Серебристо-серый с янтарным взором

В июле 1989 года по приглашению белорусского республиканского общества охотников и рыболовов я принимал участие в экспертизе легавых собак по болотной дичи в Минской области на V межреспубликанских состязаниях легавых собак

Участниками этих, уже ставших традициоными, состязаний были команды белорусского и украинского обществ охотников и рыболовов, росохотрыболовсоюза и впервые принимавшая участие в состязаниях команда польского союза охотников. Польские охотники выставили трех собак, которых впервые «судили» по правилам СССР. Одна собака получила диплом II степени (веймарская легавая), другая (курцхаар) – диплом III степени, а третья, молодой курцхаар, была расценена, но осталась без диплома.

Вот здесь мне и пришлось увидеть и проводить экспертизу в поле новой для меня породы – веймарской легавой. До этого мне приходилось только слышать об этой породе собак и видеть ее фотографии в ряде журналов, в основном зарубежных. В книге Джоан Палмер «Ваша собака» и книге В. Гусева «Легавые собаки и охотничьи терьеры» было кратко упомянуто об этой породе. В 90-х годах, когда в нашу страну стали ввозиться различные породы собак из-за рубежа, появилась в том числе и веймарская легавая. Да, я забыл упомянуть, что во время командировок в Закарпатье мне пришлось видеть несколько экземпляров этих собак, но, к сожалению, поговорить с владельцами собак тогда не удалось. Несколько позднее появились и немногочисленные публикации об этих собаках в различных кинологических изданиях. И вот сравнительно недавно стали появляться веймарские легавые в натаске и у наших охотников.
Что же представляет из себя веймарская легавая?

Веймарская легавая, или более правильно на немецком языке weimaraner (веймаранер), – порода, по внешнему виду близкая к курцхаару. Еще эту породу называют «серебряный призрак» из-за серебристо-серого с оттенком окраса.

Родиной веймарской легавой является Германия. В настоящее время она превратилась в значительной массе в надежную охотничью пользовательную собаку. Веймаранеры в основном используются как подружейные. Эти собаки довольно сильны и высоки, хорошо обыскивают местность и успешно ищут раненую дичь, хорошо ее апортируют.
Абсолютно точно о происхождении веймарской легавой известно немного.

В 1600 году в Тюрингии и Заксен-Веймаре существовали птичьи собаки, но, как считают немецкие кинологи, они были ужасного вида и больше походили на ищеек, из которых одни были длинношерстные, а другие короткошерстные. В конце XVII столетия и начале XVIII, в период правления Людовика XIV (1686–1715), при дворе были распространены французские собаки, которые оказали влияние и на немецких легавых. На одной из картин придворного художника Ионна Бантиста Оудра (1686–1755) изображена серебристо-серая охотничья собака в работе по фазану. Собака эта была поразительно похожа на современного веймаранера.

В XVIII столетии английские собаки начинают вытеснять немецких собак или смешиваться с ними. И немецкие легавые, быть может, обязаны своим внешним благородным видом прилитием к их крови пойнтера, правда, многие старые немецкие кинологи это отрицают.

После революции 1848 года, способствующей смешению пород и уничтожению линий немецких легавых, последние почти полностью исчезают. Интерес к местным породам легавых пробудился только после победы Германии над Францией и объединением Германии. Вот тут немецкие охотники сделали для себя открытие, что они имеют много собственных пород собак. Так, к концу 70-х годов в Германии началась пропаганда туземных собак. В 1879 стало известно, что в Тюрингии сохранились почти чистокровные немецкие легавые, о существовании которых до той поры никто и не подозревал. Имеются документы Веймарского клуба, основанного 20 июня 1897 года в стрелковом доме города Эрфурта. Организаторы этого клуба в количестве 18 человек записали в протоколе первого заседания, что они должны неукоснительно заниматься только чистопородным разведением. Это означало, что внутрипородное скрещивание запрещается. Этому члены клуба должны придавать большое значение. И лишь до середины предпоследнего столетия большое количество английских пойнтеров еще скрещивали с веймарской популяцией, но затем это было прекращено. В начале XX столетия работы с породой веймарской легавой почти замерли. Задачу не дать погибнуть породе взял на себя молодой немецкий кинолог Роберт Хербер. Цель, сформулированная им для кинологов тридцатых годов прошлого столетия, заключалась в том, что серебристо-серые собаки должны утвердить себя как порода и получить дальнейшее развитие, причем как в короткошерстном так и в длинношерстном вариантах.

Длинношерстный вариант был впервые представлен на выставке в Вене в 1934 году. Перед этим кинологами в одной из сельских местностей был осмотрен длинношерстный кобель. Внушительный внешний облик этого кобеля указал направление немецким собаководам, на что надо ориентироваться при работе с этой разновидностью породы.

