Специализация спаниелей

ОХОТНИЧЬЯ ЖИЗНЬ СПАНИЕЛЕЙ В РОССИИ НАЧАЛАСЬ СРАВНИТЕЛЬНО НЕДАВНО. Я НЕ СТАНУ ЗДЕСЬ ПОВТОРЯТЬ ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ЭТОЙ ГРУППЫ ПОРОД В НАШЕЙ СТРАНЕ, НАПОМНЮ ЛИШЬ, ЧТО СО ВРЕМЕНЕМ САМОЕ БОЛЬШОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СРЕДИ ВЫЕЗЖАЮЩИХ ХОТЬ ОДНАЖДЫ НА ОХОТУ СО СПАНИЕЛЕМ ПОЛУЧИЛА СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ В 1951 ГОДУ ПОРОДА РУССКИЙ ОХОТНИЧИЙ СПАНИЕЛЬ, ОБРАЗОВАННАЯ В ОСНОВНОМ ОТ СМЕШЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ КОКЕР И АНГЛИЙСКИХ СПРИНГЕР СПАНИЕЛЕЙ.

Полевые качества спаниелей возникли и начали формироваться очень давно, первые упоминания об использовании этих собак на охоте для выгона пернатой дичи и мелких зверей (кроликов) из крепей под сокола появились еще в Средние века. Это позволяет мне, перефразируя слова Р. И. Шияна из его книги «Полевой досуг гончей», сказать, что полевой досуг спаниелей для всей этой группы генетически несравненно старее, чем все присущие ныне экстерьерные особенности.

Все без исключения породы спаниелей, будь то водяные или полевые, включая и тех, чья кровь течет в жилах русского охотничьего спаниеля, использовались и продолжают использоваться на охоте для выгона неохотно взлетающей, бегающей, плавающей дичи из крепких мест.

Работа в таких угодьях и по такой дичи требовала наличия в охотничьей собаке совершенно определенных специализированных рабочих качеств, по которым и вели отбор создатели той или иной породы спаниелей. Что же это за качества?

1. Способность с желанием искать дичь в зарослях тростника, камыша, терновника, кустах и просто в высокой траве. Эта способность предполагает наличие у спаниеля осмысленного и настойчивого поиска. Преодоление зарослей предполагает известную трудность, а искать в таких местах механически правильным челноком не всегда оптимально.

2. Для того чтобы эффективно искать дичь в указанных выше угодьях, у спаниеля должна быть хорошо развита способность работать чутьем по следу, так как распространение запаха от самой дичи в зарослях затруднено.

3. Поскольку дичь, для охоты на которую преимущественно выводились спаниели, при возникновении опасности предпочитает спасаться бегством, то, помимо способности отрабатывать след, спаниель должен обладать способностью экстраполировать усиление интенсивности запаха ее следа на возможное наличие поблизости самой дичи и пытаться прихватить запах непосредственно от нее для точного выпугивающего прыжка. Т.е. помимо способности верно держаться следа и способности к экстраполяции, спаниель должен обладать и способностью работать чутьем непосредственно по запаху птицы. Однако следует признать, что дальние работы верхом верных следовых спаниелей всегда будут скорее исключением, чем правилом.

4. Главный же, характерный признак специализации спаниелей, выработанный длительным отбором по этому качеству и позволяющий представителям этой группы пород эффективно работать по бегающей дичи в крепи, – это способность собак этой породы ускоряться при усилении интенсивности запаха следа дичи, а после ее локализации чутьем переходить на прыжки, направленные на подъем дичи на крыло или ее выгон на чистую воду. Именно эта способность отличает спаниелей от других пород подружейных собак, и прежде всего от легавых, у которых способность замедляться, настороженно двигаться к дичи (потяжка) и становиться на стойку на расстоянии, позволяющем собаке удерживать птицу на чутье, заставляя ее затаиваться, являются их главными породными признаками в работе.

5. И последнее, о чем хотелось бы сказать, перечисляя характерные рабочие качества спаниелей, – это об их врожденной склонности к розыску и подаче битой дичи и подранков. Для того чтобы спаниель, схватив еще теплую дичь или подранка, не рвал и не пожирал ее, отбором ориентировочные реакции собак этой группы пород были заторможены на последних фазах реакции хватания. Развитие же в породах спаниелей тем же отбором поведенческого стереотипа транспортировки добычи членам стаи, в той или иной степени свойственного всем псовым, позволяет дополнительно использовать спаниелей в качестве подающих собак.

