Браконьерство зародилось не вчера и не сегодня, оно имеет многовековые корни. Первое упоминание о таком нелицеприятном явлении как браконьерство, встречается уме в летописях XIII века, и с тех же самых пор начинается борьба с ним, которая с переменным успехом продолжается до сегодняшнего дня, а конца и края этому не видно.
По моему мнению, это происходит оттого, что ведется борьба конкретно с самим браконьерством, а ведь оно, это самое браконьерство, есть следствие каких-либо причин, порождающих его, а посему и бороться надо не со следствием, а с причинами. Каковы же причины, порождающие это самое браконьерство? Их несколько. Основная, по моему имению, это безнаказанность. Браконьер на 95% уверен, что его не поймают, а раз не поймают, то и не накажут, но, а если все-таки поймают, то при хорошем адвокате виноватым окажется как раз тот, кто его поймал. Вторая причина — это равнодушие, которое по своей сути, явление довольно страшное, ибо именно с молчаливого согласия равнодушных людей совершаются все преступления, в том числе и браконьерство. В качестве третьей причины я бы назвал слабую постановку разъяснительной работы среди населения в средствах массовой информации, более того, на страницах некоторых охотничьих изданий, появляются такие статьи как: «исповедь браконьера», «Браконьеры поневоле», «Как я стал браконьером» и т.д., и т.п. То есть такие статьи, в которых люди (если их еще можно назвать этим словом), уничтожающие все живое вокруг себя и вдобавок похваляющиеся этим, выставлены чуть ли не положительными героями, а люди вставшие на защиту Природы — отрицательными персонажами. Еще не так-то и давно для того, чтобы стать журналистом, необходимо было закончить соответствующее высшее учебное заведение, а внештатные корреспонденты также проходили обучение в различных школах рабкоров, селькоров, организованных на базе каких-либо газет или журналов. В наше время только ленивый не пишет, а остальные все вдруг стали если не писателями, то журналистами. Очевидно поэтому, все чаше на страницы наших газет и журналов просачиваются такие темы, о которых в добрые времена даже в пьяных компаниях было неприлично упоминать. Зачастую люди, не обладающие определенными знаниями, не владеющие достаточной информацией несут такую отсебятину, что становится страшно за читателей с неокрепшей психикой. Вот, к примеру, статья Анатолия Клепцова «О браконьерстве и браконьерах», опубликованная в РОГе от 06 ноября 2002 года. Начинается она так: «В документах, регламентирующих охоту, говорится, что если человек (не говорю — охотник!) охотится без соответствующих документов на запрещенные виды животных, нарушает сроки охоты, охотится в запрещенных местах, применяет запрещенные орудия охоты, то он браконьер.»
С самого начала все расплывчато и туманно, что это за «документы, регламентирующие охоту»? Следующий абзац вообще полный абсурд, позволю себе процитировать его полностью: «И еще есть множество причин, когда человека можно причислить к категории браконьеров: перепутал патроны и пальнул пулей по воробью, а седьмым номером дроби по кабану, в собственном огороде шлепнул зайца в 20 м от дома, после плотного ужина у костра перепутал вечернею зорьку с утренней и выстрелил по вальдшнепу в три часа утра, стрелял на тяге по случайно пролетавшему селезню, стрелял по гусям не из укрытия или взял четырех гусей, а по норме положено три, взял вместо меленького кабана большого, вместо одной косули двух и т.д.». У Вас А.Клепцов есть множество причин, а у меня есть множество вопросов по этому абзацу: зачем стрелять по воробью, хоть пулей, хоть дробью, ведь кушать Вы его не станете, значит, убийство ради потехи? Зачем на кабанью охоту берете с собой патрон с седьмым номером дроби, на тот случай если вдруг вылетит птичка? Когда Вы были действительно искренним, в статье, где Вы писали о нравственной стороне охоты, восклицая при этом «и ни слова о смерти бедного зайчика» или в этой статье, где Вы высказываетесь столь пренебрежительно о смерти зайца, говоря при этом «шлепнул зайца»? Что означат «плотный ужин у костра», после которого можно перепутать «вечернюю зорьку с утренней», здесь, похоже, идет речь об охоте в нетрезвом состоянии? А вот эти фразы: «взял вместо маленького кабана большого, вместо одной косули двух и т.д.» вообще шокируют и как говорится, без комментариев. Поражает лишь то, что А.Клепцов, автор процитированного выше абзаца, буквально недавно на страницах газеты РОГ неоднократно поднимал вопрос о нравственной стороне охоты. Вот уж действительно: «А судьи кто?» Комментировать информацию о том, что российские охотники отстреливают 5% уток и т.д., и т.п. совершенно нет желания, просто на будущее хотелось бы посоветовать автору указывать конкретные источники информации, ведь, в конце концов, не сам же А.Клепцов высчитывал эти проценты. Под конец статьи А.Клепцов решил позаниматься ликбезом, цитирую: «В магазинах продается масса имитаторов голосов зверей и птиц. Нам предлагают широкий выбор пленочных моделей и моделей на базе электронного чипа разнообразной комплектации». Черт знает что! Покупать и использовать? Кто знает из охотников — можно ли это использовать? Почти никто. А где охотничья этика, совесть? И опять выходит, что не быть браконьером очень трудно. А многие ли охотники знают, что стрельба по уткам с лодки разрешена только при выключенном моторе? Не выключил — браконьер!.., А ведь разрушение и раскопка норы запрещена. Правда, разрешается, с целью оказания помощи собаке, прокапывать «узкие колодцы», но потом раскопанные норы охотник должен засыпать грунтом. Не засыпал — браконьер».
Обо всем этом, о чем выше поведал нам А.Клепцов, должен знать человек, имеющий охотничий билет, И он бы знал это, если бы действительно сдавал экзамен по охотминимуму при получении охотбилета, а не покупал бы его в любой подворотне. Давно назрела пора ввести государственный охотничий билет единого образца на бланках строгой отчетности и с обязательной сдачей экзаменов на право получения охотбилета. Но поскольку все это будет еще не скоро, я процитирую для тех, кто не знаком с Правилами охоты, выдержки из них. «На всей территории Московской области запрещается: 22.8. Применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств. 22.10. Применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным моторам. При производстве законной охоты разрешается: 4. Прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, «енотовидных собак, барсука в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты, вскопанные участки нор должны быть засыпаны грунтом.» Все предельно ясно и понятно и не надо импровизировать. Очень жаль, что в статье с названием «О браконьерстве и браконьерах» постоянно высказывается мнение, что, цитирую: «У нас очень трудно не быть вовсе браконьером», и ни слова о том, что, по мнению автора, нужно и можно сделать, чтобы изжить браконьерство.
В заключении хочу оказать, что я затронул только три основных, по моему мнению, причины, порождающие такое зло, как браконьерство, на самом деле причин таких множество (к примеру, отсутствие денег для покупки лицензии), но, к сожалению, размеры газетной статьи не позволяют полностью раскрыть эту тему
С уважением ко всем братьям — охотникам
Комментарии (0)