В шхерах Ладоги

Частые туманы скрывают очертания разнообразных и неповторимых в своей грандиозности больших и малых озер, бесчисленных шхер, луд, рифов и фиордов

Но как только туман рассеивается, взору открывается удивительно живописное зрелище. Скалистые берега с нишами и карнизами, обросшими бородами лишайников и ажурными мхами, перемежаются с лысыми гранитными выходами из воды. Причудливо изрезанные обрывистые и пологие скалы, узкие и извилистые протоки поражают дикой и вольной первозданностью.  

Причудливые озерные берега испещрены бухточками, небольшими заводями, узкими расщелинами,  заваленными каменными глыбами, похожими на фиорды. Такие же глубокие заливы, но только морские, характерны, например, для Норвегии. Обилие камней, разбросанных ледником вдоль скалистых берегов, гранитные гряды – сельги, марены – холмы из камня и песка, огромные валуны, отшлифованные водой бараньи лбы – все это вместе и составляет шхеры.  

Многочисленные ладожские шхеры, усеянные грудами больших валунов и мелких камней, – прекрасное пристанище для нерп, гоняющихся за косяками корюшки и ряпушки. В прибрежных заломах беспрестанно снуют выдры, куницы, барсуки, лемминги, норки. Изобилие корма и отсутствие охотников в шхерах дают приют боровой и водоплавающей дичи. По весне в труднодоступных береговых лабиринтах и густых зарослях бушуют утиные свадьбы, здесь устраивают гнезда гуси, чернозобые гагары, лебеди-кликуны, серые журавли, цапли. Шхеры кишат бесчисленным множеством мелкой рыбы, а каждую весну на нерест сюда спешит благородная рыба: крупный окунь, глубинная щука, судак, сиг, палия, лосось.  

Ладожские шхеры – уникальное явление природы. Острова и склоны гор густо обросли реликтовыми соснами и еловыми чащами. Близость больших водоемов делает воздух всегда влажным, этим и объясняется обилие лесных массивов и многообразие растительности.

РЫБАЛКА В МЕЛКОВОДНЫХ ШХЕРАХ

Архипелаги островков разбросаны каменистыми грядами средь огромных просторов шхер. Вереница больших и малых островов  и рифов изрезана  сетью проток и заливов. Бесчисленные шхеры таинственно петляют меж извилистых диких и безлюдных берегов. Этот край – неприступный, непредсказуемый, угрюмый зимой и теплый и величественный летом. Здесь не перестаешь  удивляться все новым сюрпризам.  

Плыву в лодке среди древних и могучих скал. Плыву туда, где остались еще неизведанные места и непуганые звери, где леса полны видений и ночных шорохов. Лохматые волны с рокотом обрушиваются на каменные утесы, поросшие густыми мхами и лишайниками, и, разбиваясь о них, разлетаются сверкающими брызгами. Озеро шумит и пенится. В безоблачной дали, словно сошедшие с небес, парят над бескрайней озерной синью золотые купола  Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, бросающего долгие тени по непокорной волне.  

Большие, 100–200-метровые глубины, особенно возле острова Валаам, широкие и глубокие, до 50 метров, проливы – благоприятный приют для разной рыбы: крупных щук и судаков, окуней и плотвы, для косяков корюшки и деликатесной ряпушки. Ряпушка и по сей день служит основным и ежедневным продуктом питания жителей ладожского побережья. Здесь можно встретить помимо обычной озерной рыбы и более редкие и желанные виды рыб. Ладожский сиг, лосось и палия тому пример. Не часто, но все же попадаются достойные трофеи. Крупный окунь, глубже  – судак, если он подошел на кормежку. Совсем редко попадается чехонь. На каменных грядах можно выловить хороших налимов.  

Сюда наведываются не только местные рыболовы, но и питерские и столичные искатели приключений на необузданной Ладоге. Последние, ведомые романтикой, предпочитают не моторные катера, а байдарки, тримараны, яхты, а зимой – автомобили, квадроциклы и скутеры. Однако при поиске рыбных мест хорошо бы изучить подробную карту побережья, чтобы лучше ориентироваться в бесконечных бухточках, среди мелей и ям мелководных шхер. Управляя лодкой, надо быть чрезвычайно внимательными, чтобы не заблудиться в непредсказуемых лабиринтах и не пропороть лодку, а зимой помнить, что лед в мелководных шхерах из-за обилия камней и тростников не прочен.  

