Жизнь после смерти: как при выборе квадроцикла не нарваться на труп

Изображение Жизнь после смерти: как при выборе квадроцикла не нарваться на труп
Изображение Жизнь после смерти: как при выборе квадроцикла не нарваться на труп

Цены на новые квадрики неприличны до безобразия. Даже «китайца» меньше чем за 600–700 тысяч деревянных не купить

А чего уж говорить о брендах?! И в такой ситуации волей-волей начинаешь посматривать в сторону бэушки. Впрочем, покупая мотовездеход с рук, нужно понимать, что нарваться на откровенный хлам проще простого. А потому, отправляясь на смотрины машины для гряземеса, неплохо бы знать, на какие вещи следует обращать самое пристальное внимание

На самом деле некоторые выводы о техническом состоянии ATV можно сделать буквально по фотографиям из объявлений. Как бы парадоксально это ни звучало, но если квадроцикл на снимках сияет, как у кота шерстка, то скорее всего продавец пытается сместить фокус вашего внимания с технической составляющей своего «коня» в сторону эстетики. Ведь подсознательно нам кажется, что если на картинке квадрик выглядит как новый, то и по ходовке и движку он должен быть в таком же девственном состоянии.

ВСЕ НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ОТМЫТОЕ СТАРОЕ

И этим заблуждением умело пользуются нечистые на руку продавцы. Причем в ход идет не только классическая мойка, но и всевозможные средства по уходу за пластиком, которые прекрасно вуалируют потертости обвеса, придавая ему эффект свежести. А потому объявления, где квадрик сфотографирован аккурат «после душа» и на нем даже видны капельки воды, или же он натерт до жирного блеска, должны вас насторожить. Присмотритесь к деталям и главным образом к редукторам и мотору. На мотовездеходах эти узлы сделаны из алюминия, и если продаваемому экземпляру его бывший владелец, так сказать, показывал, где раки зимуют, то это будет отчетливо видно на вышеупомянутых агрегатах.

Изображение Фото авторское
Фото авторское 

Дело в том, что при эксплуатации и редукторы, и мотор довольно сильно нагреваются, а когда квадроцикл окунается в холодную болотную жижу, грязь в буквальном смысле въедается в поры разогретого алюминия, придавая ему специфический коричнево-бронзовый налет. Так что если вам приглянулся довольно свеженький на вид ATV с «загаром» на алюминиевых деталях, то знайте: на нем отнюдь не девочка за хлебушком ездила по коттеджному поселку, а взрослый дядька катал бедолагу на все деньги.

НАБОР ЮНОГО ХИМИКА

Особо ушлые продавцы научились смывать с редукторов и мотора следы былых похождений. Копеечное средство для мытья унитазов из ближайшего хозмага великолепно очищает алюминий от грязного налета буквально за 10–15 минут, да так, что не всякий бывалый квадроциклист заметит подвох. В действительности же применение «набора юного химика» выдадут два момента. Во-первых, после взаимодействия с агрессивными компонентами геля для фаянса алюминий покрывается небольшими темными пятнышками, из-за чего поверхность редукторов по цвету похожа на оцинкованное ведро. Во-вторых, средство попадает на элементы рамы, на рычаги подвески и на приводы колес, и там, где есть сколы краски (а они неизбежны при эксплуатации вездехода), моментально появляется ржавчина.

Изображение Фото авторское
Фото авторское 

Так что мотайте на ус: коли на вид квадрик не по годам свеж, алюминиевые детали без бронзового загара и выглядят почти как новые, но рама и рычаги ходовки при этом в «рыжиках», знайте: данный аппарат перед продажей как следует «отхимичили».

ПРЕДАТЕЛЬСКИЕ АКСЕССУАРЫ

Кроме того, в квадрике есть такие места, откуда грязь вымыть ой как непросто. Например, из полости между бензобаком и пластиковым «оперением». При езде по болотам здесь оседает тина и сгустки глины, а подлезть туда пистолетом мойки высокого давления, чтобы мощной струей выбить все это добро, как ни старайся — не получится. Заглянули в закрома, увидели криминал — и бегите без оглядки. Нет, безусловно, продавец бэушки может заморочиться, снять пластик и отмыть вездеход более тщательно, но, поверьте, на такие подвиги способны далеко не все.

Изображение Фото авторское
Фото авторское 

Еще одна отличительная черта повидавших жизнь квадроциклов — наличие чисто грязевых атрибутов: выноса радиатора и шноркелей (воздухозаборники, с помощью которых вездеход способен ездить по глубоким грязевым бродам, когда из-под воды торчит один только руль). Не верьте байкам продавца, на серьезных щах рассказывающего, что и вынос, и шноркели ему посоветовали поставить в мотосалоне, но в реальности ничего страшнее сухих лесных тропинок квадрик в своей жизни не видел. Это все равно что женщина в короткой юбке, колготках в сеточку и с ярким макияжем будет божиться, что вы у нее первый мужчина, а до этого она ни с кем ни-ни.

Уверяем: и вынос радиатора и вывод воздухозабрников — удовольствие не из дешевых, и выкладывать порядка 50–70 тысяч рублей за безделушки, которые посоветовал поставить продавец в дилерском центре, ни один здравомыслящий человек не станет. Так что наличие устремленных вверх труб и радиатора, красующегося на переднем багажнике, — явный признак, что квадроцикл прошел и огонь, и воду, и медные трубы.

