Наконец, свершилось! На все наши публикации в «Российской Охотничьей газете» о реформах охотничьего хозяйства РФ мы, охотники и работники этого самого охотничьего хозяйства, получили ответ.

Не просто короткую отписку, а огромную статью. За подписью заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Главного государственного инспектора Российской Федерации А.И. Саурина.


Только уточню. На день публикации ответа в «РОГ» № 14 от 29 марта 2006 года – уже бывшего Главного государственного инспектора РФ по охоте. Хотя для всех нас этот отстраненный от должности человек навсегда останется Главным егерем страны. Егерем с большой буквы.

Теперь мне хочется прокомментировать кое-что из написанного им.

Скорее всего, статья писалась не лично Сауриным А.И., а работниками службы, отвечающими за охотнадзор и т.д. Сам он такого написать не сможет, слишком много в статье специальных терминов.

Процитирую начало статьи, для тех кто ее не читал или не помнит:

«Созданная структура, пока не позволяет добиться целей, запланированных административной реформой». А.И. Саурин.

Тут Вы не правы, лукавите. Административная реформа как раз своих целей добилась. Охотничье хозяйство как самостоятельная отрасль природопользования полностью уничтожена. И не без Вашей помощи. Вы в своей статье констатируете факты развала охотничьей отрасли. Но почему-то не называете виновников, а ведь Вы лично непосредственный участник трагедии. И не нужно это скрывать от народа. Вас перевели руководить другим участком, думаю не менее ответственным, чем охотничье хозяйство России. Справитесь? Не все ли равно чем командовать, охотой, зерном, комбикормами, птицеводством. Главное руководить. А это Вы умеете.

Читаем дальше:

«Произошедшие в охотничьем хозяйстве изменения осложнили функционирование системы...»

А ведь нет системы. Ее начали ломать в 1990 году, когда уничтожили Главохоту РФ. Первый реформатор Голованов В.Д. (теперь покойный) полчаса докладывал в Совете министров РФ, и не стало Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РФ. Однако тогда система смогла выжить. А вот административная реформа последних лет не просто изменила систему органов исполнительной власти и подходы к решению основных вопросов в охотничьем хозяйстве, как Вы пишете. Реформа приказала всей охотничьей системе «долго жить». Хотя кое-кто из специалистов охотоведов еще сопротивляется. Так, из уничтоженных охотуправлений полностью ликвидированы только девять. Остальные ну никак не хотят ликвидироваться. Многие охотоведы взяли и не пошли работать в «светлое» фитосанитарное будущее. Они пытаются в субъектах федерации создать что-нибудь нормальное для охотничьего хозяйства своей области. А ведь у них получится. Только нужно время. Умные люди понимают, что Россельхознадзор для охотничьего хозяйства России – «мертворожденное дитя», даже несмотря на то что в центральном аппарате федеральной службы есть управление охотнадзора из двадцати человек.

Теперь о функциях. Снова Ваши слова:

«Управление охотнадзора Россельхознадзора через свои территориальные органы контролирует ведение охраны, воспроизводства и использования объектов охоты...»

«Субъектам России переданы полномочия по охране...»

Так почему же федеральные органы Россельхознадзора составляют протоколы на нарушителей правил охоты, ведь функции у них не охраны, а контроля. Это вопрос?

«Россельхознадзор контролирует использование объектов охоты, согласно Перечню видов животных особо ценных в хозяйственном отношении».

Мы все знаем, что в этом перечне находятся практически все виды. Субъектам Федерации достались хомяки, кроты, зайцы и еще немного. Неплохо!

Мы понимаем, что недостаток информации привел к тому, что от Россельхознадзора стали требовать функций бывших охотуправлений. Тут Вы правы. Особенно в «дележе» лицензий на диких животных. Что, отказаться от выполнения таких функций рука не поднялась? Такие функции всем приятны. Это прямая торговля природными ресурсами, блатные дела и еще много-много хорошего. Но ведь это не функции контроля. Контроль – это когда служба Россельхознадзора следит, чтобы по одной лицензии добывалось одно животное, а не делит лицензии на добычу этих животных.

Немного о цифрах.

«На 1 января 2006 года в РФ зарегистрировано более 2,5 миллионов отечественных охотников и 1,5 тыс. иностранных, охотившихся в России в 2005 году».

Теперь все они охотиться, думаю, не будут. Отечественные охотники в скором времени превратятся в браконьеров, к этому есть все предпосылки, а иностранцы просто не приедут в Россию, ведь они не дураки ехать в страну, где охота не открывается и не закрывается и все это благодаря реформам, в которых Вы участвовали. Побояться они заниматься браконьерством в чужой стране. А нет иностранных охотников, значит, нет такого понятия, как охотничий туризм, и нет валютных доходов для охотничьих хозяйств. И не только для хозяйств, а для всех людей, которые работают в туристическом бизнесе.

«Задержано 57 тыс. нарушителей законодательства в сфере охоты».

Все эти тысячи нарушителей – лопухи, если попались. Пусть опротестуют действия органов Россельхознадзора в суде, и их отпустят. Функции охраны теперь ничьи.

А то, что оставшиеся сотрудники Охотнадзора работают в экстремальных условиях, Вы правы, как никогда. И им тяжело. Молодцы ребята. Можно им поклониться, несмотря на дурость реформ и реформаторов от охоты. Ведь они продолжают честно выполнять свою работу. Однако это скоро им может надоесть, и они разбегутся. Вот тогда по охотничьим угодьям начнут шарахаться ветеринары и пытаться охранять животный мир.

Очень хорошо Вы написали про 6 тыс. выступлений в печати, по радио и телевидению. Это радует. И большая заслуга в том Ваша. Вы много выступали, писали, и о Вас лично много писалось и говорилось. Даже телепередачи были разные...

То, что лосей охотники добыли в прошедшем сезоне 60% от выделенного лимита, тут не правда. Если Вы не знаете, то сообщу, что в среднем на одну лицензию в России добывается по три зверя. Считайте добычу? Можно и больше добыть. Однако этого пока достаточно. Если не согласны, это не моя вина, тут у Россельхознадзора статистика хромает. Пример с соболями. Ваши слова «по экспертной оценке добыча соболя в России превышает 500 тыс. соболей, что в среднем в 2,5 раза больше ежегодно утвержденных лимитов добычи этого особо ценного животного», то же самое и с лосями, медведями, кабанами и т.д. и т.п.

Последняя цитата:

«Реформа в охотничьем хозяйстве страны проходит сложно. Практика применения новых принципов организации управления...»

Дальше продолжу я. Такая практика новых принципов всем нам показала, что еще год и никогда в России больше не восстановится такая отрасль, как охотхозяйственная. Жалко, что этого не видят, а может просто не хотят видеть, руководители России.

А Вам лично мне хочется пожелать новых трудовых успехов и подвигов. И постарайтесь, пожалуйста, не возвращаться... Думаю, к моим пожеланиям присоединятся большинство охотников и работников охотничьих хозяйств.


Что еще почитать