Комбинированное ружье - это целый пласт истории и культуры

Изображение Комбинированное ружье - это целый пласт истории и культуры
Изображение Комбинированное ружье - это целый пласт истории и культуры

Комбинированное ружье — это целый пласт истории и культуры. Стало быть, рассказывая о нем, вы никак не обойдетесь одной-двумя общими фразами.

Комбинированные ружья малого калибра появились в конце ХIХ века как логическое продолжение садовых ружей.

Садовыми назывались легкие одноствольные переломки малых калибров, предназначенные для борьбы с вредителями на фермах и тому подобных садовых и огородных участках.

Ими производился отстрел дроздов, скворцов, воробьев, кроликов, крыс, змей и тому подобной мелкой живности с расчетом, что, если вы выстрелите в угол сарая, стену не испортите.

Тогдашние труженики агрокомплекса предпочитали действовать избирательно, не прибегая к капканам и ядам, больше калечащим и травящим домашних животных и собак.

Первые гарденганы использовали патроны Луи Флобера .22ВВ и 9 мм. Когда-то в старой патриархальной Британии, стране зеленых лугов и дубовых рощ, они были востребованы и пребывали в фаворе.

К 90-м годам XIX века .22 калибр оценили по достоинству за дешевизну, дружелюбность к стрелку в виде малой отдачи и негромкого звука выстрела, а главное — за хирургическую точность. К тому же свинцовые пули на смешной околозвуковой скорости не портили ствол, ресурс которого стал синонимом вечности и бесконечности.

Изображение На МР-18 рычаг открытия стволов одновременно является и взводителем курка. Фото из архива Александра Кудряшова.
На МР-18 рычаг открытия стволов одновременно является и взводителем курка. Фото из архива Александра Кудряшова.  

К этому времени .22 перебрался через океан, чуть подрос длиной гильзы до привычного размера и заметно прибавил в авторитете и популярности. А в ХХ веке из ниши утилитарных и развлекательных калибров .22LR перебрался в разряд серьезных спортивных.

Из босоногого подростка в коротких штанишках он превратился в уважаемого человека в солидном костюме спортивного кроя и ботинках крокодиловой кожи. И начал свое победное шествие по всему миру.

Но генетика осталась генетикой. Малая энергетика, незначительное останавливающее действие и не всегда достаточная убойность требовали дополнительных мер. И решение соединить вместе нарезной ствол калибра .22LR и гладкоствольный среднего калибра стало логическим продолжением и достойной альтернативой необходимости носить с собой винтовку и ружье.

Изображение Открытый курок имеет свои плюсы  и минусы. Фото из архива Александра Кудряшова.
Открытый курок имеет свои плюсы и минусы. Фото из архива Александра Кудряшова.  

Но мир был поставлен на паузу: четырнадцатым летом ХХ века оба земных полушария затянул дым мировой войны. К двадцатым годам хрупкое равновесие в большей или меньшей степени восстановилось. И производители разного стреляющего железа, оставшиеся без военных заказов, стали браться за все, что имело спрос.

И это дало миру прямо-таки карнавал новых изделий и систем. Примерно тогда начали производиться и практически сразу стали популярными так называемые «помещичьи» ружья. Один ствол .22LR, а другой гладкий 20-го или 24-го калибра все же сошлись вместе. Один курок, один спуск и селектор, само собой.

Бродит помещик или фермер по своему владению. Закинул на плечо ружьишко. Где лиса на глаза попадется, где косуля подставит бок, где рябчик попросит приготовить его с ананасом, а где утка поднимется на крыло у дальнего пруда… Для каждого найдется нарезная пуля, гладкая пуля или дробь. Так чего стесняться-то? Помещик ведь!

Изображение Сделать комбинированное ружье на базе одностволки — интересная идея. Фото из архива Александра Кудряшова.
Сделать комбинированное ружье на базе одностволки — интересная идея. Фото из архива Александра Кудряшова.  

Понятное дело, что универсальные ружья необременительного веса быстро обрели популярность среди любителей натуралистических прогулок с мыслями о выстреле по случайной цели и среди тех, кому по долгу службы приходилось подолгу находиться среди охотничьих просторов. И так было аккурат до 1939 года, до начала Польской кампании. До новой мировой войны.

