Загадки клёва

Oднажды в прямом эфире радиопередачи, ориентированной на любителей рыбной ловли, слушатель пожаловался ведущему программы. Дескать, рыбы в водоеме полно, но она почему-то категорически отказывается клевать на любительские снасти. К такому выводу рыболов пришел после неоднократных безуспешных попыток утолить свою страсть на одном из водоемов российской глубинки. Ведущий — известный титулованный спортсмен, с некоторой долей снисхождения в интонации, поведал любителю неудачнику: мол, в принципе таких проблем для настоящих спортсменов не существует. Конечно, допустил он, есть относительно короткие периоды полного бесклевья, связанные чаще всего с погодно-климатическими условиями. Но на практике, если рыба в водоеме присутствует, поймать ее дело техники и опыта.

Нисколько не сомневаясь в способности и умении опытных спортсменов ловить рыбу, осмелюсь предположить, что в практической ихтиологии существует много неясностей, загадок, своего рода «черных дыр». Порой поведение обитателей подводного царства трудно объяснить с точки зрения основ науки.

Река Ландех течет среди лесов, полей, лугов Ивановской области. С виду речка самая привлекательная, самая «аппетитная» и для рыболова, и для охотника. Скрытая от посторонних глаз зарослями тростника и камыша, с заболоченными, закоряженными берегами она сильно затрудняет подход к открытой воде. В общем, ловля с берега почти невозможна, лодок у малочисленного местного населения почти нет. Кстати, население в основном игнорирует Ландех своим вниманием, и рыболовная, да и охотничья нагрузка на речные угодья минимальная.

На протяжении долгого времени и летом, и осенью, и в начале зимы я пытался поймать хоть какую-нибудь рыбу на этой загадочной речке. Часами хлестал ее воды спиннингом, часами следил за поплавком, по перволедью часами баламутил ее воды мормышкой с мотылем или червем. Все напрасно, рыба в Ландехе игнорировала все мои усилия, я ни разу не ощутил поклевки. И это при том, что рыба в реке точно имелась, в примитивные сварные железные ящики-верши, в экраны «телевизоров» редких местных аборигенов регулярно попадалась мерная плотва и золотые караси граммов по триста весом. Я заметил, что тамошние обитатели водной стихии почти никак не проявляли своего присутствия — не плескались, не играли даже на зорях, не гоняли малька или насекомых над поверхностью воды.

Честно признаться, местные предупреждали меня, что в здешних водах ловить любительскими снастями бесполезно, рыба категорически не клюет. Правда, они не комментировали, не объясняли причины такого ее поведения. В тоже время, река Лух, приток Клязьмы, в которую и впадает Ландех, активно посещается рыболовами. Достаточно плотные ряды их можно наблюдать в зимний период с автодорожного моста. Судя по всему, клев на Лухе вполне стабильный и обильный.

По моим наблюдениям, в тех водоемах, в которых кипит подводная жизнь, у рыбы можно зримо наблюдать «активную жизненную позицию», хотя бы на зорях в хорошую погоду, много мелочи, мальков, там и клев стабильный. Где же подводные обитатели ведут себя скрытно, внешне не проявляют своего присутствия, на богатый улов рассчитывать не стоит, особенно начинающим любителям.

С другой загадкой поведения рыбы пришлось столкнуться в Шатурском районе Подмосковья на месте бывших торфяных разработок. Тамошние карьеры соединены между собой протоками в единое целое, вода и рыба с небольшими проблемами могут перемещаться из одного в другой. С виду водоемы почти одинаковые, стандартные: глубина, темная торфяная вода, растительность, коряжник характерны для всех. Казалось бы, рыба должна усиленно плодиться и размножаться на радость немногочисленным в этих местах рыболовам. Ан нет, щука и окунь почему-то игнорируют большинство из карьеров и держатся в строго определенных. Главная задача спиннингиста найти эти конкретные водоемы среди множества других бесполезных для рыбной ловли. Остальное, как говорится, дело техники и опыта.

