Варварство - истинное лицо браконьерства

Здравствуйте, уважаемая РОГ!

В начале года в вашей газете были затронуты проблемы, которые волнуют многих рыболовов: браконьерство и вранье в рыболовной литературе.

Браконьерство я условно разделяю на два вида:
ДЛЯ СЕБЯ И НЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ

Уловы у них не всегда велики, а максимальные приходятся на нерестовый период. Они действуют на близлежащих водоемах или на бесхозных. И ревниво оберегают “свои” водоемы от посягательства “чужих” браконьеров. Если водоем часто посещается нормальными рыбаками, сетей становится меньше, они ставятся в труднодоступных местах и хорошо маскируются.

Как с ними бороться? Даже в случае поимки оштрафовать их вряд ли удастся, так как большинство из них — сельские жители с мизерной зарплатой в 300-500 рублей. Поэтому конфискация сети стоимостью около 300 рублей весьма ощутима, с условием немедленного уничтожения орудий браконьерства, чтобы не было соблазна, с одной стороны, выкупить их, а с другой — продать. Поймать эту категорию браконьеров при желании несложно прямо на месте рано утром во время проверки или снятия сетей.

СЕТЕВОЙ ЛОВ РЫБЫ С ЦЕЛЬЮ ПРОДАЖИ

Здесь счет сетей идет на сотни метров, а уловы — на сотни килограммов. Основная добыча: лещ, крупная плотва, судак, щука, жерех и даже угорь. Бизнес идет круглый год. Чтобы в этом убедиться, нужно проехать на 171-й км Минского шоссе, где расположен “рыбный рынок”. Там постоянно торгуют рыбой не менее десяти человек (летом в два раза больше). Рыба в любом виде — от свежей до копченой. Вряд ли эта рыба поймана на удочку. Бизнес процветает, большие деньги крутятся. Непонятно, куда смотрят власти, почему не прикроют этот беспредел, может быть, они в доле? Я слышал от рыбаков, что похожий рынок существует на Ленинградском шоссе в районе Московского моря. Сам видел установку сетей на Волге в районе Белого Городка (д. Новое Село), в устье реки Яузы на Яузском водохранилище. Неоднократно упоминалась в вашей газете р. Ока, сплошь перегороженная сетями, процежена р. Дубна. И это далеко не полный список.

Что с ними делать? По идее, должно быть так: подъезжают к незаконному рыбному рынку работники МВД с инспекторами рыбохраны, задерживают всех торговцев, подсчитывают ущерб, выписывают штраф (большой), а рыбу конфискуют. Но я о таком не слышал. Можно их поймать и на воде. Они, не таясь, белым днем ставят и проверяют свои сети. Вот только местная рыбинспекция их не замечает, а другой там и нет. Для эффективной борьбы с этой категорией браконьеров нужна государственная поддержка, как, например, операция “Путина” на Дальнем Востоке. Или, как минимум, региональная. Вспомните предновогодние рейды по борьбе с любителями дармовых елок. Были задействованы милиция, ГИБДД, лесники и добровольцы. В газетах (в “МК”) были статьи о наказании за незаконную рубку елей. По телевидению были репортажи с задержанием порубщиков, не говоря уже о штрафах. Если подобную акцию провести на наших водоемах весной, результат будет ощутимый. Если понадобится, я буду участвовать в таких рейдах как доброволец. Можно создать “народную рыбинспекцию”, но тут есть два вопроса: юридический — полномочия таких дружин, и материальный — где взять деньги на проведение рейдов.

Но зачем изобретать велосипед, ведь существует госрыбнадзор, который и должен заниматься охраной рыбных запасов. А может быть, он и занимается, только мы об этом не знаем (“РОГ” об этом не пишет).

