Два варианта Проекта о продлении сроков действия разрешений на оружие
Первый вариант этого проекта был внесен в ГД РФ 23 июля и сразу же вызвал настороженность, породил необходимость реализации замечаний к нему.
Главными из замечаний стали опасения, что проектируемое увеличение сроков административных процедур в отношении владельцев оружия с 5 до 15 лет может привести к увеличению рисков для общественной безопасности.
Среди таких рисков, в Пояснительной записке к Проекту названы: позднее выявление факта утраты оружия владельцем и позднее выявление наличия медицинских противопоказаний к владению оружием.
Авторы законопроекта совместно с представителями Росгвардии и Минздрава России указанные замечания учли в представленной редакции Проекта.
В Проекте прошедшем первое чтение возможности увеличения сроков действия разрешений на оружие с 5 до 15 лет зависят от наличия или отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 и частью 2 статьи 26.
Это и сейчас действующие положения и, если они выявляются, то лицензия на приобретение оружия или разрешение на оружие, аннулируются. Если же таких обстоятельств нет, то срок действия последующего разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия увеличивается на пять лет.
Предельный срок же действия разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия или охотничьего пневматического оружия не может превышать пятнадцать лет» (новая часть 15 статьи 13).
Предлагаемые меры достижения целей Проекта
Проект их решить через внесение дополнений и изменений в статьи 1, 13, 20.1, 22 и 25 ФЗ об оружии, а также новую разработанную статью 6.1 в названный закон.
В связи с этим, статья 1 ФЗ об оружии дополняется понятием «медицинские противопоказания к владению оружием - заболевания (состояния), при наличии которых гражданину противопоказано владение оружием».
Ряд изменений и дополнений предлагается внести в статью 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации. В ее предлагаемую 15 часть (действующая 15 часть) вносят положение обобщающее все медицинские документы словами : «другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы».
Здесь указано и на то, что с момента вступления в силу Проекта граждане РФ, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы, спортивное пневматическое оружие или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти медицинское освидетельствование.
В этой же части говорится, какие и куда гражданин РФ представляет документы для получения лицензии на приобретение оружия.
Части 20 настоящей статьи уточняется положение о том, что лицензия на приобретение оружия не выдается не прошедшим медицинского освидетельствования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по результатам которого оформлено медицинское заключение (новая редакция п.2 части 20). В этой же части пункт 9 предлагают признать утратившим силу.
Ныне действующую 21 часть, определяющую действующий порядок медицинского обеспечения прав граждан на получение лицензий на приобретение оружия и разрешений на оружие, предлагают так же исключить из статьи 13. Такой порядок меняется Проектом.
В часть 22 статьи 13 вносят положение о том, что граждане РФ, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, за исключением граждан проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, не реже одного раза в пять лет обязаны проходить медицинское освидетельствование.
О предлагаемых новых элементах текущего контроля за наличием медицинских противопоказаний у владельцев оружия
Наиболее полно это прописано в проектируемой статьи 6.1 «Медицинские противопоказания к владению оружием». Всю ее приводить не буду, с нею можно ознакомится в Интернет ресурсах, найдя на сайте ГД РФ Паспорт проекта ФЗ № 760345-7..
Как сообщают разработчики Проекта, в случае его принятия с граждан снимается обязанность 1 раз в 5 лет предъявлять в бумажном виде в Росгвардию 2 медицинских справки об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Вместо того граждане будут проходить 1 раз в 5 лет медицинское освидетельствование, по итогам которого данные будут передаваться организациями здравоохранения в Росгвардию в электронном виде без участия гражданина (бумажные справки сохранятся для желающих).
Напоминаю, что статья 1 ФЗ об оружии дополняется определением, что медицинские противопоказания к владению оружием - заболевания (состояния), при наличии которых гражданину противопоказано владение оружием.
Новая статья 6.1 в ФЗ об оружии, устанавливает, что:
- правовое обоснование понятия «медицинские противопоказания к владением оружием» определит Правительство РФ;
- порядок проведения медицинского освидетельствования, форма и порядок выдачи направления на медицинское освидетельствование, порядок оформления, выдачи и форма медицинского заключения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. С этим, кажется, ясно.