При сильном северном ветре бушует самая высокая ладожская волна, ее исстари называют волной-убийцей. К сожалению, свое название она оправдывает. Во время шторма волна остервенело набрасывается на шхеры и точит камни. Чтобы ослабить буйство волны, а также по техническим соображениям, был прорыт Ладожский канал. Летом подъездов на машине к шхерам практически нет, попасть можно только на катере или байдарке. Хотя весной и в начале лета передвижение на моторных катерах в районе шхер запрещено, чтобы не мешать нересту рыбы. В шхерных районах дно неглубокое, глинистое с выходами валунов, поросших густым лишайником, а прозрачная вода во время шторма приобретает мутноватый, белый или серый  цвет. Но ближе к открытым участкам озера появляются обрывистые склоны подводных скал, скальные рельефы, дно становится каменисто-песчаным. Поэтому рыбалка здесь зависит не только от рельефа дна, но и от капризов погоды. При сильных северных и южных ветрах из шхер нос лучше не высовывать, опасность подстерегает на каждом шагу.  

В мелководных шхерах интересно половить рыбу поплавочной удочкой, особенно с берега, на прибое. Определить, где в данный момент находится рыба, можно по скоплению малька. Выбрав ясный день с устойчивым южным или западным ветром, выхожу на прибойный  берег, где озеро бросает пенные валы на суровый гранит.  Разгневанная волна, «распятая на камне»,  выносит со дна различных личинок,  а их любители – плотва, окунь, лещ, подлещик и язь – тут как тут. Требуется пятиметровая телескопическая удочка, леска 0,2–0,25 мм, серебристая или светло-желтая мормышка с крючком №5. Поплавок ставится грушевидный или шарообразный, с яркой антенкой, заметной на волне. Приплясывающий  «жучок-мормышка» с кусочком красного червя, ручейником, опарышем или личинкой короеда, «крыской» или гусеницей бабочки вызывает интерес у рыб, а иногда рыбы предпочитают только белого червя. На прибойной волне рыбалка почти всегда удачная. Поплавок снова резко ныряет, подсечка, и очередной трофей кувыркается на гранитной скале.  

На вечерней и утренней зорьке в шхеры забираются крупные хищники, они  не прочь атаковать блесны. И чем быстрее вращается «лепесток», тем активнее поклевки. При медленном вращении окунь успевает распознать обманку и может отказаться от атаки. Самая успешная ловля «горбачей» – со скалистого мыса, разделяющего свал в глубину и укромную бухточку. Крупный окунь  держится, как и судак, на открытой воде и днем малодоступен. Но вечерком «разбойники» совершают набег на прибрежье, неистово гоняя малька, а заодно хватая блесны и червей на поплавочной удочке и  донке. Мелководные шхеры  очень богаты щукой, достигающей порой метровой длины. Густые травянистые заросли в протоках и изгибах береговой линии – идеальные условия для развития жизни как планктона, так и хищника.  

Пятнистая хищница жадно берет и блесну, и живца на кружке, поставленном на зорьке возле зарослей тростника или  кубышки. Наилучших результатов можно добиться в бухточках с глубинами от 1 до 2 метров – это наиболее предпочтительная глубина для ловли щуки с весны до глубокой осени. Но чаще всего в бухтах держится мелкая и средняя, 50–80 см, пятнистая хищница. При спокойной погоде вода очень прозрачна, и можно прекрасно видеть дно и перемещения рыбы.  

На метровой или двухметровой глубине, забрасывая снасть в камыши, удается быть свидетелем феерического зрелища, когда засекшаяся щука с фонтанами брызг выпрыгивает свечкой из воды. Но чуть отдалившись от берега, можно сразу же попасть на 20–40-метровые глубины, и тогда понадобятся наиболее «ловчие» снасти – черно-белые и темно-желтые с черным мягкие джиговые приманки длиной 15 см и весом от 10 до 20 г. Лучше запастись удилищем для рыбалки с лодки длиной 2,5–2,7 м, плетеной леской 0,17–0,2 мм и крепкими поводками, так как, возможно, придется иметь дело с щуками в 10–15 кг.  

