Размышления на заданную тему

Введение в действие в 1995 году новых Правил испытаний гончих раскололо российских гончатников на два лагеря — приверженцев этих правил и их противников. Ни веские аргументы оппонентов, ни восьмилетняя практика применения новых правил не смогли переубедить стороны в своей правоте. Жаркие споры, в том числе в охотничьих СМИ, не утихают. В чем же дело?

Основным «яблоком раздора» среди гончатников явились требования по времени к работе гончих на гону для получения дипломов (по ныне действующим правилам для всех трех степеней дипломов по зайцу установлен единый норматив — 60 минут). Разработчики новых правил мотивировали это необходимостью повышения требований к вязкости гончих, нарушив при этом десятилетиями сложившуюся традицию дифференцированного подхода к определению нормативов времени для разных степеней дипломов.

Как известно, нормативы времени, кстати, единственный объективный показатель при испытаниях гончих, впервые в правилах испытаний появились в 1955 году, когда было установлено минимальное время для присуждения дипломов: I степени — 45 минут, II степени — 40 минут, III степени — 35 минут. Тогда же были впервые зафиксированы рекомендации оценки мастерства в зависимости от доли сколов в общей работе на гону. В 1959 году «планка» нормативов была поднята соответственно до 60, 50 и 40 минут. Этими нормативами пользовались 35 лет.

И вот в 1995 году без глубокого анализа состояния полевого досуга российских гончих, без ответа на вопрос, насколько средний его уровень вырос за эти годы и вырос ли вообще, принимаются правила, в которых временной норматив для диплома III степени поднят сразу на 20 минут, или 50%, на диплом II степени — на 10 минут, или 20%, а на диплом I степени «планка» осталась прежней.

Такой подход явился не только отступлением от сложившихся традиций, но и уравнял всех гончих, работающих на дипломы, в оценке за вязкость. И это, на мой взгляд, самый существенный изъян новых правил.

Возникает извечный вопрос: «Что делать?» Думается, что возврат к старому (60, 50 и 40 минут) не лучший вариант выхода из создавшейся проблемы. Такое решение только «подлило бы масла в огонь».

В цивилизованном обществе, к каковому мы пытаемся двигаться, при двух противоположных мнениях ищут компромисс и находят его. Уверен, что компромисс возможен и в нашем случае, только излишне рьяным сторонникам того или другого варианта нужно поубавить свои амбиции и научиться уважать не только свое «Я».

Предлагаю вернуться к традиционному, дифференцированному подходу к определению нормативов времени по степеням дипломов. Минимум в 60 минут, установленный сейчас для всех трех степеней, оставить для среднего, т.е. диплома II степени, для диплома III степени требования понизить до 50 минут, а для высшего, диплома I степени, увеличить до 70 минут, оставив на прежнем уровне процентное отношение суммы сколов ко времени работы на гону.

Незначительное снижение «порога» для получения полевого диплома позволило бы поднять массовость испытаний и охватить значительное количество ценных для породы собак, владельцы которых сейчас всячески избегают участия в испытаниях, обладая информацией о плачевных результатах проводимых мероприятий, и занимаются нелигитивной племенной работой.

Что еще можно сделать для совершенствования наших гончих, доведения их полевого досуга до желаемого уровня?

Необходимо централизованное управление племенной работой с породами. Очевидно, что эту функцию должны взять на себя национальные монопородные клубы. Требуется банк информации о всех собаках, представляющих племенную ценность. На мой взгляд, будет полезным определять рейтинги производителей. Ведь не только важно знать, какие дипломы и сколько их имеет гончая, не менее важно иметь данные о ее стабильности и надежности.

Сейчас в документы на собаку записывают только дипломные результаты. А вот если бы фиксировать все без исключения итоги выступлений на испытаниях и состязаниях (дипломные, без расценки, расценка без присуждения диплома, без подъема и др.), характеристика на собаку была бы значительно полней и объективней. Это оградило бы от многих ошибок в подборе пар.

В 2000 году на состязаниях — мемориале Н.П.Кишенского — «выстрелил» рг Бушуй, вл.Виноградов А.А. (г.Пестово, Новгородской области), он, сработав на диплом I степени, стал чемпионом состязаний, при этом голос его был расценен 9-4-4. И только по этому признаку, не принимая во внимание другие качества и характеристики, со всех концов потянулись в Пестово на вязки. За неполных полгода Бушуем было повязано 26(!) выжловок, получено более 200 щенков. Мыслимо ли это?..