Когда линия фронта добралась до благопристойной Германии, когда все почтенные бюргеры дали драпа, заслышав далекую канонаду, возвещающую о приближении Красной армии, то бросали все подряд. В том числе и ружья. Летом 45-го те, кому получилось уцелеть, потянулись домой, привозя с собой разное.

И с этим людским потоком многие образцы охотничьего оружия потекли в СССР. И «помещичьи» в том числе.

Но вот только помещиков в Союзе не было. Зато был пушной промысел, который требовал особого оружия. Когда-то такие выпускались и у нас: ИЖ-56-1 и Иж-56-3 «Белка». Жаль, что недолго.

«Белка» мне всегда нравилась, еще с детства, со школьных времен. Доводилось подержать такую в руках — легонькую, тонкую, всю такую воздушную и звенящую. И когда стал старше, все искал «Белку». Как говорится, руки зудели, да все повода не было.

И этот самый зуд позвал почесать руки в один небезызвестный магазин в Климовске. Примчался туда и, высыпав на кассе какую-то совершенно несуразную сумму, схватил свою радость в охапку и помчался домой — изучать. Поскольку ружье давно уже принадлежит другому владельцу, полагаю, не будет большой беды выложить свои фотографии 2012 года.

Изображение Спереди стволы соединены муфтой. Фото из архива Александра Кудряшова.
Спереди стволы соединены муфтой. Фото из архива Александра Кудряшова.  

В моих руках оказалась современная реинкарнация старой «Белки». Если та была построена на базе одностволки ИЖ-К, то для этой взяли за базу ИЖ, вернее МР-18. Ствольный блок с основой в виде нижнего ствола, верхний ствол малокалиберный, оба ствола запрессованы в муфту у казенных срезов.

И ствольная муфта у дульных срезов. На средней муфте, естественно, сэкономили. И если надавливать на верхний ствол, он ощутимо прогибается, а потом встает на место.

Поскольку за базу взят 18-й, открытого курка нет. Есть только указатель его взведения. Нижний рычаг запирания расположен привычно, около спусковой скобы. Ход тугой, требует доведения до места после закрывания стволов — все как в «Паспорте» на ружье написано. Новое, не притертое изделие — чему удивляться? Вот притрется, тогда и будет работать мягко.

Кто-то говорил, помнится, что за океан уезжают изделия разболтанные, с максимально возможными люфтами, а все тугое остается дома.

Селектор стволов такой же, как и был: два положения — нижнее и верхнее. Стрельба из нарезного ствола — движок вверх. В остальном привычный 18-й.

Поскольку был повод сравнить новоделку с прообразом, с ИЖ К 1964 года издания, сравнение оказалось явно не в пользу 94-го. Скажу пару слов о своей любви к ИЖ К. Курковые одностволки всегда были и оставались дешевым оружием категории «чтобы было», для всех, кому ружье с собой носить обременительно, а покупать дорого. А одностволка вполне себе сгодится.

Изображение На МР-18 рычаг открытия стволов одновременно является и взводителем курка. Фото из архива Александра Кудряшова.
На МР-18 рычаг открытия стволов одновременно является и взводителем курка. Фото из архива Александра Кудряшова.  

Их в те годы люди звали почему-то берданками, не задумываясь о смысловой нагрузке и происхождении термина. И отношение было соответственное. Но мне ИЖ К достался в состоянии «живее всех живых». То есть не сильно побитый временем и людьми. К — вороненый, и вороненый довольно качественно.

Оси на колодке заполированы, их торцы не сразу и углядишь. Открывается, закрывается, разборка/сборка на уровне хорошего «бельгийца». Рычаг запирания — продолжение руки. Курок тугой, встает на боевой взвод со звонким щелчком.

Жене тяжеловат для взвода, но у всех свои недостатки. Лезть внутрь, чтобы что-то отладить, даже и в голову не придет. Снял раз в год ложу, пересмазал внутренности и назад собрал. Все, другого внимания не требуется.

У 94-го все гораздо проще. Покрытие на стволах неглубокое, на солнце светится, как будто протертое. А коробка так и вовсе крашеная. Дерево традиционно-современное, с неким неизвестным покрытием, довольно непрочным, к слову сказать. Разборка/сборка, наверное, на том самом среднем уровне, ниже которого уже начинаются трудности.