В мелководных шхерах наиболее пригодные телескопические поплавочные удочки. Но случается, что из-за плотной растительности приходится заходить в броднях по пояс в воду и подолгу рыбачить таким образом, укрываясь за тростниковыми островкам. Стояние на одном месте в течение нескольких часов – утомительное занятие. К тому же малейшее движение ног настораживает рыбу. Поэтому лучше взять в помощницы лодочку и осторожно, не плескаясь веслами, подгрести к излюбленному месту. Челнок следует пришвартовать к кущам камышей, к заранее вбитому колышку или опустить с носа и кормы два груза. Использую для ловли 4–5-метровое телескопическое удилище с миниатюрной катушкой, леской 0,15–0,17 мм, грушевидным поплавком, небольшим грузилом и крючком №5–6. Приглядев в траве очередной прогал, аккуратно забрасываю снасть. Поскольку в густых зарослях большинство поклевок происходит в средних слоях воды, то спуск делаю в полводы. На крючке копошится червячок-подлистник, личинка короеда, ручейник, либо пара-тройка опарышей или мотылей. Тесто и хлеб менее привлекательны в траве, поскольку рыбы собирают со стеблей множество живых организмов. Для прикормки подойдут те же мотыль и черви, перемешанные с песком или глиной. Не помешает, если в прикормке будет горсть недоваренного пшена либо перловки с добавлением ароматизаторов. Рыхлые шарики разбрасываю вокруг поплавка, они медленно рассыпаются, оседают, создавая облачка мути, в которых копошатся червячки.  

Иногда поплавочный вариант не приносит желанного успеха. Тогда я меняю всю оснастку, водружаю на кончик удилища боковой кивок, а к леске привязываю мормышку. Теперь рыбалка приобретает другой, более активный характер. Мормышка чуть касается глади воды, едва колышется на  поверхности. Затем с мелкими колебаниями и паузами приманка то заглубляется, то поднимается  в разные слои. Доселе сонный прогал вдруг оживает, и снасть рьяно атакуют юркие окушки, язики, щурята и даже солидные лещи. В густых «джунглях» рыбу более привлекает игривая приманка, чем неподвижная. Поклевки видны по колебаниям кивка, только успевай подсекать! Часто ставлю мелкие отвесные блесны, тяжелые мормышки и джиги с весом до 10 граммов. На  крючки цепляю микротвистеры, кусочки рыбы, рыбий глаз или головастиков. Ступенчатая вертикальная игра снасти приносит хватки солидных рыбин. При этом диаметр лески увеличиваю до 0,2–0,25 мм.  

В середине лета, когда над водоемом жужжат орды насекомых, многие рыбы переходят на питание «винтокрылыми» созданиями. Самое время попробовать удить в верхних слоях воды с обрывистого берега или лодки. Удочка – проводочная или с глухой оснасткой – оснащается леской 0,15 мм без поплавка и крючком № 4–5 с наживленным кузнечиком, бабочкой, оводом, мухой или другим насекомым. Снасть отправляется в плаванье над травяными «джунглями» и просветами меж стеблей, с помощью удилища чуть приостанавливается и слегка  поддергивается. Из глубин неожиданно приближается серебристый силуэт, легкий бурун, и на крючке приятно заходил красавец язь. У деревенских мальчишек популярен подобный способ ловли с моста на зимние удочки. Отпустив жилку и «тюкая» по воде мормышкой с подсадкой кузнечика, юные рыбачки то и дело таскают верховых рыбешек: уклеек, плотвиц, голавликов, подъязков и других.  

Богатая рыбацкая фантазия никогда не пропадает даром в любое время года, и водоем непременно обрадует  удильщика многочисленными поклевками.

ЛОВЛЯ РЫБЫ НА ГЛУБИННЫХ МЕСТАХ

Многие слышали о норвежских «фьордах», хотя далеко не всем россиянам удалось половить рыбу в тех краях. Но совсем не обязательно отправляться на рыбалку в далекую поездку – у нас есть и свои российские «фьорды» с теми же характерными чертами дна и берегов – это Ладожские шхеры. Они имеют такие же местами пологие, местами скалистые отвесные берега, с таким же сосновым бором и свежим морским воздухом, ведь Ладогу за ее обширные размеры называют морем.  

