С мормышкой по разливу

Изображение С мормышкой по разливу
Изображение С мормышкой по разливу

Рыбалки бывают разные. В череде «нулевых» и удачных выездов на водоем нет-нет, да и случаются рыбалки, результат которых позволяет пополнить копилку бесценного рыбацкого опыта, приоткрыть еще одну тайну в многовековых отношениях рыбы и человека. Подобные рыбалки, которые я называю трудовыми, лишний раз напоминают мне, что пойманная рыба – это всего лишь миг, и не самый главный.

Мощная оттепель сильно повлияла на уровень воды в Припяти и в ее притоках. Вышедшая на пойму талая вода  за несколько дней  сделала большинство «клевых» мест недоступными для рыболовов. Да и рыба, получив в самый разгар зимы  неожиданный подарок в виде притока свежей воды, ожила, однако, отъевшись букашками, быстро сделалась привередливой. Закапризничала даже вечно голодная «матросня» из больших закрытых водоемов. Последовавшее за оттепелью  похолодание  вновь открыло рыболовам дорогу на водоемы.

Я также поспешил воспользоваться представившейся мне возможностью и решил отправиться на  плесы, расположенные в низовьях одной небольшой речушки. Не имея достоверной информации об уровне воды, дислокации и кормовых пристрастиях рыбы, собираясь на эту рыбалку, я в первую очередь приготовил несколько удочек, оснастив их для разных условий ловли.

Разведка

На подъезде к реке нас ждал сюрприз. При первом взгляде на залитый водой луг я испытал некоторое замешательство.  Разлив такой силы не каждую весну случается. А тут в феврале такое половодье. Очертания реки находим по череде дубов, растущих вдоль высокого берега, от которого остались лишь небольшие островки.  Само русло речушки замерзло не полностью, и местами в припорошенном снегом льду  черными дырами зияли промоины.

Осмотревшись по сторонам, пытаюсь вообразить себе подводный рельеф. Для успеха рыбалки на малых реках это очень важно. Ведь основная масса рыбы здесь располагается по ямкам да бочагам. В начале рыбалки мы нарвались на отмель, где дно было устлано остатками подгнившей травы.  В некоторых местах она сильно мешала мормышить, но рыба обнаруживается практически под каждой лункой.  Во время проводки кивок то и дело на мгновение зависает, словно леска зацепилась за краешек лунки. Окунь трогает приманку, но чаще всего до атаки дело так и не доходит.  Перемена погоды с резким скачком атмосферного давления вверх очень сильно «прибила»  рыбу. После каждой такой «подцепки» нужно незамедлительно подсекать, потому что второго подхода рыбы к приманке может и не быть. После проверки всех лунок у каждого из нас в активе по десятку окуней вполне «спортивного» размера. Задерживаться здесь дальше смысла нет. Уходим рыбачить на плес.

К февралю очень много живущего в речных плесах  «полосатого» концентрируется на относительно чистых от донной растительности участках рядом с руслом реки. Крупный окунь всегда неравнодушен к подводным возвышенностям, но в пору глухозимья эта его тяга заметно усиливается. Если такое место обнаружено, будьте уверены, утром и вечером, перед самым закатом стая «горбачей» обязательно посетит подводную банку. Если  же рельеф дна на плесе ровный – окунь концентрируется у затопленных карчей, лежащих на дне коряг и на участках с жесткой подводной растительностью. Только в этом случае стая окуней, как правило, состоит из рыб разного размера, так что, попав на такое место, будьте готовы к тому, что в улове будут и «матросики», и «горбачи». Скорее всего, окуня притягивает сюда обилие корма: водяные ослики, рачки бокоплавы, личинки стрекоз, и многие другие личинки насекомых находят здесь убежище. Местные рыболовы хорошо об этом осведомлены и успешно ловят в этих местах отменных «горбачей», используя в качестве  подсадки на крючок мормышки  рачка-бокоплава. Но не менее успешно «полосатый» отзывается  и на безнасадочную мормышку, главное, игру подобрать правильную да горизонт расположения стаи угадать.

На поиск стаи окуня у нашей компании уходит еще около двух часов. Сверлить лунки в толстом, почти метровом льду задача непростая. А каждому из нас  их прошлось просверлить не менее полусотни. И вот рыба найдена. Однако короткий зимний день подошел к логическому завершению. Солнышко скатилось за верхушки дубов, мороз заметно усилился, так что нужно собираться домой, однако несколько поклевок настоящих  «горбачей», произошедших почти в сумерках, только больше раззадоривают нас. Тщательно замаскировав следы своего пребывания здесь, решаем вернуться сюда через несколько дней.

