Нынешняя теплая зима, впрочем, как и все зимы последних лет, создала возле старого заброшенного пирса занимательную ситуацию: зима уже на исходе, а водоем покрылся лишь робким и хрупким ледком, едва прикрывающим залив озера. Настоящей рыбалки, наверное, уже и не будет в эту зиму. А возле разрушенного полусгнившего пирса в это время серебрится и вовсю озорно поигрывает полоса свободной от ледового плена воды. Такая картина повторяется ежегодно. Объясняется это активным движением подводных ключей и течений. Они беспрестанно подгоняют легкую волну, и та, разбиваясь о сваи, ломает тонкую наледь. Естественно, такое озорство природы очень радует заядлых рыболовов. Ведь в дни зимней оттепели вполне можно пустить в ход летние снасти – удочки, спиннинги и донки.
Старый пирс, возле которого кипела рыбья, а значит, и рыболовная жизнь, уже давно развалился, только сохранились остовы свай и несколько растрескавшихся бревен. Рыбачить здесь со льда небезопасно. Но что поделаешь, если возле развалюхи, а в дни оттепели особенно, так и вертелись стайки плотвичек, окушков, подлещиков, язиков, ельцов. Порой наведывались крупные лещи, чтобы пособирать с полусгнивших деревяшек вкусные личинки. Нередко посещали сии места щучки-травянки. К тому же в полуста метрах от пристани бьют подводные ключи, постоянно перемешивая воду и обогащая водоем притоком свежего воздуха. Такие участки значительно облегчают существование подводных обитателей в зимний период.
ПОПЛАВОЧНАЯ УДОЧКА
На другой день присоединился к дружной компании удильщиков на старом пирсе. Крепкий и розовощекий дедушка основательно приготовился к длительной осаде водоема: он откинул шестом шуршащую ледовую шугу, удобно устроился на раскладном стульчике и начал перебирать коробочку с приманками. Трехметровая глубина возле разбитого причала вполне подошла к его четырехметровому «телескопу» с глухой оснасткой. Нарядный поплавок с высокой антенкой и с тестом в три грамма хоть и летний, но все же оснастка подогнана к условиям зимнего лова.
На миниатюрную катушку намотана леска диаметром 0,12 мм, грузило и крючок сняты, а вместо них привязана вольфрамовая грушевидная светло-желтая мормышка с крючком № 4,5. В 10 см выше мормышки подвязан короткий поводок из такой же жилки с красным крючком №5. На его цевье нанизан белый кембрик. Ветерок и легкая рябь теребят поплавок, едва покачивают на волне, и в такт им пошевеливается приманка. Рыболов попробовал удить возле самого дна, но был разочарован бесклевьем, хотя мелкие рыбешки без конца теребили наживку. А вот снасть, пущенная в полводы, принесла радостную весть: поплавок чинно проплыл вдоль опор, затем его передернуло, антенка покачнулась и притопленный поплавок двинулся в обратном направлении. Дядечка сноровисто подсек, и «телескоп» слегка согнулся. Все удильщики напряглись, впились глазами в удачливого соседа и приготовились рассматривать важный трофей.
На крючке трепетала шустрая плотвичка, поигрывающая алыми плавничками. И вот на бревнах пирса запрыгал первый трофей. Ай да плотвичник, быстро соблазнил красноглазку мормышкой с подсадкой аппетитного «бутерброда» из опарыша и мотыля. Свежая наживка уже на крючке, и вновь нарядный поплавок курсирует по воде. Снасть понемногу относится течением в сторону, и рыболов периодически подтаскивает поплавок ближе к сваям, зная, что вслед за мелочишкой вполне может пожаловать приличный трофей. Словно факир, дедок взмахивает «волшебной палочкой», и из воды вновь вылетает трепещущая рыбка. Но успех таится не в хитроумных фокусах опытного рыболова, а в правильной тактике игры и в знании особенностей лова зимой. То, что в конце зимы и в период оттепелей рыба держится у берега, не секрет. Известно также, что подводных обитателей подманивают ледовые отдушины и забереги и что они не замерзают возле пристани всю зиму. Отсутствие поклевок у самого дна тоже объяснимо: возле тростников, опор мостов, свай, отдельных предметов рыба, как правило, берет не со дна, а в полводы. Так что удачливый рыболов, а за ним и все мы вскоре были вознаграждены клевом плотвичек, окушков, язиков, уклеек, ельцов.