Дно Ладожского озера, в том числе и шхер, испещрено глубокими впадинами, местами достигающими 230 метров, и бездонными расщелинами. Выбросы ледяной воды в сочетании с теплыми отмелями создают благоприятные условия обитания и успешного размножения разнообразной «благородной» рыбы: сига, палии, судака, глубинной щуки, лосося. Глубокие пещеры, размытые водой, становятся пристанищем для многочисленных рыб – тут они прячутся от подводных охотников весь световой день. Но и здесь рыбы уязвимы. Ведь на больших глубинах очень мало кислорода, а следовательно и пищи – рачков и личинок на всех не хватает. Поэтому на закате солнца, выбираясь на кормежку из укрытия, они на выходе из пещеры подвергаются нападению со стороны давно поджидающих вкусного лакомства хищников.  

Рыболовы хорошо знают, что в крупных водоемах рыбу лучше искать в местах с неровным дном. Поэтому на участках с непредсказуемыми перепадами успех рыбалки гарантирован. Если ориентироваться на показания эхолота, то можно заметить, что рыбы в шхерах предостаточно: то стайка мелочи промелькнет на дисплее, то значок рыбы среднего размера отразится под нависающей подводной скалой. Нередко прибор сигнализирует о нахождении в зоне видимости эхолота по-настоящему крупного  трофея. Но видеть рыбу – еще не значит поймать ее. Все дело в том, что ловля хищника в шхерах, как и в любом другом месте, имеет свои особенности. А выбор хищной рыбы велик и разнообразен. Рыболовы едут сюда за лососевыми, щукой, крупным окунем, а если повезет, за судаком или сигом – в обширном водоеме всем рыбам хватает места и все  прекрасно уживаются друг с другом. К примеру, «клыкастый окунь», так довольно часто называют судака, представляет большой интерес в этих местах. Размеры «клыкастых» различные. У ладожского побережья Финляндии судаки значительно крупнее. Причины понятны – население не многочисленное, да и привита на Западе с раннего детства культура любительского рыболовства, которая сохранилась еще со времен викингов: взять у озера столько, сколько необходимо на сегодня. К примеру,  пять штук средней рыбки или парочку крупной – на семью вполне достаточно.  

На Северной Ладоге, а это российская территория, нередки случаи поимки и 4–5-килограммовой рыбы, но в основном улов весит 1,5–2 кг. Судака в шхерах ловят различными снастями, например, на живца, распустив пяток кружков посреди залива. На зорях и ночью спуск небольшой – от 1 до 4 метров. Используется прочная леска 0,4–0,5 мм, крючки двойники № 10–12. Наиболее удачной наживкой служит корюшка, ряпушка, уклейка, плотвичка, ерш. Хищник с успехом  ловится спиннингом на воблеры, твистеры на джиг-головке, на снасточки с подсадкой на крючке мелкой рыбешки, на отвесные блесны при ловле с лодки, методом дорожения и троллингом,  а во время жора судак хватает все,  даже червя на удочке.  

В глубоководных шхерах хорошо ловится «паровой окунь» практически весь период открытой воды, хотя «паровым» принято называть лишь июльского. Как и в других местах, «полосатый» выходит «на тропу войны» в верхние слои воды, вблизи банок и свалов. Ловить его интереснее всего спиннингом, в  качестве приманок применяются вращающиеся блесны и небольшие воблеры и колебалки. Для успешной рыбалки желательно обратить внимание и на леску. В условиях хорошо освещенной и прозрачной воды толщина лески играет весьма значительную роль, наиболее распространенная леска диаметром 0,22 мм. Шнуром пользуются здесь реже, в основном при охоте на судака или донную щуку. Проводка для успешной ловли окуня в данных условиях, как и во время ловли судака, предпочтительнее небыстрая, перемежающаяся резкими движениями. В разгар лета, когда днем стоят настоящая жара и штиль, а ночью температура среди многочисленных бухт резко падает (здесь даже жарким летом ночные температуры не превышают 10–12 градусов тепла), наступает так называемое «парное» лето. Вот в эти самые дни на мелководные каменистые участки шхер из глубин водоема начинает подниматься крупный окунь. Лучшее время для ловли этой рыбы – поздний вечер и раннее утро. Наиболее подходящие приманки – различных размеров колебалки и вращающиеся блесны.  

