Oбязанность граждан производить контрольные отстрелы принадлежащего им охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом прямо вытекает из Федерального закона «Об оружии» и Постановления Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Вопросы контрольного отстрела оружия с нарезным стволом регулируются «Инструкцией о порядке контрольного отстрела оружия с нарезным стволом», утвержденной Приказом МВД РФ от 12 апреля 1994 г. №118.
Контрольные отстрелы огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося в обороте на территории Российской Федерации, производятся с целью постановки на учет в Федеральной пулегильзотеке МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), раскрытия преступлений, совершенных с его применением.
Контрольному отстрелу подлежит оружие, приобретенное гражданином Российской Федерации за границей, перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение, а также оружие, принадлежащее гражданам, перед продлением разрешения на хранение и ношение или перед передачей другому лицу.
Контрольные отстрелы охотничьего оружия производятся в подразделениях службы вооружения ХОЗХ (ХОЗО) МВД, ГУВД, УВД с выдачей копии протокола отстрела владельцу оружия.
Выделение боеприпасов, транспортировка оружия к месту контрольного отстрела производится владельцами оружия за свой счет.
Для контрольного отстрела требуется три боеприпаса на каждый нарезной ствол (включая сменные).
Оружие отстреливается сотрудниками подразделений службы вооружения.
Контрольный отстрел оружия оформляется протоколом в трех экземплярах. Один экземпляр остается на хранении в органах внутренних дел для внесения в личное дело владельца оружия, второй передается владельцу оружия, третий направляется вместе с огнестрельными пулями и гильзами в Федеральную пулегильзотеку МВД России.
Установлены следующие правила контрольного отстрела оружия.
Отстрел оружия производится в тирах или специально оборудованных местах в пулегильзоуловители. Присутствие при отстреле посторонних лиц запрещается.
При отстреле оружия должна быть полностью исключена возможность случайной подмены контрольных пуль и гильз пулями и гильзами, отстрелянными из других экземпляров оружия.
Перед отстрелом оружие очищается от заводской и консервирующей смазки, ствол и патронный упор затвора тщательно протираются.
Из каждого экземпляра оружия необходимо получить не менее трех пуль и трех гильз, а при наличии нарезных «вставок» в гладкоствольные стволы, сменных стволов – по 3 контрольные пули и гильзы с использованием каждого ствола.
Протоколы контрольного отстрела оружия хранятся 10 лет, после чего уничтожаются.
В случае установления факта утраты (хищения) гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом начальник органа внутренних дел, где зарегистрировано это происшествие, в течение трех суток сообщает о происшествии в Федеральную пулегильзотеку МВД России.
Контрольный отстрел производится работниками органов внутренних дел бесплатно. Взимание госпошлины за отстрел оружия законодательством не предусмотрено.
В некоторых регионах Российской Федерации предпринимались попытки установить размер денежных сумм, которые взыскивались с владельцев охотничьего оружия за контрольный отстрел. Таким образом соответствующие подразделения УВД пытались возместить за счет граждан свои расходы, понесенные в связи с оборудованием специальных мест для отстрела оружия и приобретения пулегильзоуловителя.
Как указывает Слободенюк В.Б. в своей книге «Охотничьи дела. Хроника судебного опыта», ХОЗО УВД Кировской области составил следующий расчет (калькуляцию) производства контрольного отстрела одной единицы оружия с нарезным стволом:
1. Денежное довольствие – 29.50.
2. Вознаграждение по итогам года – 3.50.
3. Единовременное пособие – 2.34.
4. Компенсация на санаторно-курортное лечение – 1.13.
5. Износ обмундирования – 2.17.
6. Хозяйственные расходы (почтовые, канцелярские, коммунальные) – 1.71.
7. Арттехимущество – пулеулавливатель – 2.16 (в инструкции – пулегильзоулавливатель).
Итого за отстрел 1 единицы длинноствольного нарезного оружия – 43.00.
Данный расчет был подписан инженером ХОЗО УВД.
Безусловно, указанный документ незаконен и является продуктом «творчества» местных начальников в милицейских погонах.
Далее автор книги сообщает, что охотник, который пришел одновременно с ним также для отстрела оружия, даже видя его несогласие платить деньги, оплатил счет. Этот пример, по мнению автора, наглядно демонстрирует отсутствие активной гражданской позиции у российских охотников, их неспособность к юридическим действиям. Причем даже в тех условиях, когда рядом находится лицо, активно сопротивляющееся произволу. До тех пор пока граждане не поймут, что все вопросы следует решать исключительно с правовых позиций, правила поведения будет диктовать не закон, а многочисленные чиновники.
Комментарии (0)