Фотографии, которые вы видите — не монтаж. Они сделаны во время подготовки российских ученых к совместному перелету с журавлями. Перелету, во время которого дельтаплан полетит из Западной Сибири в Иран и, как лидер в стае, поведет за собой белых сибирских журавлей на зимовку. Человек и птицы пролетят вместе более пяти тысяч километров...
Этот удивительный проект призван спасти белых сибирских журавлей — стерхов, редчайших птиц, которые могут навсегда исчезнуть в Западной Сибири — ведь там осталось всего несколько семей и около двух десятков негнездящихся птиц. Достаточно одного неверного шага — и журавлей не будет в этом регионе...
Проект, названный «Полет надежды», проводится российскими учеными при поддержке Международного фонда журавлей и администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме России и США в нем участвуют Индия, Иран, Казахстан и другие страны, обеспокоенные судьбой нашего журавля. Ведь кроме Западной Сибири стерхи обитают лишь в Якутии, где их осталось около 300 пар. И это все, что есть на нашей планете. Катастрофическую ситуацию еще больше обостряет изолированность популяций. Их разделяют тысячи километров летом, и на зимовку они летят в разные места. Западносибирские — в Индию и Иран, а якутские — в Китай, что исключает возможность пополнения западной популяции стерхов.
Чисто белый, с черными концами крыльев, с красными лапами, клювом и «лицом» — стерх один из самых больших и самых красивых журавлей мира. Именно стерхов имел в виду Расул Гамзатов, когда писал:
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей».
Ведь стерхи летят на зимовку через Дагестан, родину поэта. Там с давних времен существовала легенда о том, что души погибших воинов вселяются в прекрасных белых журавлей.
Достигающий 1,4м в высоту и 2,5м в размахе крыльев, стерх действительно обладает характером воина. Защищая гнездовой участок, он бросается в атаку и прогоняет от гнезда даже таких крупных животных, как лоси! Но он ничего не может сделать с человеком. Стерху достаточно лишь однажды увидеть людей у гнезда, чтобы он бросил насиживание, а ведь в Западной Сибири сейчас известна лишь одна гнездящаяся пара этих птиц. Ученые обнаружили их в 1981 году на притоке Оби, реке Куноват, и назвали самца Горынычем, а самочку Ручьем.
Стерхи образуют семьи на всю жизнь, а живут они более 70 лет. И каждую весну, в период своей журавлиной любви, пара белых птиц танцует, наполняя бескрайние таежные болота ранящими душу мелодичными переливами. И каждый год ученые ждут, вернутся ли на Куноват Горыныч и Ручей или... все.
Орнитологи делают все возможное, чтобы спасти Западно-сибирскую популяцию стерхов. Благодаря их усилиям на Куновате, в Иране и в Индии были созданы заказники. Для пополнения популяции ученые подкладывали яйца стерхов в гнезда серых журавлей и выпускали стерхов, выращенных в питомнике, к журавлям, улетающим на зимовку. Таких попыток было более сотни. Но ситуация остается тяжелой. Похоже, что далеко не все они возвращаются назад. Так как все места их обитаний охраняются, стало очевидным — потери происходят непосредственно во время перелета. Ведь стерхи пролетают более пяти тысяч километров через территории нескольких стран, где большая белая птица нередко попадает под браконьерские выстрелы. Но основная причина, видимо, в том, что стерхи, которых вырастили в питомнике, не знают маршрутов миграции, не имеют полетной подготовки и не владеют техникой полета на дальние расстояния. Всему этому их должны учить родители. А у стерхов, выращенных в питомнике, родителей нет. И похоже, что, улетая с серыми журавлями, многие не выдерживают, отстают, и, не зная, куда лететь, в конце концов гибнут.
В прошлом году, на встрече в Международном фонде охраны журавлей, американские коллеги предложили нашим ученым попробовать их метод. Метод замены родителей журавлят человеком, а точнее мотодельтапланом, который ведет их на зимовку так же, как вели бы родители. Но, в отличие от них, ведет самым надежным маршрутом, останавливаясь на отдых в самых безопасных местах.
Эта фантастическая методика уже несколько лет с успехом применяется американцами для спасения их редкого вида — американского журавля. Журавли летят на зимовку за мотодельтапланом с севера на юг США а весной самостоятельно возвращаются назад. Причем возвращается более 90 процентов журавлей! Это высочайший показатель.
Как ни странно, но эта идея принадлежит вовсе не орнитологам, а экстравагантному канадскому скульптору Биллу Лишману, который однажды решил полетать на дельтаплане с казарками, импринтированными на человека. Импринтинг — это врожденное свойство птенцов воспринимать любой движущийся объект как своих родителей, как лидера в стае, даже если он совершенно не похож на птиц.
И казарки, как привязанные, летели за дельтапланом. После этого скульптор решил попробовать отвести их на зимовку, чтобы насладиться общением в небе со свободными птицами, их глазами увидеть перелет. И он полетел. Каково же было его удивление, когда весной его казарки самостоятельно вернулись назад!
Американские орнитологи усовершенствовали эту методику, чтобы использовать ее с журавлями. Для этого журавленку еще в яйце транслируют звук мотора. Когда он вылупляется и круглыми глазками смотрит на мир, отыскивая маму, то первое, что он видит — это мотодельтаплан, который гудит и дует на него ветром. Это — его мама. (Когда пишешь это, то отчего-то начинает щипать в глазах. Но это наша реальность а не рассказ Брэдбери). Затем начинаются тренировки. Сначала журавлята бегают за мотодельтапланом. Потом начинают перелетать. И когда они встают на крыло, дельтаплан ведет их на зимовку. Птицы запоминают маршрут так же, как запоминают его, когда летят с родителями. И весной они возвращаются к месту выпуска именно этим путем, который навсегда «записан» в их памяти.
Нет необходимости говорить, что «Полет надежды» — это возможно, последний шанс спасти Западно-сибирского стерха — поэтому о конкретных шагах, сделанных к настоящему моменту.
Детально определен маршрут перелета; намечены точки остановок. Пройден на катере самый сложный участок Оби от Куновата до Ханты-Мансийска, составляющий более 1200 км. Заключен договор на поставку мотодельтаплана с французской кинокомпанией «Галате филм», недавно закончившей фильм о миграциях птиц, которых они снимали с этого дельтаплана. Участники экспедиции прошли летную подготовку во Франции. (Управляющий фондом «Стерх» Александр Ермаков — профессиональный пилот). Сейчас ведутся переговоры с властями государств, через которые будет проходить перелет.
«РОГ» будет следить за «Полетом надежды» и сообщать читателям о его ходе.
P.S. На днях из Индии пришло сообщение о том, что Горыныч и Ручей оставили свою зимовку в заповеднике Кеоладео и отправились в свой опасный полет домой, на Куноват.
Комментарии (0)