СПИННИНГ
С другой стороны старой пристани расположился паренек с легким спиннингом длиной 2,5 метра. Он также решил получить удовольствие от возможности половить на летнюю снасть. К леске 0,3 мм он привязал десятиграммовый джиг с красно-белым твистером. Забрасывая приманку то влево, то вправо, он давал ей возможность заглубиться в полводы. Затем, чередуя короткие подмотки с паузами и потяжками, вел снасть вдоль пирса. Медленно перемещаясь по краю, он обловил весь периметр старого причала. Когда твистер заиграл на метровой глубине, его резко остановила щучка. «Пятнистой» не составляло большого труда броситься стремглав из-под навеса, где она с интересом наблюдала за игрой тонущей рыбки. Борьба продолжалась недолго: погасив отчаянные рывки ретивой хищницы, рыболов ловко подхватил трофей выдвижным подсачеком.
Обычно жор щуки приходится на раннюю и позднюю осень. Тогда щука предпочитает бросаться на свою жертву из засады. И в это же время она торопится уйти на большие глубины, на «зимние квартиры». В глухую пору она бродит по всему водоему, и рыболову приходится проделать немало лунок, чтобы обнаружить участки охоты хищниц. Однако в период затяжных оттепелей, а также возле незамерзающих участков водоема, коряжников, свай, опор мостов, зарослей тростника и полусгнивших трав с поступлением талых вод и кислорода на мелководья стекается малек. Сюда-то и перемещается охотница до легкой добычи, где атакует мелких рыбешек из укрытия.
Не удержался и расспросил паренька о его способах лова. Как выяснилось, он постоянно наведывается к причалу, у свай которого вода не замерзает практически никогда. Кроме проводок снасти возле свай и бревен он частенько рыбачит в оттепели в чистых ото льда речных и озерных заберегах. Пусть они и небольшие, зато метров 10–15 открытой воды вполне хватает рыболову для подманивания и поимки рыбы. И это частенько приносит удачу.
Однако удачный клев в зимние оттепели бывает не только возле свай, причалов и опор мостов. В большом водоеме в дни резкого и продолжительного потепления лед еще держится на мелководье, а пройди сто метров к фарватеру – и открытая вода. Именно здесь, на границе льда и открытой воды, рыбалка бывает непредсказуемой и зачастую более успешной.
Осторожно ступаю по прозрачному хрусталю и чувствую под собой дыхание волны. Но именно здесь, под кромкой льда, на глубине 3–4 метров и случается самый захватывающий клев крупняка. Просверлив лунку, стравливаю на дно тандем из двухграммового черного «банана» и подвешенного в 15 см выше на коротком поводке красного крючка №5 с подсадкой опарыша. Заметных вибраций не придаю, поскольку движения воды постоянно пошевеливают приманку, затягивая ее то в одну, то в другую сторону. Остается лишь приподнимать «банан» со дна на полметра, выдерживать 6–7 сек паузы, потряхивать на месте и плавно отпускать обратно, затем слегка потряхивать кивком и снова делать небольшую паузу – все остальное делают подводные течения. Но что за шутки? Поклевок нет. Быть такого не может! Вероятно, крупняк подойдет, но чуть позже. А погода портилась все больше и больше, и, похоже, рыба это почувствовала. На голову посыпал то ли снег с дождем, то ли дождь со снегом. То ли сворачивать снасти, то ли еще подождать?
Вдруг сторожок неожиданно зазнобило от робких поклевок малька. После-то часового лова стал обладателем всего лишь нескольких неказистых плотвичек и настырных ершиков. И все! Делать нечего, пришлось сматывать удочки и отправляться в обратный путь не солоно хлебавши. Но прихватил с собой четыре подледные жерлицы с запасом лески от 5 до 12 метров. А что если попробовать их установить от каменной косы до обширной впадины посреди залива? Летом мне здесь частенько сопутствовала удача. Так и сделал. Пойманную мелочишку посадил на двойные крючки-заглотыши №8, фиксируя жало резинкой и подцепляя рыбок за ноздрю. Такой вариант посчитал более эффективным по сравнению с наживлением живца за спинку. Во втором случае живец травмируется больше, становится малоподвижным и менее привлекательным для хищников, и в итоге малек быстро засыпает. Кроме того, хищник берет добычу с головы. И действительно, мои ожидания оправдались: довольно скоро становлюсь обладателем трех солидных щучек, которые взяли у самого откоса.
Зимнюю оттепель чувствуют не только рыбы, но и донные организмы. Они активно издают в воде колебания, копошатся в иле, поедая детрит, и поднимают возню, привлекая тем самым рыбешек. В дни оттепели с повышением кислородного содержания в воде и проникновением солнечного света в водоем у рыбы обостряется обоняние, они активно идут на источник звуков и запахов. Умело подкинутая рыболовом снасть придется рыбкам по вкусу.
Комментарии (0)