Я сам того не ожидал, но затронутые в ней вопросы вызвали довольно бурное обсуждение. Это послужило стимулом к тому, чтобы обратиться к схожей, по своей сути теме. Сегодня мы поговорим о тех предметах экипировки, без которых вполне можно и обойтись. Многие и обходятся, однако отчасти – лишь потому, что не осознали пока те преимущества, которые им могли бы дать эти самые аксессуары «второй необходимости».
Могу предположить, что само слово «треккинг« мало о чем говорит большинству читателей рыболовной периодики. Те же, кто немного в курсе, в основном придерживаются мнения, что треккинговая обувь – это больше для любителей пешего туризма, чем для рыболовов, ведь у человека с удочкой или спиннингом на ногах должны быть болотные сапоги, все остальное – как-то не очень в тему. Такой вот стереотипчик.
Я тоже мыслил подобным образом, пока два с небольшим года назад не попал в условия, в которых – что резиновые сапоги, что пляжные тапочки – все было одинаково плохо. Далее все по стандартной цепочке: осознание необходимости – интерес к предмету – выбор – покупка – опыт пользования – рекомендации.
Итак, что такое треккинговая обувь и какой от нее прок нашему брату? В широком смысле речь идет о самой разной обуви – от низких кроссовок до сапог высотой до колена, предназначенной для длительного хождения по сильно пересеченной местности. Возможно, вы застали шедевр советского обувьпрома, выпускавшийся пару-тройку десятилетий назад под названием «туристские ботинки». Это было нечто страшное, зато дешевое и, по нашей нынешней терминологии, подпадавшее под определение «треккинговой обуви», – с мощным протектором, плотной шнуровкой и т.д.
Как среди автомобилей есть деление на «паркетники» и «внедорожники», так и здесь треккинговые ботинки – это подчеркнутые «внедорожники». Это ясно. Осталось понять, чем же они лучше пресловутых резиновых (или пластиковых) сапог, которые, вроде бы, и по проходимости их превосходят, и стоят в несколько раз дешевле.
Для начала сошлюсь на свою личную статистику: в последний год у меня соотношение тех рыбалок, где я был в сапогах и треккинговых ботинках, пятьдесят на пятьдесят. Это уже о чем-то говорит, не правда ли? Вот что нам дает правильно подобранная треккинговая обувь. Во-первых, это лучшее, чем у сапог из резины или ПВХ сцепление с грунтом. Просто сама структура протектора на хороших треккинговых ботинках сделана по уму, чего, увы, нельзя сказать о протекторе на тех резиновых сапогах, которые вы чаще всего можете встретить в рыболовных и нерыболовных магазинах. Подошва треккинговой обуви дает чувство уверенности вне зависимости от того, что у вас под ногами: будь то скальный грунт, полужидкая глина, снег и т.д.
Во-вторых, шнуровка треккинговых ботинок позволяет сделать так, чтобы они идеально сидели по всей ноге, не болтались, не натирали стопу, не давали сбиваться носкам и фиксировали голеностоп. Последнее очень важно, ведь по статистике, до половины вывихов этого сустава и растяжений у туристов связано как раз с ненадлежащей его фиксацией. В-третьих, треккинговая обувь с мембраной (а мы сейчас другую не рассматриваем) дает ощущение комфорта. Если в сапогах нога преет, то в «треккинге» вы можете целый день делать упор на темп, а не позиционирование, и ваши ноги, как в той рекламе, будут вам благодарны. И чем жарче, тем заметнее разница.
Разумеется, в треккинговых ботинках не постоишь по колено в воде, но вот лужи глубиной по щиколотку или чуть более в них преодолеваются легко, и мокрая от росы или дождя трава для них не критична. Резюме будет таким: если вам предстоит выход на рыбалку, где вы будете много и активно в пешем порядке перемещаться и не намерены ловить взабродку, то выбор между резиновыми сапогами и треккинговыми ботинками однозначно стоит делать в пользу последних.
Теперь скажем несколько слов о выборе модели ботинок. Низкая треккинговая обувь нас устроит меньше всего. Выбирать надо среди ботинок со средним и высоким берцем. Ботинки средней высоты имеют только то преимущество, что их можно использовать и как городскую обувь. В остальном ботинки с высоким берцем предпочтительнее. Конкретная высота может быть разной, в том числе практически до колена, но основным стандартом такой обуви считаются ботинки высотой 26 см.
Утверждается, что эта цифра взята не с потолка. Когда разрабатывалась обувь для солдат экспедиционного корпуса, было проведено специальное исследование и, например, выяснилось, что там, где есть опасность укуса ядовитой змеи, именно такая высота берца, не ниже, дает нужную гарантию, что змея не достанет до незащищенного участка голени...