В нашей стране спаниелям с распространением в среде настоящих охотников как-то сразу не повезло. С самого начала спаниелей у нас стали пропагандировать как универсальных охотничьих собак, поскольку комплекс их врожденных рабочих качеств и связанная с этим специализация позволяли относительно эффективно использовать их на охоте в широком диапазоне различных типов угодий нашей страны и по различным видам пернатой дичи: «...спаниели наиболее универсальные подружейные собаки» (Охотничьи качества спаниелей. О.И. Янушкевич); «Спаниель является универсальной собакой при охоте по пернатой дичи» (Спортивная охота с легавой. П.Ф. Пупышев); «Объясняется такой интерес к этой породе довольно просто универсальностью спаниеля» (Спаниель вчера, сегодня и завтра. Н.А. Валов). Выбранная стратегия продвижения этой группы пород в нашей стране («спаниель – универсальная собака») оказалась успешной для быстрого распространения спаниелей среди начинающих охотников и среди так называемых охотников «выходного дня» или «охотников из города» (А.С. Любош). Но в то же время такая реклама не могла не оттолкнуть настоящих охотников, презрительно относящихся ко всякого рода всеядности, которым слово «универсальность», применительно к охотничьим собакам, всегда режет слух.

Спаниели – очень старая группа пород. Их многовековое использование на охоте в крепких местах по бегающей дичи и, как следствие, отбор производителей по качествам, позволяющим собакам этой породы быть наиболее эффективными на такой охоте, сотни лет назад предопределили тот комплекс врожденных рабочих качеств, который присущ, в большей или в меньшей степени, всем современным охотничьим спаниелям. Поэтому, работая на открытых участках с низкой растительностью по таящейся, строгой дичи, спаниель пользуется все тем же набором качеств, что и в крепких местах по бегающей дичи. Другими словами, спаниель не «универсальная» по своим врожденным рабочим качествам охотничья собака: просто комплекс его врожденных качеств, сформированный для охоты в крепких местах, позволяет достаточно эффективно применять собак этой группы пород и в других типах угодий, например в угодьях с низкой растительностью.

Возможность применения спаниеля на охоте в разнообразных угодьях по широкому диапазону пернатой дичи привело людей, формально ответственных за совершенствование рабочих качеств собак этой группы пород в нашей стране, как мне представляется, к ошибочному заключению, что спаниель для работы в разных типах угодий и на разные виды дичи использует разные врожденные рабочие качества. Это заблуждение нашло свое отражение в разработке отдельных правил испытаний спаниелей по утке и отдельных правил испытаний спаниелей по болотной, полевой и боровой дичи, утвержденных соответственно в 1971 и в 1972 гг., взамен ранее действовавших единых правил 1955 года, где качества, включенные в расценочные таблицы этих разных правил, и вес этих качеств в баллах очень сильно разнятся. Вдобавок на конференции любителей спаниелей в 2006 году было принято решение разработать еще и отдельные правила по боровой дичи.

Я глубоко убежден в том, что разные виды дичи и разные угодья позволяют экспертам выявлять качества охотничьих спаниелей лучше или хуже, но набор их врожденных рабочих качеств, подлежащих выявлению и оценке, включаемый в расценочную таблицу правил, а также вес этих качеств в баллах в зависимости от того, по какому виду дичи и в каком типе угодий проводятся испытания, изменяться не должен. А это значит, что правила испытаний должны быть едины. К тому же всем известно, что основная цель испытаний охотничьих собак – отбор производителей по врожденным рабочим качествам, а никак не проверка пригодности для охоты по тому или иному виду дичи, в том или ином типе угодий.

Проведение же испытаний спаниелей по разным видам дичи в разнообразных типах угодий безусловно оправданно, так как у спаниелей, как, впрочем, и у других пород охотничьих собак, могут быть свои врожденные предпочтения к тем или иным видам дичи или к тем или иным типам угодий (хотя угодья, в которых испытываются спаниели, должны представлять собой достаточно густую растительность).

Исходя из всего вышесказанного, думаю, что нам надо перестать создавать правила испытаний спаниелей по разным видам дичи, а сосредоточиться на разработке единых правил, которые будут позволять судьям полностью выявлять и объективно оценивать все врожденные рабочие качества спаниелей.

Выведение на основе русского спаниеля универсальной охотничьей собаки иначе как регрессом или вредным заблуждением не назовешь. Ведь цена универсальности – посредственность. А посредственные собаки, как известно, никогда не привлекали настоящих охотников, которые во все времена являлись основными движителями развития любой охотничьей породы.

Спаниели, включая русского охотничьего спаниеля, – это серьезные специализированные породы охотничьих собак с широким диапазоном применения на охоте по разнообразным видам пернатой дичи в различных типах угодий. Однако главное их предназначение, специализация – это охота на бегающую (фазан, коростель, вальдшнеп, погоныш, тетерев и др.), плавающую и ныряющую (утка) дичь в закрытых угодьях (камыш, тростник, кусты, кустарники, высокая трава).

Чем быстрее наши охотники и заводчики признают спаниелей, а главное, русского охотничьего спаниеля, специализированными, а не универсальными охотничьими собаками, тем осмысленней и целенаправленней будет вестись племенное дело, тем больше в работу с этой группой пород придет настоящих охотников. Это признание будет стимулировать и рядовых пользователей изучать и анализировать рабочие качества спаниелей, поскольку успешная подготовка спаниеля к охоте требует не только терпения, труда, но и досконального знания особенностей его полевого досуга.