Рыбалка по точкам

Меры предосторожности, принятые на прошлой рыбалке, оказались совершенно не лишними. Место дислокации стаи окуня никто из посторонних рыболовов не рассекретил. Задача номер один – еще точнее «пробить» рельеф дна. Серия из нескольких контрольных лунок, просверленных перпендикулярно берегу, показывает резкий контраст глубины. При отступлении ближе к руслу всего на один метр, перепад глубины достигал полутора метров. Дальше – еще глубже. Да и течение ближе к руслу заметно усиливается. Очень важно отыскать линию, где летом проходит граница берега, а сейчас это первая береговая  бровка, где-то здесь и находится та самая граница течения и тихой воды.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

Задача номер два – правильно подобрать приманку.  При ловле на течении, даже таком слабом, как здесь, очень важно  правильно подобрать  соотношение веса и объема мормышки.  Все как в ловле на джиг: правильно подобрал пару головка-«резина» – будешь с рыбой. Нет – и все твои старания  окажутся тщетными. Как и в джиге, при работе с мормышкой на течении очень важно почувствовать момент касания приманкой дна. Мормышка при свободном опускании должна не стучать по дну, подобно «балде», а именно легко касаться его.  При желании, если удлинить леску, можно разнообразить проводку и добавить к вертикальным колебаниям протаскивание приманки по дну. Так что поле для фантазий при работе на течении обширное.  Перебрав несколько мормышек, остановил свой выбор на черной «нимфе» из точеного вольфрама.

Первую поклевку увидел на третьей проводке приманки. Окунь атаковал мормышку, когда та находилась в 15  сантиметрах от дна. Последующие три поклевки произошли еще выше. А это значит, что рыба становится более активная, и есть смысл поэкспериментировать с проводкой  мормышки на разной глубине. Первые поклевки окуня, как правило, происходят у дна. Затем, если игра приманки подобрана правильно, рыба поднимается все выше и выше, но в определенный момент (вот его-то и нужно угадать!) играть приманкой опять нужно у самого дна, но в это время рыба клюет только на длинной паузе в проводке приманки или когда мормышку сносит течением. Проходит некоторое время,  окунь опять становится активным, и вновь эффективно работает активная проводка приманки.  Рыболовы, не знакомые с такой особенностью поведения «полосатого», в поисках якобы ушедшей стаи принимаются сверлить лед. А нужно всего лишь на время сменить игру. Иногда хорошо срабатывает и смена приманки. Время от времени, когда клев совсем затихает, можно попробовать «расшевелить» рыбу, предложив ей несколько другую  мормышку. И сейчас, когда рыба начинала капризничать,  я брал в руки удочку, оснащенную серой с черными полосками «лесоткой», и заново проходил все лунки. Как правило, это приносило мне еще несколько уверенных поклевок.

Примечательно, что весь мой улов состоял из окуней, пойманных из нескольких лунок, просверленных на «пятачке 2х2 метра. При этом мой товарищ, обосновавшийся в 10 метрах выше меня по течению, время от времени вытаскивал на лед мерную плотву. Ловил он на неподвижную мормышку с подсадкой навозного червя. Несколько утолив свой рыбацкий голод, я решил поэкспериментировать с еще одной приманкой, которую таскал в коробке  года три, но так и не решался использовать, хотя отзывы российских рыболовов о ней были самыми лестными. По мнению российских коллег, мормышки с покрытием Shaggy Skin очень хорошо работают  именно по плотве.  Причем  их ворсистость, по мнению коллег, являлась не только источником высокочастотных колебаний, но и придавала мормышке дополнительную тактильную мягкость, что очень нравилось капризной январской плотве. Что же, проверим, как сработают эти мормышки на водоемах Полесья.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

Проводка «волосатой» мормышки  «с обычной частотой» в нескольких лунках не приносит ни одной поклевки. Для чистоты эксперимента прошу у соседа разрешения половить в его лунках. Он любезно уступает мне. Но результат тестирования и здесь оказался нулевым. Увеличиваю частоту колебаний приманки до максимально возможной (для этого мне пришлось заменить кивок на более жесткий). И на первом же подъеме мормышки вижу уверенную поклевку.  Больше всего местной плотве понравилась проводка, когда подъем начинался с серии ударов приманки о дно, за которым следовал медленный подъем мормышки с максимальной частотой колебаний.

Но поразило меня то, что, применив новый способ презентации «волосатой» мормышки, я увидел поклевки плотвы и в тех лунках, где до этого клевали одни окуни. А вот «полосатый» к новой мормышке отнесся очень холодно. За полтора часа использования этой приманки не случилось ни одной окуневой поклевки.

Со льда мы уходили довольные результатами рыбалки. Количество, а главное, качество наших уловов намного превысило уловы соседей, которые соблазняли рыбу мотылем и опарышем.

 Выводы:

1. Для того чтобы успешно ловить рыбу в условиях зимнего половодья, очень важно как можно скорее прочувствовать перемену в поведении рыбы и дать себе установку, что ничего уже не будет ни по перволедному, ни даже по глухозимнему. Это сильно помогает в подборе правильных приманок и способов их презентации.
2. Зимой, с приходом большой воды, основная масса рыбы остается в границах русла, но искать ее нужно только на границе течения и тиховодья. Неточность с определением бровки всего в полметра может обернуться полным отсутствием поклевок. А вот на разлив в феврале выходит только мелочь.
3. Самым действенным «инструментом» для поиска активной рыбы по зимнему разливу является безнасадочная мормышка.