Когда мне надо изобразить животное, я всегда начинаю с глаза. Я делаю рисунок карандашом или углем, затем пишу глаз масляной краской и продолжаю остальное. Глаз смотрит на меня, и я понимаю животное лучше.
Зденек Буриан
Кто-то примет эти слова за шутку студента, оформляющего стенгазету зоологического факультета. В действительности же они принадлежат выдающемуся чешскому художнику Зденеку Буриану, столетие со дня рождения которого отмечалось в 2005 году. Доля шутки в них, конечно, есть, но мастер был вполне серьезен. К этому обязывала необычная тема его творчества – жизнь доисторической эпохи.
Говорят, что ее выбор был предопределен местом рождения Зденека – моравским городком Копривни, известным своими первобытными поселениями. В четырнадцатилетнем возрасте вундеркинд попал на второй курс Пражской Академии изящных искусств, которую оставил уже через год. Его ждали суровые жизненные испытания, прежде чем он овладел профессией книжного и журнального иллюстратора. Конкуренцию выдержал потому, что работал очень быстро, сотрудничая одновременно с двумя издательствами. Редакторы часто злоупотребляли умением и безотказностью Зденека, требуя выполнить тот или иной рисунок за час-два. И он успевал.
Наступили непростые времена. В 1939 году многие университеты закрылись по приказу немецких оккупационных властей. Уволенные преподаватели на дому занялись составлением учебных пособий. Профессор палеонтологии Йозеф Аугуста взялся за подготовку огромного труда о первобытном обществе, предложив Зденеку Буриану сделать к нему иллюстрации.
Возникшее содружество оказалось весьма плодотворным для обоих участников: перед читателями открылся незнакомый мир доисторических охот монстров и ранних предков человека. Несмотря на ряд допущенных ошибок вследствие недостатка информации, сочинение было признано палеонтологами всего мира и по сей день служит в качестве учебного пособия.
Визуальным воссозданием допотопных существ восторгаются специалисты и художники разных стран. Более того, у Буриана появились подражатели в США, Южной Америке и Европе. Если вы окажетесь в домике, где родился Ч. Дарвин (графство Кент), то обнаружите, что одна из комнат сплошь оклеена иллюстрациями Буриана.
Чехи сетуют, что их история знает немало случаев, когда наиболее талантливые сыны и дочери страны получали признание не на родине, а за границей. Подобное случается не только в Чехии.
Научные палеонтологические данные Й. Аугусты в сочетании с богатым воображением и мастерством Буриана дали необыкновенные результаты. Никто не видел, например, живых мамонтов или динозавров. Но когда входишь в выставочный зал Пражского Замка и встречаешь взгляд шерстистого четырехметрового гиганта с белыми клыками, невольно слышишь его оглушительный рев. Столь же поразительно впечатление достоверности и от изображений динозавров, ихтиозавров, диковинных рыб и допотопных ширококрылых птиц, ни одна из которых не сохранилась как вид до наших дней.
Профессор и художник убедительно и красочно показали нам, как выглядели наши очень далекие предки: на иллюстрациях Буриана они приземисты и коренасты. Очень похоже, что автор разделял теорию Дарвина о происхождении человека («Homo erectus olduvaiensis», 1972).
Человек каменного века всегда охотился. В ранний период той эпохи самой желанной добычей охотника долго оставался мамонт. Выбор крупных животных считался более разумным. Из-за их медлительности сообществу первобытных людей справляться с ними было легче, чем с мелкими, быстро бегающими зверями.
Другой причиной охоты на крупную дичь была потребность в широких шкурах, способных полностью укрыть человека. Мамонта добывали с помощью разных приемов. Например, его загоняли в глубокий снег или в топь, где он мог увязнуть. Еще один способ заключался в устройстве «западни» или так называемых глубоких «волчьих ям», замаскированных ветками и листьями.
На картине Буриана «Охотники на мамонтов» (1937) животное загнали в болотистую чащобу, откуда ему не уйти. Возможно, сюжет отражает поздний период неолита, так как охотники держат в руках топорики с кремниевыми наконечниками, т. е. более совершенные орудия.
Ученые полагают, что первым охотничьим орудием на ранней стадии каменного века была дубина, которой служила крупная кость погибшего животного. Единственной альтернативой этому оружию мог быть тяжелый камень, поднятый с земли.
Автор знал, что в одиночку в то время зверя не добывали, поэтому им показано участие в охотах значительного числа наиболее физически развитых, сноровистых мужчин. Именно таких отбирали для серьезных дел. Самые сильные становились вождями.