В этой Статье устанавливается, что медицинское заключение формируется в медицинских информационных системах медицинских организаций или государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации в форме электронного документа. подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
По просьбе гражданина указанное заключение может быть дополнительно изготовлено и выдано в форме документа на бумажном носителе и (или) в электронном виде
Сведения об оформленных медицинских заключениях предоставляются оформившими их медицинскими организациями в единую государственную информационную систему здравоохранения с последующим предоставлением в государственную информационную систему, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, в рамка информационного взаимодействия, предусмотренного настоящей статьей.
Есть в проекте этой статьи положения, которые безусловно разработчики поправят.
К примеру, здесь предлагается установить следующее. При выявлении подозрений на наличие медицинских противопоказаний (включая наличие в организме наркотических средств) при проведении любых медосмотров и оказании медпомощи владельцам оружия в любой момент времени, медицинскими организациями будет инициирована процедура внепланового прохождения медицинского освидетельствования и принято решение (в зависимости от того подтвердится первоначальные подозрения или нет) в течение 1 месяца, с передачей соответствующей информации в Росгвардию в электронном виде.
Безусловно, такая мера, может предотвратить какие – то возможные нарушения и, даже возможно, утрату оружия и (или) даже преступления с оружием, но механизм то хромает.
В Пояснительной записке разработчики проекта сообщают, что предлагаемая законопроектом конструкция аналогична подходам, разрабатываемым в отношении контроля за наличием медицинских противопоказаний у граждан к управлению транспортными средствами (МВД (ГИБДД) - Минздрав).
Тут тоже, как – то не очень ясно.
Так, для водителей автотранспортной техники такие требования установлены в статье 23 Федеральный закон "О безопасности транспортных средств", в которой нет конкретных указаний на те или иные противопоказания.
К примеру, на диабет, эпилепсию, астму, состояния после инсульта, беременность и другие. Есть общие классификаторы болезней по международному стандарту МКБ-10.
Подробно же медицинские противопоказания указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" (ред. от 3 августа 2019 г.).
В настоящее время, водителям постоянно напоминают, что не забывайте о вашем личном чувстве ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных.
Ведь формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.
Де-факто, сейчас так. Даже, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью.
Инспектор ГИБДД может выявить болезнь лишь случайным образом. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.
Таково положение и с владельцами оружия, а не только у охотников. В вооруженных силах, правоохранительных органах граждан, которым по медпоказаниям уже нельзя давать оружие для исполнения служебных обязанностей, выявляют ежегодно, на обязательных медицинских комиссиях. Это оправдано и временем.
Вернемся же к Проекту изменений ФЗ-об оружии. Из новой статьи 6.1 ФЗ об оружии видятся контуры названного «информационного взаимодействия».
Предполагается, что выявить у владельца оружия или гражданина, которому выдана лицензия на приобретение оружия, признаки наличия медицинских противопоказаний к владению оружием, возможно при проведении медицинских осмотров или освидетельствований либо при оказании медицинской помощи.
Информация о наличии признаков медицинских противопоказаний к владению оружием, фиксируется в медицинской информационной системе медицинской организации и (или) государственной информационной системе субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и предоставляется в единую государственную систему в сфере здравоохранения.
Владелец оружия или гражданин, которому выдана лицензия на приобретение оружия, направляется на внеочередное медицинское освидетельствование, которое должно быть пройдено в течение 30 календарных дней.
О направлении гражданина на медицинское освидетельствование уведомляется федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, в рамках информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения, предусмотренного настоящей статьей.
В течение срока, предусмотренного для прохождения указанного медицинского освидетельствования, оружие, а также лицензия на приобретение оружия у гражданина изымаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или органами внутренних дел по месту нахождения соответствующего оружия до оформления медицинского заключения.
При этом, разработчики Проекта считают, что предлагаемая им конструкция полностью защищает институт врачебной тайны. Информация, передаваемая в электронном виде от организаций здравоохранения в Росгвардию, будет ограничена фактом наличия у владельца оружия действующего медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (без передачи какой-либо информации о диагнозе либо факте обращения за медпомощью/медосмотром и т.д. и т.п.).
