Вопрос далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. Ведь от того, где и как, в каких условиях перезимует ваша лодка, во многом зависит, сколько сезонов она еще послужит.
Взяться за перо побудил разговор с одним знакомым рыболовом. Он посетовал на то, что его лодка, еще почти новая, всего третий сезон на ней рыбачит, но уже стала расклеиваться и пропускать воду. Поинтересовался у собеседника, где и как он хранит лодку зимой.
— Заворачиваю в чехол – и на балкон, – последовало в ответ.
Признаться, очень удивился этому варварскому отношению к такой легкоранимой и нежной вещи, как прорезиненная надувная лодка. И как мог пытался убедить своего знакомого: именно потому, что его лодка не одну зиму пролежала на морозе, она так быстро пришла в негодное состояние. Ведь при низких температурах резиновое покрытие лодки дубеет, быстро «стареет» и начинает трескаться, а клееные швы – расклеиваются.
Вот и возникает вопрос: как же правильно хранить надувную лодку в зимний период, чтобы по возможности дольше продлить срок ее жизни? Прежде всего, хочется подчеркнуть, что перед тем как положить лодку на зимнее хранение, ее необходимо к этому подготовить, что значит – тщательно вымыть с мылом, удалить все остатки грязи и песка, особенно в труднодоступных местах между надувными бортами и днищем. Особенно опасны песчинки – они могут травмировать, царапать верхний защитный слой лодки, в результате чего она преждевременно изнашивается.
Промывку лодки лучше всего сделать при солнечной погоде с легким ветерком, чтобы она быстрее высохла. Дело значительно облегчится, если лодку перед началом промывки накачать и установить в наклонном положении. В таком виде и обрабатывать лодку удобнее, и вода с нее стекает быстрее.
Промытую лодку надо оставить на некоторое время в наклонном положении для просушки. А чтобы просыхание шло быстрее и равномернее, необходимо периодически переворачивать лодку, ставя ее попеременно то на правый, то на левый бок. Обнаруженные при этом влажные места надо вытирать сухой тряпкой.
После того как внешняя поверхность лодки высохнет, надо выпустить из нее воздух и вывернуть днищем наружу. Это очень важный и ответственный момент в процессе обработки лодки, так как дело касается стыков днища с бортами. Именно эти места следует осмотреть особенно внимательно, начисто протереть их, удалить возможные остатки грязи и песка.
Когда вымытая лодка полностью просохнет, всю ее поверхность надо покрыть тальком. Для этого достаточно окунуть сухую тряпку в порошок талька и этой тряпкой протереть поверхность лодки. Тальк предохраняет резиновый слой от сырости, препятствует его слипанию при долговременном хранении.
Итак, лодка подготовлена к зимнему хранению. Но куда ее положить? Был бы идеальный вариант, если бы имелась возможность оставить лодку на зиму в развернутом виде, слегка накачанной и в достаточно теплом помещении. Но, к сожалению, такой возможности, особенно в городских условиях, просто нет. Вот и приходится укладывать лодку в чехол и ставить на хранение либо в шкаф, либо в кладовку, либо на антресоли. Важно, чтобы при сворачивании и упаковке лодки в чехол не допускать острых изгибов. Именно в этих местах могут появиться трещины. А чтобы избежать острых изгибов, перед укладыванием лодку следует немного подкачать.
На этом, однако, забота о лодке не заканчивается. Хотя бы один раз в течение зимы лодку желательно извлечь из места хранения и накачать. Это нужно для того, чтобы проветрить внутренние стенки камер. Затем переложить лодку так, чтобы прежние сгибы не совпадали с новыми. Это опять же во избежание возможных трещин.
Поставленная на хранение лодка должна быть защищена от воздействия нагревательных приборов. Рядом с ней не должно быть никаких химически активных веществ: бензина, кислот, щелочей, керосина, разных растворителей, ацетона, машинного масла и т.д. Они разрушают резиновое покрытие и текстильную основу лодки. Температура воздуха в месте хранения лодки должна соответствовать примерно комнатной, но ни в коем случае не быть ниже ноля градусов.
Заботы и внимания требуют также весла и насос. Их тоже необходимо очистить, промыть и просушить. Шланг насоса надо уложить так, чтобы он был в расправленном состоянии, без резких перегибов.
До сих пор помню свою первую рыбацкую лодку, которую купил в 1969 году. И прослужила она 18 сезонов! Лодка была двухместная, голубого цвета, с желтыми поперечными полосами на клееных стыках, с высокими бортами. Словно ребенок радовался этой рыбацкой обновке, заботливо ухаживал за ней, берег. Не счесть, сколько километров водной глади пересек на своей лодке, сколько раз ночевал на ней, перевернув вверх дном. Но время брало свое. И когда она, несмотря на все старания и заботы, со временем все-таки износилась и пришла в негодность, скрепя сердце отнес ее на свалку. Расставался с ней не как с ценной вещью, а как с верным и надежным другом, к которому бесконечно привык и который служил мне верой и правдой.
А хранил свою лодку зимой на антресоли, которую сам сделал в прихожей квартиры специально для этой цели. Теперь на этом месте зимует другая лодка.
Комментарии (2)
Александр Иванович
Хорошая и полезная статья. Спасибо автору. Возможно кому и пригодится.
Юра Кирюшкин
Все правильно сказано автором - мороз убьет лодку.Тальк так же необходимо засыпать и внутрь баллонов , затем накачать и хорошенько растрясти по внутренним стенкам.Затем ссыпать остатки талька и им обработать поверхность.Одной баночки детской посыпки вполне хватает для обработки двухместной лодки.