Господа журналисты, спросите у “рыбных” начальников, как они охраняют нашу рыбу. Хотелось бы знать их отношение к рыбным рынкам, как они объясняют километры сетей на Оке и других водоемах. Но захотят ли они отвечать на такие вопросы. Наверное, будут жаловаться на нехватку средств, людей, техники, маленькие зарплаты... И будут правы. Уж если не хватает денег врачам и учителям, что тут говорить обрыбохране. К тому же, мы живем в стране, где выполнение законов не обязательно.

ТЕПЕРЬ О ВРАНЬЕ

Жалко испорченной бумаги. Жалко потраченного места в вашей газете. Как я понимаю, гонорар за статью зависит от объема. Вот и стараются господа Сенченко и Соколов написать всякой ерунды побольше. А заодно выяснить, кто из них круче. А полезной информации никакой. Спасибо А.Соколову, он первым закончил этот “бумажный бокс”. Да, действительно, сейчас много пишут о рыбалке, конечно, есть и умышленное вранье, но намного больше неумышленного из-за некомпетентности авторов. Так что, копаться в каждой книге, выискивая неточности и ошибки? Я считаю, нужно больше говорить (писать) о хороших книгах. За последнее время мне попалось несколько таких. Но попадается и туфта: братья Щербаковы “Ловля карася и карпа” — книга явно списана с зарубежных изданий, минимум полезной информации при неоправданно высокой цене. Из периодических изданий я читаю постоянно только “РОГ” и считаю, что за месяц узнаю больше полезной информации, чем из любого ежемесячного журнала. Особое спасибо хочу сказать Андрею Яншевскому за его статьи. Они написаны так понятно и интересно, что после прочтения хочется взять удочки и срочно ехать на рыбалку. Хочу через газету попросить Андрея Яншевского помочь разобраться с тем многообразием прикормок, добавок, активаторов и ароматизаторов, которые продаются в рыболовных магазинах. Причем большинство пузырьков импортные и не имеют русского перевода. Заранее говорю спасибо.

Еще одна тема для размышления (обсуждения) — вылов рыбы спортсменами. А.Сенченко в N№1 “РОГ” сравнивает спортивную снасть с сетями. Я не видел сам, как и сколько ловят “профи”, и мне трудно в это поверить. Опять же господин Сенченко не приводит конкретных примеров. Хотя некоторую информацию можно найти на страницах вашей газеты. Это результаты соревнований. Зимой улов победителя редко превышает 1-2 кг, летом при хорошей погоде — может быть в 2-3 раза больше, прибавим рыбу, пойманную на тренировках. Для большого водохранилища — это капля в море. А для небольшого водоема? Сколько сможет поймать спортсмен, если рядом не будет соперников и судей? Как-то “РОГ” писала, что на Пахре во время соревнований по спиннингу было поймано всего 3 рыбы. Куда же делась остальная, может, ее всю выловили? Мне кажется, река не выдержала рыболовной нагрузки. Подобная ситуация может повториться и в Бронницах. За четыре последних соревнования выловлено полтонны рыбы. А что взамен? Проведение осенних соревнований (если будет рыба). И может случиться так, что через несколько лет встанет вопрос о зарыблении Москвы-реки хищником. Хотелось бы узнать мнение ученого-ихтиолога: как влияет вылов хищника на остальных рыб; выживает ли рыба, пойманная на крючок (тройник) и выпущенная обратно; откуда такое большое количество (эпидемия?) зараженной солитером рыбы в подмосковных водохранилищах; какие мероприятия проводятся по борьбе с этой заразой; возможно ли заражение рыб от мелкого мотыля, намытого в отстойниках?

Интересно узнать у спортсменов-поплавочников, сколько они ловят рыбы и какой, когда никого рядом нет, а главный судья — собственная совесть.

У меня, как у любителя, многое зависит от везения. И если повезет, то норму вылова я перевыполню, недомерков брать не буду, а вся крупная — моя. А для себя (чтобы успокоить свою совесть) есть отговорка: очень часто эту норму выловить не удается, а иногда вообще без рыбы остаюсь.

Спасибо вам за газету!