P.S. Безусловно, для того, чтобы начертанное в Проекте стало возможным надо менять целый ряд ФЗ о здравоохранении и медицинской помощи граждан. Нужна экспертиза того, а как современное состояние цифровизации в медицине способно обеспечить врачебную тайну.
Надо дорабатывать, а может и разрабатывать новые административные регламенты оказания медицинской помощи и проведения медицинских освидетельствований. Простое сопряжение имеющихся и создаваемых электронных баз и паспортов, нуждается в защите от утраты персональных данных граждан.
Одной из мер, вероятно, может быть усиление персональной ответственности операторов баз данных и всех сотрудников, кто с такими электронными ресурсами работает.
В общем, надо – надо - надо и еще раз, надо…
В общем, цели Проекта благие, ведь всеем нам, охотникам, поднадоело читать сводки правоохранительных органов, материалы СМИ и сообщения соцсетей о происшествиях с применением охотничьего оружия.
Не обладая всей проверенной информацией о лицах совершивших такие преступления, солидарен с разработчиками Проекта, что какую-то часть их можно было бы предотвратить. Для этого, надо было бы работать с владельцами оружия постоянно.
Проект прошел первое чтение, с ним еще работают. На втором же чтении, что возможно уже и в начале 2021 г., его примут во втором чтении.
В силу новые положения Проекта № 760345-7ФЗ об оружии, как предлагают его разработчики, с 1 января 2022 года.
У нас же граждан, в том числе и охотников, остается около месяца на то, чтобы внести свои замечания и предложения в Проект. Автор над этим работает. Присоединяйтесь.
Комментарии (9)
КСН
Вячеслав, много слов, но раз в пять лет медкомиссия, ХТИ и два диспансера не отменяются!
Вячеслав Михайлов
Совершенно верно. Лично меня, как вероятно и других, волнует некоторые вопросы. К примеру, как избежать врачебной ошибки. К примеру, сахарный диабет можно признать у больного по анализу на сахар в крови, но это может быть и не диабет...Достаточно ли мнения одного врача, что осматривал человека? Будут ли охотники, у которых со временем появятся болячки, после принятия этого, обращаться за врачебной помощи? А с другой стороны, если все наши истории болезней оцифровать, то там уже много "кандидатов" наа внеочередное освидетельствование найдется. И опять все упирается в профессионализм, ответственность и любовь к человеку.
Хотелось бы узнать от специалистов, а как избежать того, что при каждом осложнении хронической болезни, не быть направленным на эту самую медкомиссию? Ведь самолечение в случае тяжелой болезни может привести к летальному исходу. Может, что придумали уже в отношении водителей?
Как обеспечить безопасность персональных и медицинских данных о гражданине, если в единую государственную базу электронных данных будут на законном праве входить ответлица с самых разных ведомств? Пишу, а со вчерашнего дня громко обсуждают факт воровства в Москве данных о больных ковидом. И опять человеческий фактор...
Александр Воробьев
Перед глазами запрос депутатов, скаченный с сайта государственной думы. Разговор всего о нескольких статях в ФЗ "Об оружии". Конкретно.
часть 14 статьи 13. слова "при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа..."
заменить на "при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пятнадцать лет на основании документа..."
дополнить новой статьей - 23. "Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия не реже одного раза в пятнадцать лет обязаны предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и метаболидов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболидов".
Вот ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/760345-7
1 ответ
КСН
Эту ссылку ещё уметь читать надо, а не выхватывать первый же попавшийся текст. Смотреть надо изменённый законопроект при внесении на 1-ое чтение в Госдуму:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/760345-7
Вячеслав Михайлов
Уважаемый Александр! Если бы было так, то и не писал бы.
Писал о том варианте, который принят в первом чтении. Он появился не сразу, к тому же, PDF вариант.
Вячеслав Михайлов
Благодарю всех, кто пытался поправить проект ФЗ о продлении срока действия разрешения на хранение оружия.