На конкретных фирмах, предлагающих треккинговую обувь, я останавливаться не буду, поскольку их довольно много. Скажу лишь, что на те ботинки, розничная цена которых ниже 100-120$, если и стоит обращать внимание, то только на распродажах. Хорошие ботинки дешево стоить не могут. Разницу, правда, вы почувствуете не сразу, но проявиться это может, например, в том, что через пару-тройку месяцев начнет пропускать влагу мембрана, тогда как у дорогих ботинок водоизолирующие свойства сохраняются в течение полутора-двух и более лет весьма интенсивной эксплуатации. Мембрана же – лучше, если это будет Gore-Tex. Абсолютное большинство прочих «тексов» имеет значительно меньший ресурс надежности.
И последнее. Если вам уже приглянулась модель треккинговых ботинок и вы намерены брать их в серьезной торговой точке, задайте продавцу-консультанту несколько вопросов – касательно совместимости именно этой модели и ваших интересов. Просто бывают такие, что больше рассчитаны, например, на охотников, которым в основном приходится стоять на номере, ходить же в них менее комфортно.
Название этого материала вспоминается нам из школьного курса органической химии. Даже если вы, как и я, последний раз открывали соответствующий учебник с четверть века назад, наверное, сможете охарактеризовать полипропилен как нечто довольно тривиальное и близкое к полиэтилену, который у нас как-то больше на слуху. И, пожалуй, будете правы. Ничего особо революционного в полипропилене нет. Тем не менее, в последние годы полипропилен стал входить в нашу жизнь в несколько необычной ипостаси.
Возможно, вы обращали внимание на то, что полипропилен фигурирует в роли одного из основных компонентов во вкладышах к утепленным сапогам. Его назначение не столько в том, чтобы обеспечивать термоизоляцию ног, сколько в том, чтобы отводить от них влагу. Я сейчас не буду подробно останавливаться на всех свойствах такой обуви – благо, на эту тему было несколько статей в периодике, да и в моей книжке «Зимний Спиннинг» вопрос рассмотрен достаточно подробно. Но вот на самый простой и доступный способ использовать полезные для нас свойства полипропилена я бы хотел обратить ваше внимание.
Представьте: вы приходите в магазин и покупаете самые с виду обычные носки – типа «хэбэшных». А отправляясь на очередную рыбалку, вы именно эти носки надеваете непосредственно на ноги, и только потом, возможно, еще какие-то сверху. Нас долгие годы пытались убедить в том, что та ткань, которая контактирует с телом, должна непременно быть натурального происхождения – из хлопка, льна, шерсти; если нет, то будут проблемы... На самом же деле в данном конкретном случае все с точностью до наоборот, и проблемы гораздо более вероятны, если на ноге у вас окажется хлопчатобумажный носок или льняная портянка. А те носки, что я обозначил чуть выше – полипропиленовые. Разумеется, вы их не найдете в обычном семейном универмаге, а вот в магазинах, где продается экипировка для активного отдыха, шансы уже гораздо выше, да и продавцы там более подкованные в таких вопросах, если спросите – объяснят и помогут. В чисто рыболовных магазинах полипропиленовые носки вам вряд ли попадутся (я видел их только в подвальчике на Таганке), но это, думаю, вопрос времени.
Особенно актуальны такие носки именно сейчас, когда наступил сезон зимнего спиннинга. И бегать по заснеженному берегу в «Сореле» или «Баффине», не говоря уже про болотные сапоги, поверьте, гораздо комфортнее, когда на ногах – полипропиленовые носки. Стопа, конечно же, потеет, но влага моментально отводится от кожи. И мерзнут ноги заметно меньше.
У вас случаем не висит на стенке барометр-анероид? Если да, то постарайтесь понять, что в наши дни это бытовое устройство следует воспринимать как что-то типа ходиков с кукушкой, ибо и то и другое – больше предметы интерьера, чем сколько-нибудь точные и надежные приборы.
Я обратился в данной теме после того, как в сетевом форуме был задан вопрос: какие часы стоит купить для рыбалки? По той причине, что вполне приемлемый ответ был у меня как раз на левом запястье, я тут же высказал свое мнение. Теперь остановимся на этом чуть подробнее.
Итак, «Ролекс» и т. п. давайте оставим олигархам, тем более что пользы нам от подобных украшений – ноль. Свои часы я взял лет восемь назад за сотню долларов в каком-то ларьке. Порядок цен я назвал не случайно – есть и более навороченные модели, но платить вдвое-втрое больше, наверное, не стоит. Нам от часов требуются два принципиальных момента – гидромеханическая надежность и наличие барометра. В моих стареньких Casio G-shock с этим все в полном порядке. В более современных моделях от той же фирмы или от других производителей того же уровня и направленности с «неубиваемостью» и измерителем давления хуже точно не стало.
