Егерь

Hа третий день после открытия летне-осенней охоты на водоплавающую дичь поехали мы с друзьями поохотиться на уток в угодья егеря Феоктистова В.Н., что в Одинцовском районе Подмосковья. Я надеялся увидеть Василия Николаевича и воспользоваться его услугами или хотя бы советами относительно предстоящей охоты.

Небольшой, но уютный домик егеря стоит в центре деревни Иглово, окруженный каменными коттеджами московских богачей. Возле дома оборудована удобная площадка для парковки автомашин приезжающих охотников и совсем рядом выкопан и благоустроен небольшой пруд, куда Василий Николаевич несколько лет назад запустил карася, и сейчас пруд стал привлекательным местом отдыха любителей жаренных карасей в сметане. Здесь может повеселить душу любой рыбак-любитель. Пруд арендован егерем, но плата за рыбалку символическая. Иногда на этом пруду Правление Одинцовского РООиР проводит районные соревнования на поплавочную удочку.

Мы постучали в калитку. Дверь открыла приветливая женщина – жена егеря. Спросили хозяина. А хозяин, приветливо улыбаясь, уже вышел навстречу. Одет в форменный егерский костюм с неизменной кожаной офицерской сумкой через плечо. Поздоровались. Я познакомил егеря с моими спутниками – Евгением и Михаилом. Михаил, заядлый рыбак, был сразу же определен на хорошее место на берегу пруда.

– Василий Николаевич, а где можно поохотиться на уток? – спросил я.

– Два места есть и совсем рядом – Озерки и озеро у села Андреевское. Ближе к ночи постреляете на перелете, а до вечера походите, поищите местные выводки. Только учтите – утка сидит крепко. Пока не наступишь – не вылетит.

Мы дали согласие ехать в Озерки.


Должен сказать, что наличие в Озерках местных выводков не случайно. Этой весной Василий Николаевич выпустил в Озерках 15 кряковых уток, а всего РООиР закупило в Завидовском питомнике 200 крякв. Утки выпущены в лучшие угодья района. Председатель правления РООиР Наумов Г.В. не жалеет денег на поддержание численности дичи в угодьях и биотехнические мероприятия. В условиях Одинцовского района сделать это не просто: высокая плотность населения и интенсивное строительство дач, особенно в местах постоянного обитания пернатой дичи, негативно влияет на ее численность. В этих условиях без добросовестной работы егерей, таких, как Феоктистов В.Н., Бабакин B.C. и других, положительных результатов добиться трудно. Они действительно работают, не жалея сил и времени, хотя зарплата егеря по нынешним временам невысокая – 3000 рублей, плюс премия за положительные результаты в работе.

В сопровождении егеря мы едем в Озерки. Это большой ручей с многочисленными рукавами, небольшими заводями и проточными озерами, островками с густым ивняком и буйным разнотравьем. Берега также заросли ивами и березами, а далее от берегов по обеим сторонам ручья – старый лесной массив. Кажется, природа создала это прекрасное место специально для обитания водоплавающей дичи. Плодитесь и размножайтесь! Здесь есть все для вас – кормовая база и надежные укрытия.

Через буреломы и заросли крапивы Василий Николаевич уверенно вывел нас на номера. В молодые годы он служил в пограничных войсках в Карелии. За три года службы полюбил карельскую тайгу, озера и реки, полные рыбы, и эта любовь не прошла. На пограничной заставе он был инструктором службы собак и сейчас содержит двух прекрасных рабочих лаек. Он знает, как воспитать и обучить собак. Возвратившись со службы на границе, Василий Николаевич через некоторое время устроился работать егерем, и вот уже 20 лет его охотничьи угодья лучшие в районе. Работая егерем, он чувствует себя, как на границе: снова на природе, снова задержания нарушителей, работа с собаками.

На вид Василию Николаевичу под 60 лет. Он среднего роста, крепкий, жилистый мужчина. Охотники его уважают, браконьеры боятся. Нет, он не сторонник только репрессивных мер против браконьеров. Конечно, приходится их задерживать и составлять протоколы, но всегда учитывает, когда браконьерство злостное, а когда случайное, по недоразумению. Соответствующий и подход.

Вышли на полянку, отдохнули. Егерь рассказал нам кое-что о своих угодьях:

– В Озерках дичи много. Бобры, ондатры, норки – все есть. Бобров больше, чем надо. Нужно отстреливать лишних. Да куда девать? Заготконторы, куда сдавать шкурки, нет. А раньше это дело было хорошо налажено. Зачем все порушили – не понимаю... И на ондатру в этом году будет нормальная охота, много ее тут. И опять же забота со шкурками. Ну а уток – увидите сами! Стреляйте только на перелете и местных, если взлетят. Есть тут у меня 3-4 выводка, поздние, еще плохо летают. Их, конечно, не трогайте.

Раздался звонок по мобильному телефону. Василий Николаевич забеспокоился:

– Извините, мне надо идти. Приехала группа охотников из Москвы. Их нужно устроить.

Мы попрощались с егерем.


Солнце исчезло за горизонтом, и наступил самый трепетный момент ожидания вечернего перелета уток. Ждать пришлось недолго. Сначала пролетела одинокая кряква на высоте 70-80 м. Не стреляли. С моего номера хорошо просматриваются два небольших озера. То и дело по ним проплывают ондатры, а ближе к ночи появился и сам хозяин плотины – бобр. Он медленно проплыл в прибрежные заросли и затих.

Прошли еще две стайки уток. Тихо. Стою и думаю: все, лёт закончился, а мы еще ни разу не выстрелили – идут высоко. Слышны выстрелы со стороны озера Андреевского. Завидую. Жду своей удачи. Почти стемнело, когда я произвел первый выстрел. И промазал. Стою, ругаю себя. Досадно. Мой напарник Евгений тоже стрелял, но я не видел его результата.

Но вот еще одна стайка. Идет медленно, как будто выбирает место для посадки. Сделав круг, птицы группируются над моим озерком. Делаю дуплет. Одна кряква падает буквально в трех метрах от берега. Вот он, успех! Разворачиваю сапоги и легко достаю свой трофей.

Минут через 15 прошли еще две стайки крякв, но стрелять было уже невозможно – темно. Мы закончили охоту. Товарищ тоже взял одну крякву. Довольные, не замечая высокой крапивы, вышли к машине.

Михаил сидел на берегу пруда и азартно закидывал удочку, но клев уже прекратился – ночь.

– Как успехи? – спросил Евгений.

– Вот, – показал целлофановый мешочек Миша.

В мешочке было не менее двух килограммов карасей. Все как на подбор – по 15 см длиной. Миша сиял от удовольствия и восхищался хорошим клевом.

– Надо бы отметить успех, – намекнул я.

– Я за рулем, – уклонился Евгений.

Успех отметили в гараже. Первый тост подняли за здоровье егеря Феоктистова В.Н. Да, приятно съездить на охоту, когда к тебе проявляют внимание и заботу, когда в угодьях есть дичь и когда имеешь даже скромный трофей.