«Весна-а-а!» — с радостью в душе молвил старый охотник Федрыч. Так его называют знакомые и друзья. Он смотрит, прищурясь, на яркое весеннее солнце. Свежий воздух пьянит весенними ароматами. Грачи с неумолчным граем и скандалами заняты дележкой старых и постройкой новых гнезд.
В полях заливаются жаворонки. Синицы переселились в парки и близлежащие леса. Из всех дел для старого охотника становится главным забота о подготовке к предстоящей охоте.
Ее, как долгожданный праздник, он ждет с большим нетерпением. В последние годы для него самой любимой и доступной стала охота на селезней с подсадной. Чтобы сполна испить чашу счастья кратковременной весенней охоты, он к ней основательно готовится. Прежде всего проверяет обувь, одежду, снаряжение, не раз осматривает ружье и патроны. В конце марта принял участие в стрелковых соревнованиях по стендовой стрельбе и считал себя подготовленным к весенней охоте. Что-то пропустишь, недосмотришь, и охота из ожидаемого праздника может обернуться простудой, некачественным выстрелом залежалого патрона или, того хуже, — поломкой ружья.
Согласно приказу МПР весенняя охота в Тверской области открывается в третью субботу апреля, и в этом году она выпала на 16-е.
Федрыч отправился заранее, чтобы приобрести путевку, построить шалаш и вызорить подсадную. Он каждый день ходил на озеро, высаживал утку, не спеша обустраивал старый шалаш, в то же время внимательно наблюдал за подсадной. Катька с наслаждением купалась и зорко следила за небом, заливисто оглашая округу зовущим кряканьем. Некоторые бесшабашные селезни подсаживались к ней, не обращая на Федрыча никакого внимания. При очередной встрече охотинспектор огорчил его известием — открытие охоты перенесено на 23 апреля, а владелец Дубакинского охотхозяйства охоту на озере Верестово запретил. Это сильно огорчило старика, и он стал подыскивать места в угодьях общего пользования.
Охота с подсадной — исконно русская охота. По богатству красок и эмоциональных впечатлений она не уступает никаким другим охотам. А некоторые ей даже проигрывают. Поэтому она и люба большинству российских охотников. О ней написано много интересных рассказов, и все равно вряд ли кого оставит равнодушным разговор и тем более участие в этом действе. Сегодня приобрести манную утку стало значительно легче. Особенно после того, как группа энтузиастов Тулы — родины знаменитых тульских подсадных — стала регулярно проводить их испытания. Последние такие соревнования прошли на реке Линде (9 апреля) под Нижним Новгородом, вылившиеся в настоящий праздник. Всем запомнилась победительница соревнований утка Зоря С. Галдина, абсолютно ручная, с доносчивым голосом. Федрыч своих уток держит у знакомого местного охотника, взяв все расходы на себя.
К соседям его хозяев приехал родственник — молодой начинающий охотник Алексей, и Федрыча попросили взять над ним шефство. На что он без энтузиазма согласился. Прежде всего он выделил Алексею подсадную со словами, что охотнику необходимо усвоить два важных сигнала, посылаемых уткой: оповещающий, его охотники называют «квачкой», им утка предупреждает сородичей, что она здесь и готова к общению. При появлении селезня в поле зрения утки или она услышала его ответное «жвяканье» подсадная подает голос в осадку, приветствуя и приглашая кавалера на «свидание». Заимев подсадную, продолжил он свои наставления, это еще не значит, что охота будет удачной. Казалось бы, чего проще — высадил утку на воду, спрятался в шалаш и жди селезня. Но надо знать, успешная охота зависит и от таких факторов, как выбор места, устройство шалаша, состояние погоды и, конечно, отсутствие шатающихся охотников. О выборе места охоты — позже, по прибытии на место, наставлял он Алексея. Желательно хотя бы за день-два приехать до открытия охоты. Понаблюдать, как ведут себя утки. В основном, селезни крутятся на весенних разливах. Это могут быть островки, косы, гривки, идущие вдоль основного водоема. Поросшие мелким кустарником, с полузатопленным камышом и осокой, луговины, залитые водой и с зеленеющей травкой.
Если охота планируется в течение всей десятидневки, то мест для постройки шалашей целесообразно наметить не менее двух, так как охота из одного шалаша длительное время настораживает селезней, и опасное место они будут облетать. Шалаш строится не далее 3-4 метров от воды и маскируется так, чтобы не выделяться на общем фоне. Шалаш должен быть просторным и позволять маневр ружьем. Верх шалаша закрывается, чтобы селезень, пролетая над ним, не обнаружил охотника, и не было соблазна выстрелить по нему влет. На успех охоты влияет и состояние погоды. В тихие теплые и ясные зори лет селезней бывает более активным, нежели в холодную и ветреную погоду, да еще с дождем и снегом. Место шалаша должно исключать возможность скрытного подхода к нему «вольных охотников». Сколько ими перебито подсадных! Не следует забывать и о пернатых «охотниках». Хотя утка и сама смотрит «за воздухом», но и ты не расслабляйся.
Утром 23 апреля они были на берегу озера у деревни Алабузино. Федрыч показал Алексею, как надо высаживать утку на воду, пожелал ему ни пуха ни пера и отправился к своему шалашу. Быстро высадил Катьку, сам забрался в шалаш и прошептал про себя короткую молитву с просьбой к господу Богу об удаче.