А ведь заводчикам следовало бы учесть и тот факт, что Бушуй до этого выставлялся на испытания и состязания более 5 раз и только один раз заработал диплом III степени, зачастую он оказывался без подъема.

И другой пример. Рпг Аида, вл.Пермяков В.И. (г.Ярославль) дважды в 2002 году выступала на крупных и ответственных состязаниях: «Золотое кольцо» в Костромской и мемориале Н.П.Кишенского в Тверской области. И оба раза в сложных погодных условиях (в первом случае — при проливном дожде, а во втором — по пестрой тропе) добывала зайца и срабатывала на дипломы II степени. Если учесть, что эта пятилетняя выжловка ранее заработала 4 диплома I, два — II и один — III степени, понятно, сколь высокий рейтинг она должна иметь.

Считаю необходимым в каталогах и всех других изданиях и документах, сообщающих сведения о гончих, указывать количество выступлений на испытаниях и состязаниях и уже потом, как водится, количество дипломов.

На протяжении всего социалистического периода в истории нашего государства мы констатировали тот факт, что после Октябрьской революции охота с гончими из достояния привилегированных сословий превратилась в общедоступную, народную. Так оно действительно и было. Рядовые охотники объединялись в общества, которые вели всю кинологическую работу, финансируя ее за счет собственных средств. Все мы к этому привыкли.

Но в последнее время все меняется на наших глазах, изменяются и аспекты собаководства. Происходит социальное расслоение собаководов, как и всего населения. Одним не по карману свозить своего питомца в райцентр на выставку, другой не жалеет никаких денег, чтобы поехать хоть на край земли и купить собаку с нужными ему качествами, повязать свою выжловку с выдающимся производителем, побороться за призы на самых престижных выставках и состязаниях, заплатив при этом немалый взнос за участие. Создаются элитарные клубы, частные питомники, ставящие перед собой очень высокие и амбициозные цели. Это объективная реальность, и с ней нельзя не считаться.

Как в спорте существуют понятия — массовая физическая культура и спорт, способствующие физическому здоровью нации, и «большой» (профессиональный) спорт, так и в собаководстве пришла пора совместного сосуществования общедоступного собаководства и «высокого» собаководства. И роль того и другого нельзя недооценивать.

Наблюдаю эволюцию психологии российских гончатников на примере уже упомянутых состязаний памяти Н.П.Кишенского. Если в первые годы проведения этого мероприятия с трудом удавалось уговорить приехать для участия от силы 4-5 команд, то теперь, если не ограничивать допуск на состязания, потребуется далеко не одна неделя на их проведение. Истинные собаководы, беззаветно и фанатично преданные породе, хотят выявить лучших из лучших, не жалея для этого ни сил, ни времени, ни средств. Это и есть «высокое» собаководство. И на нем сейчас лежит основной груз ответственности за будущее пород.

Но, собирая лучших из лучших, вновь и вновь с грустью приходится констатировать факт низких показателей состязаний (менее 30% дипломированных). Говорит ли это о низком уровне участвующих собак? Уверен, что нет. Ведь все они ранее испытывались в разных условиях и разными экспертами и получали высокие дипломы.

Так, в мемориале Н.П.Кишенского 2001 года среди участвовавших гончих значилось 7 полевых чемпионов регионального, межрегионального и всероссийского масштаба. Сработали на диплом из них лишь две собаки (I и III степени).

Считаю, что подготовку и проведение подобных мероприятий, своего рода «высшую лигу» российских гончих, необходимо совершенствовать, опробовать нестандартные формы, позволяющие предельно полно собакам проявить, а экспертам оценить рабочие качества, оградив гончих от нелепых случайностей, приводящих к провалам.

Тверичане — организаторы мемориала Н.П.Кишенского — готовы уже нынешней осенью провести состязания в экспериментальном порядке по новой формуле. Принципиально это будет выглядеть так. Команда-участница выступает на состязаниях минимум два дня. Каждая единица команды в любом случае выступает в течение 2-х дней (одна работа — в первый день, вторая, независимо от результата первой, — во второй день). Максимально единица может заработать на состязаниях два диплома. Итоговая оценка ей дается по сумме двух работ. Чемпионом состязаний может стать гончая, которая минимум в одной из двух работ заработала диплом I степени. Ну а командное первенство будет определяться, как всегда, по сумме результатов всех единиц команды. При таком подходе мы надеемся уменьшить действие фактора «лотереи». Такая формула проведения состязаний не противоречит и действующим правилам. Надеемся получить благословение на эксперимент от президиума РФОС.

Без апробации нового мы будем топтаться на месте, а без поиска компромиссов — только «ломать копья» друг о друга.