На смену мамонту пришла лошадь, ее сменил северный олень в конце неолита. Вообще же важнейшей добычей для охотников каменного века был пещерный медведь. В блистательно исполненной, полной захватывающей экспрессии композиции «Охота на медведя» Буриан сумел передать весь драматизм эпизода поединка трех смельчаков, сражающихся с огромным хищником примитивными копьями. Медведь сломал копье напавшего на него первым охотника, здоровенной когтистой лапой обнял его спину, вторую занес над головой, чтобы снять с нее скальп. Два других охотника приготовились вонзить свои копья в разъяренного раненого зверя. Секунды решат исход схватки...
Буриан не ограничился графической реконструкцией древнего мира. Представителям народов, живущих на разных континентах, тоже нашлось место в его бесчисленных работах: «Добытчики скальпов на Борнео» (1948), «Бушмены» (1975), «Зулусский воин» (1963), «Сын медвежатника» (1958). Персонажи перечисленных сюжетов (африканцы, индейцы, островитяне) охотятся, ловят рыбу, добывают зверя, защищают свою первородность. Они стали героями примерно шестисот книг, оформленных пятнадцатью тысячами рисунков Зденека. В создании фотографически точных типажей ему очень помогали путешествия и журнал «National Geographic». «Это мое хобби изображать свободных людей, живущих на природе», – признался он как-то в беседе.
Буриан сделался самым плодовитым иллюстратором своего времени. Как водится, столь очевидный успех вызвал восторг далеко не у всех его коллег. У некоторых возникли зависть и даже враждебность. В 1950-е годы художника обвинили в старомодности и реакционности, в несоответствии его произведений новому социалистическому строю. Отдельные профессора вообще отрицали высокий уровень его мастерства. Тяжело переживая несправедливость, Буриан продолжал напряженно трудиться, оставаясь на реалистических позициях.
Зденек Буриан умер в 1981 году. Лишь через 24 года публика увидела первую ретроспективную выставку лучших произведений мастера в одной из самых престижных галерей Праги.
До 1990 года его имя не упоминалось ни в одной художественной энциклопедии. Общие отечественные энциклопедии уделяли ему несколько строк, иностранные – полстраницы. Теперь наконец справедливость восстановлена. Истинный талант получил мировое признание.
Зденек Буриан
Кто-то примет эти слова за шутку студента, оформляющего стенгазету зоологического факультета. В действительности же они принадлежат выдающемуся чешскому художнику Зденеку Буриану, столетие со дня рождения которого отмечалось в 2005 году. Доля шутки в них, конечно, есть, но мастер был вполне серьезен. К этому обязывала необычная тема его творчества – жизнь доисторической эпохи.
Говорят, что ее выбор был предопределен местом рождения Зденека – моравским городком Копривни, известным своими первобытными поселениями. В четырнадцатилетнем возрасте вундеркинд попал на второй курс Пражской Академии изящных искусств, которую оставил уже через год. Его ждали суровые жизненные испытания, прежде чем он овладел профессией книжного и журнального иллюстратора. Конкуренцию выдержал потому, что работал очень быстро, сотрудничая одновременно с двумя издательствами. Редакторы часто злоупотребляли умением и безотказностью Зденека, требуя выполнить тот или иной рисунок за час-два. И он успевал.
Наступили непростые времена. В 1939 году многие университеты закрылись по приказу немецких оккупационных властей. Уволенные преподаватели на дому занялись составлением учебных пособий. Профессор палеонтологии Йозеф Аугуста взялся за подготовку огромного труда о первобытном обществе, предложив Зденеку Буриану сделать к нему иллюстрации.
Возникшее содружество оказалось весьма плодотворным для обоих участников: перед читателями открылся незнакомый мир доисторических охот монстров и ранних предков человека. Несмотря на ряд допущенных ошибок вследствие недостатка информации, сочинение было признано палеонтологами всего мира и по сей день служит в качестве учебного пособия.
Визуальным воссозданием допотопных существ восторгаются специалисты и художники разных стран. Более того, у Буриана появились подражатели в США, Южной Америке и Европе. Если вы окажетесь в домике, где родился Ч. Дарвин (графство Кент), то обнаружите, что одна из комнат сплошь оклеена иллюстрациями Буриана.
Чехи сетуют, что их история знает немало случаев, когда наиболее талантливые сыны и дочери страны получали признание не на родине, а за границей. Подобное случается не только в Чехии.