Река Волга ниже Волгограда соединена с Доном широким судоходным каналом. В принципе, климат в тех краях мало разнится, окружающий реки ландшафт тоже схожий — степь матушка. А вот поведение, повадки, рацион питания подводных обитателей этих рек порой значительно разнятся.

Взять хотя бы чехонь, эта рыба из семейства карповых считается по местным понятиям донской. Старожилы-волгари утверждают, что до строительства Волго-донского канала в Волге ее практически не наблюдалось. Но и сейчас в великой русской реке поймать чехонь больше 25 сантиметров удается редко. В то же время на Дону в уловах рыболовов стандартная чехонь порядка сорока сантиметров длиной, причем частенько, попадается на живца.

Донские голавли, ерши-носари не пытаются обживать волжские просторы, несмотря на наличие канала, а волжские язи и вобла не проявляют особой инициативы переселиться в донские воды.

Поймать на Нижней Волге солидного бронзового леще за килограмм и выше на любительские снасти удается крайне редко. Более мелкие густерки, белоглазки, синцы , весной вобла не оставляют шансов начинающему рыболову дождаться поклевки, так сказать, трофейного экземпляра леща. А на Дону, конечно, в определенных местах, мелочь беспокоит крючки гораздо реже. Поэтому поймать приличного донского леща не так сложно даже для начинающего рыболова.

Судак широко распространен и на Волге, и на Дону, но летом на донку-закидушку волжский судак клюет в основном на белого живца. Причем предпочитает шустрого, живого, уснувшего или разрезанного чаще всего игнорирует. На Дону же в это время года судак лучше идет на «резку», целого белого живца не приемлет ни в живом, ни в мертвом виде. Еще лучше предложить ему живого донского пескаря — это уже почти стопроцентная гарантия.

По моим дилетантским наблюдениям, несмотря на близость и связь Волги и Дона, клев в низовьях Волги более интенсивный, стабильный и обильный. На Дону же рыба клюет хоть и не так часто, зато попадаются более солидные по весу экземпляры, не так досаждает мелочь. Следовательно, оказавшемуся в Волгоградской области рыболову из московского региона, желающему, так сказать, отвести душу, лучше посоветовать отправиться на Волгу. А любителю или спортсмену, предпочитающему поймать солидный трофейный экземпляр, будь то лещ, судак или сом, лучше отправиться осваивать Дон.

Кстати, даже потомственные волгари признают, что донская рыба гораздо вкуснее волжской. Но это уже больше относится к гастрономии или кулинарии, чем к ихтиологии. Хотя продвинутые ихтиологи, наверняка смогут объяснить такие различия вкусовых качеств обитателей этих рек. Какие конкретные факторы оказывают влияние на это — состав и качество воды, привычный рацион питания рыбы или что-то еще?..

Насколько известно из школьного курса зоологии, рыбам, как и другим представителям фауны, отказано в интеллекте, в разумном поведении. Жизнь их должна строго регламентироваться инстинктами и рефлексами. Наверное, поэтому понять поведение обитателей подводного царства с помощью человеческой логики не так уж и просто.

По идее, если верить постулатам науки, причем не только ихтиологии или зоологии, но и общей биологии — сообщество живых организмов процветает при преобладании количества особей, а не качества их. То есть высокая рождаемость, плотность заселения угодий имеют большее значение, чем размер, вес, продолжительность жизни. Выходит, что в Африке, в Юго-Восточной Азии население процветает, а на цивилизованном Западе, где низкая рождаемость коренного населения, но высокая продолжительность жизни, народ находится в угнетенном состоянии. Аналогично по науке и у рыб, там, где много мелочи, молоди, рыба активна, в том числе и в клеве, экологическое состояние и условия в водоеме более благоприятные, чем в тех водоемах, в которых рыба достигает больших размеров и веса, но менее активна, хитра и привередлива, а значит, реже садится на крючок.