Обзор водоемов

Pайон г. Юрьевца на Горьковском водохранилище считается одним из лучших мест не только среди ивановских и нижегородских рыболовов. Сюда во время хода крупной плотвы стекаются рыболовы из Углича и даже Череповца. Уникальность места обусловлена слиянием трех рек — Волга, Немда и Унжа. Сами реки выше слияния интересны в отдельности, однако добираться до Немды и Унжи относительно легко можно в зимний период, по льду. Летом добраться можно, но уже не так просто. Практически напротив города течение Волги замедляется, разделяется на отдельные потоки, которые ниже города распределяются по двум руслам, которые через несколько километров опять сходятся в одно, явно выраженное, русло с широким поливом вдоль правого берега.

До наступления периода последнего льда, когда на русле напротив города появляются промоины, ловить рыбу на поливах нет смысла. Ее ловят или вдоль русла на течении, или в ямах, которые находятся в затопленных руслах Унжи и Немды. Главными объектами охоты в этот период зимы являются окунь, судак и налим. Лишь немногие целенаправленно ловят плотву и практически никто не пытается ловить леща. Местные рыболовы просто не умеют его ловить на течении с большой глубины. Здесь «на коне» будут мастера ловли леща с Оки.

Жители города в своем большинстве ловят всю зиму плотву, налима и крупного ерша непосредственно около города. Здесь проходит русло Волги, постоянное течение исключает возможность возникновения заморов, и рыба всегда активна. Наиболее интересно ловить плотву. Вдоль дамбы, которая защищает город от воды, на дне расположены многочисленные поперечные подводные косы. Если найти свал с косы в глубину, то реально «нарваться» на стаю некрупной плотвы или очень крупного ерша. Использовать прикормку нет никакого смысла, поскольку на мормышку с насадкой клюет только мелкая плотва, окунь и ерш «подмосковного» размера. Но вот если взять «чертика», а еще лучше «нимфу», то в тех же лунках начинает ловиться и приличная плотва, и мерный окунь. Если вы не сможете себя пересилить и отказаться от приманки на крючке, то лучше сменить мотыля на опарыша — однозначно будет ловиться более крупная рыба.

Другое интересное место для ловли, даже в «глухозимье», расположено у «креста», который находится на другой, левой стороне русла. Слева от креста находится затопленное русло притока с глубиной до 8-10 метров. Вдоль склона постоянно гуляют приличные окуни, вполне вероятна поимка некрупного налима на мормышку с пучком мотылей. Правее «креста» расположена обширная и отмель, которая простирается до островов. Сюда рыба выходит только по самому последнему льду. За отмелью располагается закоряженная яма. Здесь на глубине от четырех до семи метров можно ловить мелких налимов на жерлицы, но в последние годы налима становится все меньше, и идти за ним пешком около пяти километров не интересно.

Немного левее города, выше по Волге, за левой бровкой русла находится одно из самых интересных из близлежащих мест для ловли рыбы, как зимой, так и летом. Здесь на глубине пяти-шести метров стоит подводный лес из стволов деревьев. Деревья стоят вертикально, и поэтому, если опускаете приманку и спуск составляет один-два метра, то это значит, что приманка попала на вершину спиленного дерева. Между стволами деревьев держится окунь граммов по двести-триста и крупный ерш. Ерш здесь попадается длиной свыше двадцати сантиметров. Ловить можно на блесну и балансир, но лучше на «чертика» с подсадкой мотыля или опарыша, а еще лучше — на «балду» без насадки на крючках.

Еще одно очень интересное место, но уже километрах в шести-семи от города, находится ниже по течению, с левой стороны русла. Расположено оно немного ниже оконечности островов. Здесь бровка русла переходит в бугор с глубиной до трех метров. От бугра в сторону левого берега находится пологий свал в глубину старого русла. На самом бугре всю зиму ловится крупный и средний окунь на балансиры и на «чертика», а на пологом свале с глубины от четырех до двенадцати метров вполне реально поймать крупного судака. Судака лучше блеснить не на балансиры, а на длинные и узкие вертикальные блесны. Дело все в том, что поклевок на балансир в несколько раз больше, а пойманной рыбы — в несколько раз меньше. Это тем более странно, поскольку в подмосковных водоемах к концу зимы судак лучше ловится на мелкие блесны и балансиры. Нужно сказать, что зимняя ловля на Волге коренным образом отличается от привычной нам ловли на водохранилищах. Рыба здесь постоянно гуляет в поисках корма и кислорода. Мелкие приманки крупная рыба просто не замечает. Это относится ко всем видам рыб, за исключением, может быть, плотвы, которая на «сломе» погоды начинает ловиться только на очень мелкие мормышки.