Научные палеонтологические данные Й. Аугусты в сочетании с богатым воображением и мастерством Буриана дали необыкновенные результаты. Никто не видел, например, живых мамонтов или динозавров. Но когда входишь в выставочный зал Пражского Замка и встречаешь взгляд шерстистого четырехметрового гиганта с белыми клыками, невольно слышишь его оглушительный рев. Столь же поразительно впечатление достоверности и от изображений динозавров, ихтиозавров, диковинных рыб и допотопных ширококрылых птиц, ни одна из которых не сохранилась как вид до наших дней.
Профессор и художник убедительно и красочно показали нам, как выглядели наши очень далекие предки: на иллюстрациях Буриана они приземисты и коренасты. Очень похоже, что автор разделял теорию Дарвина о происхождении человека («Homo erectus olduvaiensis», 1972).
Человек каменного века всегда охотился. В ранний период той эпохи самой желанной добычей охотника долго оставался мамонт. Выбор крупных животных считался более разумным. Из-за их медлительности сообществу первобытных людей справляться с ними было легче, чем с мелкими, быстро бегающими зверями.
Другой причиной охоты на крупную дичь была потребность в широких шкурах, способных полностью укрыть человека. Мамонта добывали с помощью разных приемов. Например, его загоняли в глубокий снег или в топь, где он мог увязнуть. Еще один способ заключался в устройстве «западни» или так называемых глубоких «волчьих ям», замаскированных ветками и листьями.
На картине Буриана «Охотники на мамонтов» (1937) животное загнали в болотистую чащобу, откуда ему не уйти. Возможно, сюжет отражает поздний период неолита, так как охотники держат в руках топорики с кремниевыми наконечниками, т. е. более совершенные орудия.
Ученые полагают, что первым охотничьим орудием на ранней стадии каменного века была дубина, которой служила крупная кость погибшего животного. Единственной альтернативой этому оружию мог быть тяжелый камень, поднятый с земли.
Автор знал, что в одиночку в то время зверя не добывали, поэтому им показано участие в охотах значительного числа наиболее физически развитых, сноровистых мужчин. Именно таких отбирали для серьезных дел. Самые сильные становились вождями.
На смену мамонту пришла лошадь, ее сменил северный олень в конце неолита. Вообще же важнейшей добычей для охотников каменного века был пещерный медведь. В блистательно исполненной, полной захватывающей экспрессии композиции «Охота на медведя» Буриан сумел передать весь драматизм эпизода поединка трех смельчаков, сражающихся с огромным хищником примитивными копьями. Медведь сломал копье напавшего на него первым охотника, здоровенной когтистой лапой обнял его спину, вторую занес над головой, чтобы снять с нее скальп. Два других охотника приготовились вонзить свои копья в разъяренного раненого зверя. Секунды решат исход схватки...
Буриан не ограничился графической реконструкцией древнего мира. Представителям народов, живущих на разных континентах, тоже нашлось место в его бесчисленных работах: «Добытчики скальпов на Борнео» (1948), «Бушмены» (1975), «Зулусский воин» (1963), «Сын медвежатника» (1958). Персонажи перечисленных сюжетов (африканцы, индейцы, островитяне) охотятся, ловят рыбу, добывают зверя, защищают свою первородность. Они стали героями примерно шестисот книг, оформленных пятнадцатью тысячами рисунков Зденека. В создании фотографически точных типажей ему очень помогали путешествия и журнал «National Geographic». «Это мое хобби изображать свободных людей, живущих на природе», – признался он как-то в беседе.
Буриан сделался самым плодовитым иллюстратором своего времени. Как водится, столь очевидный успех вызвал восторг далеко не у всех его коллег. У некоторых возникли зависть и даже враждебность. В 1950-е годы художника обвинили в старомодности и реакционности, в несоответствии его произведений новому социалистическому строю. Отдельные профессора вообще отрицали высокий уровень его мастерства. Тяжело переживая несправедливость, Буриан продолжал напряженно трудиться, оставаясь на реалистических позициях.
Зденек Буриан умер в 1981 году. Лишь через 24 года публика увидела первую ретроспективную выставку лучших произведений мастера в одной из самых престижных галерей Праги.
До 1990 года его имя не упоминалось ни в одной художественной энциклопедии. Общие отечественные энциклопедии уделяли ему несколько строк, иностранные – полстраницы. Теперь наконец справедливость восстановлена. Истинный талант получил мировое признание.
Комментарии (0)