Попадается еще один примечательный хищник – это хариус, взять его можно не только в бурных реках, как принято считать, также и в мелководных и глубоководных шхерах Ладоги. Чаще всего хариуса распознают в конце сентября–октябре по взбуравливанию воды на небольших глубинах возле шхер, куда хищник выходит  на нерест. Ловят на обычную телескопическую удочку с очень чувствительным поплавком на глубине от метра и более. Наживкой служат земляной червь или ручейник. А также идет хариус на легкие вращающиеся блесны или  стример, особенно если приманка заброшена в прибойную волну. Здесь интересы хариуса пересекаются с интересами крупных лещей.  

Зубастые щуки представляют для каждого рыболова огромный интерес. Причем  щука – самый распространенный хищник в Ладоге, ее здесь много, а в некоторые годы – очень много, как щуки-травянки, так и глубинной. Но границы их обитания по причине невероятных перепадов глубин практически стираются, поэтому крупную, глубинную щуку иногда можно поймать и на подступах к мелководным шхерам, куда она периодически заходит за лакомым кормом. Ловля хищницы, которую тут принято называть пятнистым «крокодилом», наиболее результативна, если в качестве приманки использовать крупные воблеры, виброхвосты, попперы или колеблющиеся блесны. Спиннинг среднего строя при определенной игре приманки обязательно принесет желанный результат. Выловить щуку как методом сплава на лодке, так и в заброс в шхерах не составляет большого труда. Лучшее время рыбалки – конечно, весна, когда сойдет лед. Это возможно в конце апреля или мае, а также в зените осени. Щука скапливается перед нерестом или перед уходом на «зимние квартиры» в бухточках и в лабиринтах шхер. Скопления могут иметь очень высокую концентрацию: с одного места водоема можно взять и два, и пять крупных, метровых рыбин. Благодаря прозрачной воде, щука еще издали приглядывается к приманке, совершает стремительный бросок, чаще всего мощно атакует, глубоко заглатывая крючок. И вот уже 10–20-килограммовый трофей бьется мощным телом по днищу лодки.  

Излюбленные места лова в шхерах, в том числе и зимой, – это необычайно интересные каменистые откосы, которые заметно отличаются от прилегающих глубин. Вокруг откоса рельеф дна может быть однообразно ровным, будто степь: ни бугорка, ни ямочки. Но местами берег чередой уступов резко скатывается в воду и глубина в десяти шагах от берега уже 12–20 метров.  Как раз то, что надо!  Ступенчатый спуск покрыт россыпью камней, обросших бородами мхов, толстым слоем ила и многочисленными водорослями, среди которых и пережидают зиму самые разные личинки и рачки – все это и создает необычайно привлекательную и благотворную среду для обитания множества видов рыбы. Под берегом возле самого откоса окуньки-травяники и плотвички атакуют серебристые мормышки. Они предпочитают мелкие «ромбики», «капельки» и малютки-«дробинки». Если пойманных недомерков использовать в качестве живцов, то здесь же на жерлички или кружки сядут верткие щучки. Чуть дальше, на глубине 4–6 метров можно посоревноваться в перетягивании лески со златобоким лещом, крупной плотвой, окунем-горбачом и язем. И чем дальше от шхерного откоса, тем солиднее трофеи и объемнее приманки. В ход идут крупные «чертики», «уралки», «клопики», «овсинки», «граненки». А блеснение на предельных глубинах преподносит хватки увесистых судаков, хорошо упитанных, словно поросята, донных щук, стройных серебристых сигов, пузатых и ленивых налимов.    

Ладожские шхеры с полным правом можно назвать неземным раем для любителей активного отдыха и приключенческого туризма. Это
отличное место для тех, кто устал от городской суеты,  житейских проблем и мечтает сменить обстановку.