичи внутри стайки, второе – стрелять на обгоне, что бывает необходимо при третьем и последующих выстрелах. Стрельба с открытыми глазами также эффективна в условиях слабой освещенности, что характерно для утиных зорь.

Стреляя из шалаша, охотник вынужден при изготовке держать концы стволов не ниже края стены, что обусловлено устройством скрадка, и это не только возникшая необходимость, а единственно правильное положение ружья. Размашистые движения, когда концы стволов от уровня колен взлетают выше головы, нужно полностью исключить в любых охотах. Рациональность и скупость движений при вскидке – залог быстрого и точного выстрела.

Поводка, не устану повторять – это основной элемент прицельной стрельбы. Независимо от того, как она осуществляется – со скоростью перемещения дичи, ускоренно, одновременно со вскидкой – помните: без поводки не будет осмысленной стрельбы и попаданий.   Стрельба из неподвижного ружья (за исключением  выстрелов строго в угон), броском – типичные и часто встречающиеся ошибки при стрельбе влет.

Часто причиной этого является плохо подогнанная ложа, тяжелые спуски, но в большинстве случаев – отсутствие у стрелка контроля за своими действиями.  Но и отвлекаться на то, как лежит приклад перед вскидкой, на месте ли концы стволов, правильно ли попала щека на гребень ложи у охотника нет времени,  проконтролировав свои действия, он обнаружит, что дичь давно уже улетела. Все приемы, связанные со вскидкой и поводкой ружья, должны быть доведены до автоматизма. Не буду говорить подробно о полезности домашних занятий с ружьем, необходимых не только спортсменам-стендовикам, но и любому серьезному охотнику (см. подшивку «РОГ»).

Упреждения, кто-то советует измерять в корпусах дичи, проекции стволов, другие придумывают различные приспособления... Понятно, что в первую очередь величина выноса зависит от дистанции стрельбы и быстроты движения дичи, от скорости поводки, а видимое упреждение – от угла между направлением выстрела и полетом дичи. Необходимо научиться правильно определять расстояние до утки, что приходит с опытом.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

А величина упреждения, частично заложенная в скорость поводки по спокойно налетающим августовским уткам, при боковом выстреле на 30–35 метров  уложится в одном метре. На успешности выстрела сказывается растянутость дробовой осыпи, зависящая не только от величины дульного сужения, но и от его формы, от снаряжения патрона.

Этот параметр достаточно индивидуален для каждой отдельной системы ружье-патрон, но в среднем его величина около 1/10 дистанции стрельбы. Широкая, равномерная осыпь и ее длина – величины, частично компенсирующие личную ошибку стрелка, облегчающие стрельбу влет. 

Опытный охотник по поведению и характеру облета утками угодий пропустит пролетающую на дальнем выстреле стайку, зная, что на  следующем заходе дичь окажется много ближе. Не стоит жадничать, разгоняя дальней пальбой уток не только от своего шалаша, но и от засидок товарищей по охоте, а еще хуже – плодя подранков.

Только от результативных выстрелов, а значит стрельбы в меру, можно получить в полном объеме положительные эмоции, столь важные для настоящего охотника.