Сегодня направил в ГД РФ свое экспертное заключение, в котором предложил изменить некоторые положения Проекта, принятого в первом чтении. Получил извещение, что мои предложения приняты. В предложениях попросил уйти от того, чтобы врач - специалист, который на любом приеме выявив признак нарушений здоровья, который бы говорил о невозможности владения оружием, сразу же направлял свое заключение в информсеть. Оно - такое заключение приводит к тому, что владельца оружия сразу направляют на внеплановую комиссию, а оружие изымают до решения этой комиссии. В каждой медорганизации есть постоянно действующая комиссия, которая имеет право проверить диагноз. Пусть так сделают, а уж потом приглашают на внеплановую проверку.
Кроме того, заметил некоторые неточности с информобменом. Предложил свои пути исправления.
Конечно, я могу ошибаться. Думаю специалисты ГД РФ и профильных министерств и ведомств проверят и оценят наши предложения.
Но ждать, когда эти изменения вступят в силу, наверное, не стоит. Они заработают, как сказано в Проекте ФЗ, с 1 января 2022 г. До этого будут разрабатывать подзаконные акты (постановление Правительства России, приказы Минздрава РФ, МВД РФ, Росгвардии и других ведомств). Разработчики их опубликуют на официальном сайте проектов НПА, мы же сможем продолжить эту работу. Подключайтесь.
С наступающим 2021 годом! Здоровья, счастья и благополучия! Берегите себя и близкий!
Васиий ПнО
Вячеслав!
Большое спасибо за представленный анализ.
Остались еще активные, кто пытается подправить вектор направления.
Очень интересно почитать Вашу экспертизу. Где это можно сделать?
Большое спасибо.
Развитие событий по этому вопросу опубликовано журналом Калибр.
Там же в заголовке прямая ссылка на карточку проекта.
https://zen.yandex.ru/media/kalibr/ne-piat-a-desiat--chto-izmenitsia-dlia-vladelcev-orujiia-5fb7c4f293538c303944d320
Вячеслав Михайлов
Василий, доброго дня!
Спасибо. Текст моего заключения, как говорят, размещен. Правда сам никогда этим не интересовался..Отправляю по форме, утвержденной Правительством РФ. Как отправлю, то из ГД РФ приходит об этом уведомление. Потом руководитель ответственного комитета ГД РФ присылает ответ по существу заключения.
В том Заключении о котором спрашиваете, кроме того о чем написал ранее, увидел, на мой взгляд, нарушение в вопросах информационного взаимодействия в госинфсистемах. Так, врач, к которому пришел на плановый прием охотник, увидев нарушение его здоровья, что не совместимо с правом владение оружия, сразу дает сообщение об этом в информсети медоганизации. Затем это поступает в информсеть Минздрава субъекта ФЗ, а от туда уже в госсистему Здравоохранения РФ. Сведения о заболевании охотника поступают в Росгвардию, которая должна забрать на время охоторужие. Но, ведь врач на приеме может и ошибиться. С другой стороны, каждый ли сотрудник гвардии может работать с госинформсетями? Кто и как определяет компетенцию сотрудников на все это? Ведь человеческий фактор может сыграть и, к сожалению, играет и негативную роль. Когда наши персональные данные, а особенно о диагнозах, становятся известными неопределенному количеству людей. И Не только в России...До этого писал заключение на законопроект о том, чтобы закрыть, так называемые общедоступные данные. Наверное, сами на Комп, ТЛФ получаете массу приглашений потратить денежки. Ответа пока нет, но знаю, что на втором чтении убрали такой термин из закона о персональных данных, заменив другим.
Вообще то, деятельность независимого эксперта даже зарегистрированного органом госвласти, важная, но не очень благодарна. Она не заметна, не приносит ничего кроме самоудовлетворения от осознания, что помогаешь бороться с коррупцией. Одно дело, когда поймали коррупционера, а другое, когда на уровне установления правоотношений предупреждаешь саму возможность для коррупции...За уже более десяти лет,, как занимаюсь этим, мои обращения к активным охотникам примкнуть к таким экспертам, не получает поддержки...
Всех с Новым 2021 годом! Здоровья, благополучия, успехов! Ни пуха, ни пера! Берегите себя и близких!
Вячеслав Михайлов
18 января получил ответ от Комитета ГД РФ по борьбе с коррупцией, что мои замечания и предложения приняты у сведению