Залезание внутрь 94-го вызвало скорее недоумение. Практически новое ружье, а на селекторе на ударниках уже натиры. На курке сбоку слизано покрытие… И так во всем. Да, что мог, привел в соответствие.

Но чтобы довести спуск даже не до перелома стеклянной палочки, а хотя бы до ощущения продавленного пальцем льда,  надо выбивать оси и притирать курок к шепталу, как положено. В состоянии «как с завода» спуск нельзя назвать внятным.

Изображение Ружье имеет нарезной ствол калибра .22LR и гладкий ствол .410-го калибра. Фото из архива Александра Кудряшова.
Ружье имеет нарезной ствол калибра .22LR и гладкий ствол .410-го калибра. Фото из архива Александра Кудряшова.  

Что касается различия системы с открытым и скрытым курком, то да, скрытый курок проще. Он не собирает собой пыль и снег. Не торчит и не цепляется. Но вот честно, гораздо приятнее, когда курок на глазах. Когда в случае осечки не надо тянуться за рычагом открывания, рискуя ознакомиться с затяжным выстрелом при незапертом стволе. Да и усилие разделенного курка и рычага запирания — ниже.

Характерная особенность — на ружье ни слова по-русски. При попытке узнать, почему, выяснилось, что сей экземпляр изготавливался по инициативе заокеанских покупателей.
Подобные изделия имеют немалый спрос у небогатых фермеров. И используются для объезда вверенных территорий и отстрела различных вредителей: кроликов, койотов, шакалов, лисиц, ворон..

.22LR даже без средней муфты довольно точен с открытым прицелом (это был повод выяснить позднее). А .410-й позволяет стрелять дробью шагов на 20–25 и довольно точно пулей. Пробовали с 70 шагов: пачка от 25 патронов 12х70 дырявится этой самой пулей легко и непринужденно. С рук, без упора, обыкновеннейшими барнаульскими пулями.

Изображение Расположение нарезного ствола сверху способствует хорошей точности оружия. Фото из архива Александра Кудряшова.
Расположение нарезного ствола сверху способствует хорошей точности оружия. Фото из архива Александра Кудряшова.  

И то же самое — малокалиберный ствол. Сто шагов по такой же цели, с колена вполне получается попадать. И это при том, что спуск тугой и по характеру совершенно гладкоствольный. Без намека на предупреждение.

Ружье на руках было недолго, около года. За этот год я успел подробно изучить особенности калибра .410. Наличие сменных дульных сужений на осыпь влияет даже в этом калибре.

Но если учесть, что предельная эффективная дистанция самой мелкой дробью № 5 (мельче не попадалось) составляет порядка 30 метров с чоком, то с цилиндром осыпь становится несколько шире, а эффективная дистанция уменьшается метров на семь-восемь.

Получок — истина где-то посередине. Номера крупнее 3-го не полетели вовсе, на дистанции в цель типа «двухлитровая пластиковая бутылка» прилетали отдельные дробины, без всякой системы, два-три, иногда пять.

Эффективность 8-миллиметровой картечи можно понять на расстоянии не более 20 метров: может быть, куда-нибудь что-нибудь прилетит. Зато пули отыгрываются за всех.

Пули в .410-м калибре — это настоящая long arm (длинная рука), позволяющая уверенно укладывать пули в пределах семерки-восьмерки стандартной пистолетной мишени № 3 на дистанции 50 метров. Это 70 шагов.

Изображение Фото из архива Александра Кудряшова.
Фото из архива Александра Кудряшова.  

Несколько раз брал «Белку-новоделку» на охоту. Скорее, для собственного понимания.
И понял, что с учетом наших реалий ружье было бы неплохо, если заниматься промыслом пушнины. А если промыслом пушнины не заниматься, то основная нагрузка будет определенно на нарезной ствол. А гладкий будет больше для самозащиты.

А все-таки .410-й немного не для нашей жизни. К тому же есть «Север».
МР-94МР — оригинальное и интересное ружье, описанное в статье, хотя и присутствует в каталоге, но, к сожалению, не продается.

Недорогая и простая комбинашка могла бы пользоваться спросом у охотников и любителей правильных охотничьих ружей.