Короткошерстный вариант доминирует в породе веймаранеров. В настоящее время существует мода на короткошерстных собак, и поэтому рождение короткошерстных собак более предпочтительно, так как их внешний вид  считается идеальным для охотничьей собаки. Внешний вид у всех веймарских легавых приблизительно одинаковый, как и рост – средний или высокий. При этом кобели обладают высотой в холке 59–70 см, а суки – 57–65 см. Телосложение этих собак в норме жилистое и, как говорят немецкие кинологи, с сильно выраженной тигриной мускулатурой. Окрас шерстного покрова может быть похож на серебро косули или мыши, то есть серый, наблюдается влечение к светлому цветному или беловатому окрашиванию. Иногда допустим светлый значок на груди и на пальцах ноги. При поглаживании спины против шерсти заметен характерный темноватый оттенок. Глаз имеет цвет янтаря или несколько светлее. Иногда шутники-критики утверждают, что глаз веймара напоминает взгляд ястреба. Другие же считают, что цвет глаз собаки – это вопрос персонального вкуса. Прут (хвост) короткошерстного веймара купируется ветеринаром в первый день жизни, но так, чтобы закрывать промежность. Длинношерстным представителям породы достаточно купировать только конец хвоста.

Для немецких охотников разведение веймарской легавой не только увлечение охотничьими пользовательными собаками. Это и систематические обсуждения на семинарах и за дружеским застольем. Это усидчивые поиски поддержания породы в хорошем состоянии и не только на высоком экстерьерном уровне, но с хорошими рабочими качествами, необходимыми немецкому охотнику. Что бы там ни было, но собаки обязаны взять след и держать его, вот такое приблизительно кредо у немецких охотников. Собаки должны быть все время в работе и труде и не отвлекаться. Они должны четко реагировать на выстрел охотника и при необходимости приносить подранка или битую дичь. В последние годы веймарская легавая может гордиться своими успехами в работе по полю и на воде. Веймарская легавая обладает страстью к поиску упавшей дичи. Эта собака является верным спутником охотника не только на индивидуальной охоте, когда она работает как подружейная собака, но и на коллективной, где она сидит и наблюдает за ходом событий. При этом она работает исключительно на ведущего. Так же она работает на трудных водоемах, приносит качественно, не помяв убитую или раненую дичь. В лугах она проявляет все свои душевные и физические свойства.

Более 30% веймарских легавых в 2002 году были зарегистрированы Союзом пользовательных собак VJP или в книге осенних испытаний Союза пользовательных собак HZP. Существенные успехи в прогрессе породы продолжаются уже длительное время за счет стремления заводчиков к улучшению этой породы. Чистота разведения породы прилагается к определенным генетически закрепленным признакам. При опросе известных охотников, заводчиков веймаров пришли к выводу, что сущность проблемы, в конце концов, в наследовании доминирующих признаков. Клуб веймарских легавых настойчиво и последовательно соблюдает все цели разведения породы, следит и описывает ее состояние на текущий период и расспрашивает охотников о распределении щенков, их развитии и полевом досуге. В 1972 году веймаранеров было около 300. Одно время наблюдалось падение их количества до 130. В 2002 году число собак заметно выросло и составляет примерно 2200. Для немецких охотников понятно, что веймарская легавая изменяется в лучшую сторону. И будет еще лучше, но только в том случае, если собаки будут принадлежать охотникам, ведь с этой целью они разводятся. Только охотник, для которого охота это страсть и увлечение, сознающий свою ответственность заводчика, способен следить за хорошим самочувствием своей собаки, ее тренингом и профессиональными навыками. Веймарская легавая, как считают немецкие охотники, работает практически на любых охотах. Это уравновешенного нрава существо, и его надо оберегать и ценить. Немецкий кинолог Роберт Хебер так отзывается о породе: «Выбор этой породы есть поручительство наилучших форм экстерьера и наилучших результатов на практической охоте».

Веймарская легавая признана во многих странах мира. Разведением этой породы занимаются кинологические Союзы и общества во многих странах Европы. После Второй мировой войны она получила широкое распространение в США, а также в странах Южной Америки. Здесь ее используют не только как охотничью собаку, но и на розыскной работе, так как веймаранеры имеют хорошее чутье и обладают сторожевыми качествами. Используются они и как собаки-компаньоны. Общества, разводящие этих собак, поддерживают тесные контакты с посредническим Союзом в Германии с целью строгого разведения породы в чистоте, что важно для сохранения стандарта. В честь столетия Клуб веймарских легавых в 1997 году получил поздравления более чем из 14 национальных Союзов любителей этой породы. Клуб веймарской легавой является членом Германского Союза собаководов VDH и Союза пользовательных охотничьих собак Германии JGHV.