Еще одно очень хорошее место расположено еще ниже по течению, но уже со стороны правого берега. Здесь простирается огромная отмель размером примерно шесть на восемь километров. Глубина по всей отмели изменяется от одного до двух с половиной метров. Дно по своему рельефу напоминает пустынные барханы. Дно без травы и коряг. С наступлением очень теплой и устойчивой погоды сюда с русла заходят большие стаи некрупной плотвы, которая ловится на мормышку и «чертика» с мотылем. С появлением закраин на этот «стол» поднимается «морская» плотва со всего водохранилища. Плотва крупная, и если найти стаю, то можно наловить буквально мешок. Однако время захода плотвы нередко совпадает со временем наступления весеннего запрета. Собственно, сам запрет не очень-то здесь и соблюдается, но вот ограничить в норме выловленной рыбы местные власти могут легко. В это же время или несколько раньше крупная плотва выходит и на отмель правее «креста», но «местная» стая здесь намного меньше.

В последние два года в водоеме расплодилось огромное стадо сазана и карася. Средний вес сазана весной прошлого года составлял три килограмма, а в сети попадались караси до двух килограммов. Кстати, в районе города ведется государственный отлов рыбы. Поэтому рыболовецкие артели не только внимательно следят за своими орудиями производства, но и за браконьерами. Именно профессиональные рыбаки исполняют здесь функции рыбоохраны и довольно успешно.

Тот факт, что зимой в сети сазан идет очень хорошо, говорит о том, что он не спит, передвигается и кормится. Поэтому случаи поклевок сазанов на мормышки и на «чертиков» уже никого не удивляют. В тех местах, где сазана ловят целенаправленно, а это места, близкие к устью Елнати (правый приток Волги выше Юрьевца), местные рыболовы ловят или на червя, или на личинку стрекозы. В остальных местах наиболее часты поклевки сазана во время ловли окуня в закоряженых местах на «чертика». «Чертики» используются крупные, «рыбинские». С мормышками тоже лучше не мельчить.

Тактика ловли что окуня, что плотвы, что крупного ерша мало отличаются. В любом случае рыбу нужно постоянно искать, район поиска может быть большим и бывает трудно найти рыбу без транспорта. Единственном целесообразным транспортом следует признать снегоход. Течение на русле всегда достаточно сильное и передвигаться в конце марта даже на легких «запорожцах» крайне опасно. При пересечении русла всегда нужно придерживаться набитых троп и дорог. Провалиться на течении — значит почти однозначно подписать себе смертный приговор. Местные рыболовы последовательно объезжают известные им места и точки ловли в поисках рыбы. Если стая обнаружена, то поклевки начинаются практически сразу, поэтому сверлить в одном районе ловли больше нескольких лунок не приходится. Если рыбы нет, то нет смысла тратить время, нужно идти или ехать в другое место. Большинство приезжих рыболовов пользуются услугами местных «извозчиков», владельцев снегоходов. Но с каждым годом число приезжих становится все больше и для всех транспорта не хватает. В этом случае имеет смысл исследовать места напротив города, у левой бровки русла, а если здесь клева нет, то вернуться и ловить непосредственно у городской дамбы. Я лично специально оставался у дамбы и целенаправленно ловил здесь плотву и ерша. Для этого была отработана специальная тактика. Я отходил приблизительно двадцать метров от берега сверлил лунку, пробовал в ней ловить со сменой приманок. Если клев не устраивал, то следующую лунку я бурил на десять метров ниже по течению, но на том же удалении от берега. Так, продвигаясь вдоль берега, я искал подводную косу. Когда коса была обнаружена, я уже сверлил лунки на расстоянии 2-3 метров и искал бровку косы. Рыба, в зависимости от погоды и времени, лучше ловилась или на самой косе, или на склоне ниже по течению. Не всегда, но бывали случаи, когда с одной лунки можно было наловить ведро средней по размеру плотвы вперемешку с окунем и ершом.

Если вы собрались на зимнюю рыбалку в Юрьевец, то мой вам совет — созвонитесь со справочной города и со спасательной станцией. Практически все снегоходы находятся на «спасалке». Еще лучше запастись «финскими» санями. Это, уже забытое у нас в Средней полосе России средство передвижения, будет как нельзя лучше. С проживанием в городе проблем нет.