Многие охотоведы считали, что наконец-то мы достучались, наконец-то найден способ показать власти охотничье хозяйство с его возможностями и потенциалом. После проведения выставок обсуждался вопрос о выделении охотничьего хозяйства, как и было ранее, в самостоятельную отрасль.
Однако, в связи с реформой государственных органов управления, события последних месяцев повернули ситуацию в худшую сторону. В настоящее время ликвидирован Охотдепартамент РФ. Часть его работников переведена в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору в виде Управления надзора по охране, воспроизводству и использованию объектов охоты. Вторая часть переведена в Федеральное агентство по сельскому хозяйству в Управление по животноводству и племенному делу. Причем в управление по животноводству перевели только одного специалиста – охотоведа из Охотдепартамента на должность зам. начальника управления. Ему в подчинение предоставили пять специалистов по животноводству (!?).
В ближайшие месяцы будут реформированы региональные управления охотничьего хозяйства по такому же принципу. Если это произойдет, то проводить охрану и учет в 2005 году будет некому. Это значит, что в будущем году на территории России охота на диких копытных животных будет закрыта.
Признаки выделения охотничьего хозяйства в самостоятельную отрасль (подотрасль), действующие в настоящее время:
• наличие ресурса, специфического объекта эксплуатации – охотничьих животных и всего охотпромыслового комплекса;
• присутствие квалифицированных кадров – управленцев всех уровней, охотоведов, егерей, охотников-промысловиков, сезонников, любителей, товароведов, заготовителей пушнины и другой охотничьей продукции;
• наличие учебных заведений, институтов и техникумов для подготовки кадров и повышения их квалификации;
• наличие производственной инфраструктуры – закрепленных охотничьих угодий, промысловых и любительских охотничьих хозяйств с набором принадлежащих им средств производства, инвентаря, цехов по переработке охотничьей продукции, пушно-меховых баз, приемных пунктов и т.д.;
• собственная система управления и контроля, органов охотничьего надзора – до уровня административного района;
• сформировавшаяся охотоведческая наука с сетью научно-исследовательских учреждений и опытных стационаров, свой информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды обитания;
• общественные охотничьи объединения, ведущие охотничье хозяйство на 10% территории охотничьих угодий и помогающие государству в охране, учете и воспроизводстве животного мира.
В пользу самостоятельности охототрасли следует отнести и следующие доводы:
Статья 12 Закона РФ «О животном мире» четко провозглашает очень важный принцип – «отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами». Это означает, что в стране должна быть независимая от существующих землепользователей организация, обладающая исключительным правом пользования охотничьими животными. Кроме того, большая часть территории страны, около 62%, занята землями лесного фонда и лишь 25,7% землями сельхозназначения.
Возникает вопрос: почему МСХ поручает Агентству по сельскому хозяйству заниматься регламентированием и использованием охотничьих ресурсов на чужих землях? Напрашивается вывод – необходим самостоятельный орган по охотничьему хозяйству.
В настоящее время в стране сложилась система охотпользования. Ведением охотничьего хозяйства занимаются уже более 1600 охотпользователей – юридических лиц. Но в пользование пока передано около 40% всех охотничьих угодий, и эту работу необходимо продолжать, т.к. за ней и создание рабочих мест, и уплата налогов, и инвестиции, и развитие инфраструктуры, и создание материально-технической базы, и расширение сферы услуг, и развитие международного и внутреннего охотничьего туризма и всего, что с этим связано.
Кроме того, необходимо вновь инициировать дичеразведение, расселение ценных видов охотничьих животных, акклиматизацию, реакклиматизацию, опытные работы, охотничье собаководство; искать новые подходы к охране редких видов, к выполнению международных обязательств, к упорядочению народной фармакопеи, добыче и реализации пушнины. Нужно не уронить начатое трофейное движение в стране.
Придется начать новую политику по отношению к общественным охотничьим объединениям, проводить огромную профилактическую работу с охотниками в плане повышения их дисциплины, уровня сознания, культуры, биологической грамотности. Сейчас необходимо создавать широкую сеть обучения охотников, комиссий по приему у них экзаменов, выдавать государственные охотничьи билеты, разовые лицензии на добычу диких животных и решать массу самых разнообразных вопросов. И всем этим комплексом необходимо управлять, причем управлять как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору такую работу не в состоянии делать, да и не должна.
Российская Федерация – крупнейшее государство Земли, обладающее богатыми и разнообразными природными ресурсами. Площадь ее составляет 17 млн кв. км. Охотничьи угодья занимают 15 млн кв. км. На этой территории обитает около 60 видов млекопитающих и 70 видов птиц, являющихся объектами охоты. Кроме того, существует список редких и исчезающих видов, в который внесены 65 видов млекопитающих и 123 вида птиц. Учитывая огромные территории, большие запасы и такое разнообразие видов, в том числе мигрирующих, рациональное использование охотничьих ресурсов выходит за рамки нашей страны. В феврале 1995 года Россия ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, в масштабах отрасли было бы легче и реальнее решать и эти задачи.