На барометре стоит остановиться более предметно, поскольку, как показывает опыт, не все понимают его показания так, как их следует понимать. Прежде всего замечу, что встроенный в часы барометр очень точен. Когда я перемещаюсь по вертикали, будь то в лифте, на эскалаторе метро или на автомобиле по идущей по горе дороге, прибор реагирует уже на всего лишь пятиметровый перепад высот. Соответственно, он улавливает и перемену в давлении порядка 1 мм рт.ст. Точнее, индикация на экране – в гектапаскалях, к которым нас одно время безуспешно пытались приучить, но порядок этих единиц один: 760 мм рт.ст. = 1014 гПа.
Что касается превратного понимания показания барометра, о котором я упомянул, то связано оно с тем, что если мы за время рыбалки не остаемся постоянно на одной высоте относительно уровня воды, то воспринимать показания барометра как отражение атмосферных процессов не стоит. Другими словами, если вы целый день проводите на лодке или на берегу, строго на урезе воды, – тогда все в порядке, часы дают реальную динамику атмосферного давления, а вот если то и дело перемещаетесь, поднимаясь время от времени на сколько-нибудь высокий берег, – тогда, увы, верить им нельзя.
Вот чему стоит верить и строить на основе этого план предстоящей рыбалки, это графику давления, который выдается на экране часов непосредственно перед выездом на водоем. Просыпаетесь утром: ага – три срока подряд гектапаскали прут вверх; ой, не любит этого щука, отправлюсь-ка я лучше за окунем или судаком! И будете правы.
А что до общей теории зависимости клева от давления – здесь все очень не просто. Обратимся к этой теме как-нибудь в другой раз отдельно.
Последний из предметов нашего сегодняшнего разговора, в общем-то, всем в той или иной мере знаком, но вот для меня значимость тубуса для удилищ стала очевидной лишь около года назад – в ходе одной из наших традиционных поездок за бассом. До того мы возили спиннинги в прозрачных мягких тубусах, пронося их в салон самолета. В этот раз, когда летели туда, все прошло по плану, а вот в аэропорту Ларнаки какой-то местный чин уперся рогом: только в багаж – и никаких компромиссов!
...Я очень хорошо помню лицо Константина Саклакова, который сидел в самолете рядом со мной. Оно было белее свежевыпавшего снега. И дело было даже не в цене спиннингов, которых человек мог запросто лишиться, просто то были два самых любимых для Саклакова удилища, что давно уже не выпускаются, и потому потеря стала бы невосполнимой.
Однако свершилось чудо: наши спиннинги доехали целыми, хотя в это трудно было поверить, зная, как обращаются с багажом шереметьевские грузчики. Но с этого момента при полетах за пределы России мы пользуемся исключительно жесткими тубусами, тем более что, как выяснилось, с недавних пор и в самом деле действует правило, которое требует сдавать удилища в багаж. А потому скажем несколько слов о выборе тубуса.
По мнению Алексея Соколова, тубус должен быть страшным и непривлекательным, и сделать его можно самому – например, из серой канализационной трубы. Это гарантирует вас от неприятностей, когда вы, оставив автомобиль у дороги, пойдете ловить рыбу. Едва ли тогда какое-нибудь деревенское быдло захочет разбить стекло, дабы поинтересоваться, что такое красивое лежит у вас в салоне.
Если же все-таки говорить не о самопальных тубусах, то, во-первых, лучше иметь не один раздвижной, а пару – разной длины. А из того, что сейчас есть на нашем рынке, стоит обратить внимание на тубусы марки Fisherman – они не дороги и надежны.
Касательно вместимости – надо иметь в виду, что два спиннинга без особых ухищрений входят в тубус внутренним диаметром от 67 мм, три – от 77 мм. Если внутренние стенки – голые, то есть не оклеенные мягкими «обоями», то лучше подстраховаться, поместив каждый спиннинг в матерчатый чехол. Особенно это актуально, когда вашим спиннингам предстоит авиаперелет в багажном отделении. Наконец, когда будете сдавать тубус в багаж, обратите на него отдельное внимание сидящей на регистрации мадам и постарайтесь сами проследить, чтобы пришел специальный человек и забрал ваш негабаритный груз с клятвенным обещанием отнести его строго куда надо. Иначе ваши спиннинги запросто могут остаться в аэропорту или того хуже – улететь куда-нибудь в Копенгаген. Бывали такие случаи.
Комментарии (0)