Среди чешских художников есть один, биография которого могла бы стать сюжетом для детективного романа или приключенческого фильма. Это уроженец Нове-Паки Чила Отакар (1894–1973). Рано обнаружившиеся способности к рисованию привели мальчика в мастерскую местного живописца И. Мюла, а затем в пражскую Академию изобразительных искусств.
Толком не успев продемонстрировать успехи в учебе, Чила отправляется на фронт, где в 1915 году добровольно переходит на сторону русских войск. В 1917 году он уже в составе чехословацкого корпуса. Через два года в Иркутске его определяют в топографический отдел чехословацкого генштаба. В свободное время он рисует портреты, исполняет проект почтовой марки чехословацкого корпуса, помогает Колчаку, готовит дизайн колчаковских банкнот.
В 1920 году по поручению правительства Отакар направляется в Китай и Индию с исследовательской миссией. Покоренный тамошней экзотической природой, он делает этюды к будущим картинам с пейзажами этих мест. Вернувшись на родину в чине надпоручика (ст. лейтенанта), Отакар возобновляет занятия в Академии в классе Вратислава Нехлеба, которую заканчивает в 1925 году.
К этому времени относится настоящее увлечение Отакара охотой, которое сопровождает его всю оставшуюся жизнь и займет одно из ведущих мест в живописной тематике художника наряду с пейзажем, иллюстрациями и натюрмортом.
Сразу после выхода из Академии Отакар удостаивается стипендии албанского правительства, в связи с чем пишет портреты президента Албании Ахмеда Цоги, других руководящих деятелей, а также картины для украшения интерьера парламента страны.
Перед Отакаром открылась карьера салонного, хорошо оплачиваемого художника. Дома он вновь возвращается к пейзажному жанру, предпочитая ландшафты с водой, заболоченные места – приют желанной дичи; не забывает и охотничьи мотивы («Глухарь», «На охоте», «Болото» и другие).
После мюнхенского сговора и оккупации страны художник подключается к деятельности сил Сопротивления. Средства для помощи борцам добывает продажей своих охотничьих произведений («Фазаны», «Охота», «Куропатки»). Его охотничьи сюжеты, будучи недороги в цене, пользовались спросом.
Майскую революцию 1945 года Отакар встретил в Новой Паке командиром районного ополчения. К послевоенным переменам в Чехословакии художник отнесся враждебно. После февральского путча 1948 года продолжил антикоммунистическую деятельность и был осужден на 20 лет тюремного заключения вместе с сыном Вратиславом. В тюрьме активно делал портреты своих сокамерников и передавал их на волю. В 1958 году был досрочно освобожден.
Из-за своих политических пристрастий имя Отакара не попало ни в один чешский официальный энциклопедический справочник. Лишь в 1998 году он был назван почетным гражданином Новой Паки. Его живописные работы в последние годы эпизодически появляются на аукционах. Экзотика Китая, Малайзии и Индии ценится меньше охотничьих сцен, котирующихся на уровне от 200 до 500 евро.
Толком не успев продемонстрировать успехи в учебе, Чила отправляется на фронт, где в 1915 году добровольно переходит на сторону русских войск. В 1917 году он уже в составе чехословацкого корпуса. Через два года в Иркутске его определяют в топографический отдел чехословацкого генштаба. В свободное время он рисует портреты, исполняет проект почтовой марки чехословацкого корпуса, помогает Колчаку, готовит дизайн колчаковских банкнот.
В 1920 году по поручению правительства Отакар направляется в Китай и Индию с исследовательской миссией. Покоренный тамошней экзотической природой, он делает этюды к будущим картинам с пейзажами этих мест. Вернувшись на родину в чине надпоручика (ст. лейтенанта), Отакар возобновляет занятия в Академии в классе Вратислава Нехлеба, которую заканчивает в 1925 году.
К этому времени относится настоящее увлечение Отакара охотой, которое сопровождает его всю оставшуюся жизнь и займет одно из ведущих мест в живописной тематике художника наряду с пейзажем, иллюстрациями и натюрмортом.
Сразу после выхода из Академии Отакар удостаивается стипендии албанского правительства, в связи с чем пишет портреты президента Албании Ахмеда Цоги, других руководящих деятелей, а также картины для украшения интерьера парламента страны.
Перед Отакаром открылась карьера салонного, хорошо оплачиваемого художника. Дома он вновь возвращается к пейзажному жанру, предпочитая ландшафты с водой, заболоченные места – приют желанной дичи; не забывает и охотничьи мотивы («Глухарь», «На охоте», «Болото» и другие).
После мюнхенского сговора и оккупации страны художник подключается к деятельности сил Сопротивления. Средства для помощи борцам добывает продажей своих охотничьих произведений («Фазаны», «Охота», «Куропатки»). Его охотничьи сюжеты, будучи недороги в цене, пользовались спросом.
Майскую революцию 1945 года Отакар встретил в Новой Паке командиром районного ополчения. К послевоенным переменам в Чехословакии художник отнесся враждебно. После февральского путча 1948 года продолжил антикоммунистическую деятельность и был осужден на 20 лет тюремного заключения вместе с сыном Вратиславом. В тюрьме активно делал портреты своих сокамерников и передавал их на волю. В 1958 году был досрочно освобожден.
Из-за своих политических пристрастий имя Отакара не попало ни в один чешский официальный энциклопедический справочник. Лишь в 1998 году он был назван почетным гражданином Новой Паки. Его живописные работы в последние годы эпизодически появляются на аукционах. Экзотика Китая, Малайзии и Индии ценится меньше охотничьих сцен, котирующихся на уровне от 200 до 500 евро.
Комментарии (0)