В настоящее время в России не приняты законы «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О растительном мире» и др., что вносит определенный законодательный вакуум, односторонний подход к проблемам сохранения биоразнообразия и охотничьих ресурсов. Существенные недостатки в области сохранения биоразнообразия и охотничьих ресурсов связаны с отсутствием эффективных экономических механизмов охраны живой природы в целом, недооценкой их роли в обеспечении устойчивого развития всей России. В стране не разработаны подходы к оценке эффективности инвестиций в охрану природы, отсутствуют экономические рычаги для устойчивого использования билогических ресурсов – кредитование, рациональная налоговая политика, гарантирующая приоритет сохранения охотничьих ресурсов в ходе хозяйственной деятельности. Только при создании самостоятельной отрасли (подотрасли) появится возможность решить эти проблемы.
Многие проблемы охотничьего хозяйства до реформирования государственных органов были обусловлены явно недостаточным уровнем финансирования. По данным МСХ России, затраты на проведение учета численности диких животных, на охрану и биотехнические мероприятия в 2003 году составили около 470,5 млн руб., что в сопоставимых ценах ниже уровня 1990 года. После реформирования госорганов на проведение указанных выше работ в 2005 году в Агентстве по сельскому хозяйству затраты совсем не предусмотрены. Это говорит о том, что заниматься ежегодным государственным учетом, мониторингом и охраной охотничьих ресурсов Агентство по сельскому хозяйству не планирует. Да и решить задачу финансирования единственный специалист – охотовед в Управлении по животноводству и племенному делу, представляющий «охотничью отрасль», просто не в состоянии. Нужна действительно отрасль, причем самостоятельная, с соответствующим уровнем управления. Избыточной эту функцию государства считать нельзя, т.к. речь идет об очень уязвимом природном ресурсе – об охотничьих животных.
Более 100 лет в России функционирует система охраняемых и особо охраняемых природных территорий, создаются основы рационального неистощительного использования охотничьих ресурсов. На 1 января 1997 года особо охраняемые территории занимали около 2% площади страны. Они представлены 95 заповедниками (310 265 кв.км), 33 национальными парками (66 451 кв.км), 8000 памятниками природы и 1600 заказниками, в том числе 56 – федерального значения. Все указанные территории, а это наш золотой фонд, необходимо беречь и преумножать, а при комплексном подходе они могут эффективно функционировать в рамках одной отрасли.
Управление охотничьим хозяйством и охотой выходит за рамки управления простым хозяйствованием и добыванием. Здесь и поддержание здоровья нации, отдых около 3 млн охотников во внекурортное время в экологически чистых местах; и воспитание подрастающего поколения в сторону рационального природопользования; и повышение культуры россиян (поддержание охотничьих традиций, проведение трофейных выставочных мероприятий, развитие таксидермии, художественных ремесел и живописи на охотничьи темы и т. д.); и поддержка занятий промысловой охотой народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; и помощь малому и среднему бизнесу в данной сфере, и многие другие вопросы, которые необходимо решать сегодня.
Приведенные выше аргументы доказывают, что в настоящее время в нашей стране накопился большой круг проблем в сфере охотничьего хозяйства и рационального использования охотничьих ресурсов. Проблемы эти можно решить, если навсегда выделить охотничье хозяйство в самостоятельную отрасль (подотрасль). Причем лучший вариант в рамках реформ, проводимых администрацией Президента, создать Агентство по охотничьему хозяйству в МСХ России. При этом было бы правильнее и логичнее сохранить региональные структуры управления по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов (до уровня административных районов) и подчинить их создаваемому Агентству по охотничьему хозяйству. Этим бы мы сохранили отрасль, кадры охотоведов и накопленный ими многолетний опыт работы. Этим бы мы сохранили ВУЗы и техникумы по подготовке специалистов охотничьего хозяйства, как очное, так и заочное образование, поддержав престижность и нужность профессии охотоведа. И лишь работников службы охотнадзора можно передать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Мы обращаемся к Министру сельского хозяйства А.В. Гордееву, к членам Правительства, к охотникам во всех ветвях и уровнях власти – остановите процесс окончательного разрушения отрасли охотничьего хозяйства. Постановление Правительства от 8 декабря 2004 года №54 «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» уже подписано. В перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих ликвидации, включены все территориальные управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных. Но есть еще возможность изменить ситуацию!
Комментарии (0)