Погода, конечно, не совсем подходящая для охоты. Дует сильный ветер. За косой слышится неумолчное шипение волн, украшенных белыми барашками, которые доходят до их заводи и легкой рябью ее морщат. На воде прихорашивается подсадная, а в шалаше затаился старый охотник, превратившись весь в одно большое ухо.
И вот утреннюю тишину разрывает страстный призыв Катьки. «Жвяк-жвяк» отзывается на него еще невидимый селезень. Сладкая мелодия «фи-фи-фи» сильных крыльев перехватывает дыхание, и зеленоголовый красавец, с белым колечком на шее, выставив вперед оранжевые лапки, словно съезжает с горки, проскальзывая коричневой грудью по воде, и замирает. Не зевай, старина! Сухо треснул выстрел, селезень опрокинулся на спину и засучил лапками. Ветер доносит азартный зов утки Алексея. Через некоторое время слышится выстрел, и над заливом снова повисла тишина, нарушаемая жестяным шелестом прошлогоднего камыша да шумом ветра.
Катька зашлась в азартной осадке, и новый кавалер пожаловал на свидание. Тут уж старый охотник и селезень не разошлись.
К Алексею снова кто-то пожаловал. Выстрел, другой, и воцаряется тишина. Через некоторое время к Федрычу подошел огорченный Алексей. Подстрелил чирка, а достать не может, глубоко. Федрыч оставил его у шалаша, а сам заспешил к его позиции, бросая на ходу взгляды на воду в поисках чирка. Вот заметил среди волн белое брюшко птицы. Не сводя с нее глаз, быстро достал из рюкзачка половинку спиннинга с катушкой и тяжелой блесной. Это нехитрое снаряжение не раз его выручало. Несколько забросов, и чирок-трескунок у него в руках. Ничего не скажешь, симпатяга.
В ближайших кустах слышатся человеческие голоса. Федрыч снимает подсадную, топает к своему шалашу и передает чирка Алексею. К ним подходят трое охотников. Не здороваясь, один из них заявил: «А мы заинтересовались, кто это на нашем месте стреляет». Поговорили ни о чем, распрощались с подошедшими и двинулись к машине. По пути Федрыч объяснил Алексею, что это никакое не их место, они просто бродят по берегу и стреляют все подряд.
По приезде домой Федрыча ждал сюрприз. Его вместе с женой Аллой, заядлой охотницей, приехал поприветствовать сын давнего товарища по охотам Сергей Давжко. Сергей показал белого крякового селезня. Все его с любопытством разглядывали и сравнивали с обычным крякашом (фотографию охотники представили на всеобщее обозрение в «РОГ» и надеются, что специалисты объяснят этот феномен).
Все последующие дни были с трофеями. 28 апреля Катька работала с особым азартом. Федрыч всего за час добыл трех кряковых селезней. «Хватит, — объявил он Катьке, — есть норма, да и больше нам не донести».
На следующее утро он вышел во двор, где его встретила гробовая тишина. Утки молчали. Сердце старого охотника дрогнуло от предчувствия беды. Он сунулся в загончик, и его глазам предстала ужасная картина. Все утки были мертвы. Их убил какой-то хищник. Начались разборки. Сошлись во мнении — хорь или норка. Грешили больше на норку, так как среди уток находилась подраненная ястребом курица, но ее по неизвестным причинам хищник пощадил.
Комментарии (4)
НИК.ИВАНЫЧ
Сейчас, я думаю, этому удивляться не стоит. Если ранее они и встречались, то информация об этом передавалось из уст в уста и часто терялась и забывалась в пути, сейчас же информация в момент может быть зафиксирована и разлетается быстрее птичьего полета.
Я как-то здесь рассказывал, что однажды скрался к стае серых гусей ...и среди них был один белый гусь, с таким бежевым оттенком, скорее альбинос, но не чистой породы белый гусь. Его я стрелять не стал...
Александр Стефанович
Берег озера у деревни Алабузино территория Дубакинского хозяйства, владелец которого охоту запретил.
Алексей Стефанович
Судя по тексту статьи, создается впечатление, что хозяин Дубакинского охотхозяйства запретил охоту на акватории озера Верестово, в том числе и на островах. Но чтобы не обижать местных охотников он выделил им участки береговой линии где они бы могли охотиться, в том числе по берегу вблизи деревни Алабузино, то есть на алабузинских озерах, которые в акваторию озера Верестова входят весьма условно, во время весеннего разлива. Кроме того, насколько мне известно любимая охота Федрыча, это все же охота на гусей. Но теперь такой охоты на озере Верестово и в его окрестностях нет. А раньше была и очень неплохая. Федрыч, да и мы тоже, в свое время неплохо там охотились
Виталий Лошкарев
Этой весной сидел в скрадке с чучелами. Скрадок был построен на воде, в 5 метрах от берега. Сзади подкрался пьяный "охотник, и выстрелил по чучелам прямо над скрадком заряд пролетел. Если бы бы была подсадная, он бы её убил, а так повредил чучело. Я возмутился, а эта пьяная тварь просто ушел, пошатываясь... Его потом за это на 4 000 р оштрафовал инспектор, потому что мои местные товарищи распознали его.