БЕЗ ЛОХА И ЖИЗНЬ ПЛОХА

С внешними признаками потенциального «квадротрупа» разобрались, теперь самое время поговорить о том, что скрыто от глаз. Самый большой и неприятный сюрприз новому владельцу б/у квадроцикла может преподнести силовой агрегат. Устранение посторонних стуков в моторе или жора масла на ATV, в зависимости от масштаба проблемы и марки «проходимца», стоит сейчас от 70 до 300 тысяч рублей (это работа плюс запчасти). И вот как раз чтобы не попадать на дорогостоящий ремонт, некоторые продавцы пытаются втюхать проблемную машину какому-нибудь начинающему квадроциклисту. Как говорят в таких случаях, без лоха и жизнь плоха. А потому, выезжая на осмотр вездехода, попросите продавца не запускать мотор до вашего приезда. Очень важно послушать, как движок работает на холодную. Если после пуска слышен стук, который по мере прогрева сходит на нет, знайте: это признак того, что «пламенное сердце» на подходе и в ближайшие километры может остановиться вовсе.

Изображение Фото авторское
Фото авторское 

Итак, приехали, перед запуском пощупали рукой цилиндр или аккуратно дотронулись до выхлопной трубы, дабы убедиться, что они холодные, а значит, продавец до вашего приезда не прогревал ДВС, и уже после этого крутите стартер. Если мотор не ушатан, то он быстро и бойко заведется, и при работе не будет издавать посторонних стуков и шумов. Если же силовая установка воспламеняется неохотно, то это косвенно может указывать на критичный износ цилиндро-поршневой группы. Ну а стуки при работе мотора — это верный признак деградации кривошипно-шатунного механизма.

КРАСНОРЕЧИВЫЙ ПОФИГИЗМ

Ах, да! Перед запуском мотора обязательно открутите масляный щуп и посмотрите не только и не столько на уровень масла, сколько на его состояние. Если лубрикант черный, как деготь, то это красноречивое свидетельство пофигистичного отношения к технике. Скорее всего, владелец-продавец обслуживал ее не согласно регламенту, а лишь когда что-то выходило из строя. Кроме того, чернющее масло может говорить и о залегании поршневых колец, в результате чего газы и продукты горения попадают в картер мотора.

Кстати, кристально чистое масло тоже должно насторожить. Сами подумайте, ну для чего продавцу в канун сделки тратиться на замену дорогущего масла? Ага, просто он такой человек, который перед продажей делает полное техобслуживание квадрику, чтобы новый владелец горя с ним не знал. Сами-то в это верите? Чтобы не дать ввести себя в заблуждение касательно состояния мотора, не побрезгуйте испачкать руки, засуньте палец в выходное отверстие выхлопной трубы, сделайте круговое движение и посмотрите на результат. Если палец будет просто в сухой саже, то мотор, считай, как Ленин, живее всех живых. А вот наличие на пальце сгустков масла намекнет вам, что ДВС на последнем издыхании.

Изображение Фото авторское
Фото авторское 

Я ТВОЙ КВАДРИК КОЛЕСО ШАТАЛ

При покупке квадрата не лишним будет посмотреть ходовую часть, а именно проверить люфты в рулевом механизме, в рычагах и кулаках подвески, в шаровых опора и ступицах. И здесь вам ну никак не обойтись без помощи домкрата, поэтому, отправляясь на осмотр приглянувшегося экземпляра, обязательно вооружитесь подъемником. Диагностика элементарна: вывешиваете поочередно каждое колесо мотовездехода и без особого фанатизма качайте-шатайте его в разных направлениях. Почувствовали руками люфт или услышали стуки — смотрите, что именно болтается: шаровые, рулевые наконечники или втулки рычагов подвески.

Наличие небольших люфтов на одном из колес — это нестрашно и легко поправимо. Но вот если за какой «баллон» ни возьмись, возникает чувство, будто вот-вот он останется в руках, то это явный признак того, что продавец из рук вон плохо относился к своей технике. Полностью перетряхнуть ходовую часть в зависимости от марки и модели ATV стоит сейчас от 20 до 60 тысяч деревянных. В общем, есть повод поторговаться.

Изображение Фото авторское
Фото авторское 

ПОМОЩЬ ДРУГА

Куда печальнее, если проблемы связаны не с подвеской, а с коробкой передач. Помните, что все передачи должны включаться четко, при движении под нагрузкой ни одну из передач выбивать не должно. Ремонт коробки — мероприятие ой какое дорогостоящее, поэтому, если возникли претензии к главному узлу трансмиссии, лучше откажитесь от покупки вовсе. Продавец будет вас убеждать, что нужно всего-то подрегилировать тягу КПП и настанет долгожданное счастье, но задайтесь вопросом, какого рожна он сам это не сделал давным-давно и продолжал кататься на квадроцикле с вышибаемой на ходу передачей?

Подбор квадроцикла на самом деле занятие не очень простое, и без должных знаний и опыта новичок на вторичном рынке скорее купит кота в мешке, а не аппарат, который его будет радовать своей безотказной работой. А потому лучше воспользоваться помощью специалиста по подбору квадроциклов (такие услуги оказывает практически любой сервис по ремонту мотовездеходов) или взять на смотрины более подкованного товарища. Поверьте, траты на подбор ATV намного ниже, чем ремонт натертого до блеска «трупа», купленного по принципу «он выглядел как новый».