Пугало птичьего гриппа

Мне неоднократно приходилось бывать в экспедициях по сбору материала по гриппу от птиц. Последние поездки 2000–2001 годов на Дальний Восток на озеро Ханка и на Хасан привели к выявлению более двадцати субтипов гриппа А, в том числе и злополучного H5N1. Насколько я помню, публикация этого материала никакого отклика в масс-медиа не вызвала. Всех птиц, а это порядка 300–400 птиц после взятия материала, мы ощипывали, разделывали и съедали. Бог милостив, не заболели и не померли. Работали без каких либо средств защиты. Не поймите меня превратно, я не призываю к отказу от мер безопасности, профилактики и гигиены.

БИОЛОГИЯ


Как вы все прекрасно знаете, вирусы – это внутриклеточные паразиты, которые могут жить и размножаться исключительно внутри организма хозяина, используя не только его внутренние ресурсы для строительства своей оболочки, но и геном хозяина для длительной и бессимптомной персистенции. А теперь представьте себе ягоду малины. Внешняя часть, состоящая из отдельных шариков – это внешняя оболочка вируса гриппа А, которая может быть представлена различными протеинами (белками), в нашем случае их два H (гемагглютинин) и N (нейраминидаза). Вирус гриппа А разделен на субтипы на основании комбинации гемагглютинина и нейраминидазы. Всего известно 15 субтипов гемагглютинина и 9 субтипов нейраминидазы. Однако из 135 пар комбинаций в природе встречаются только 46, и только 22—25 из них найдены среди вирусов гриппа, идентифицированных в популяции птиц. Вирусы гриппа типа А могут инфицировать несколько видов животных, включая птиц, свиней, лошадей, тюленей и китов. Вирусы гриппа, которые инфицируют птиц, называют вирусами птичьего гриппа. Вирус птичьего гриппа обычно не передается человеку напрямую от птиц и не циркулирует среди людей.

Птицы играют особую роль, поскольку все субтипы гемагглютинина обнаружены среди диких птиц, которые считаются природными хозяевами вируса гриппа А. При этом только три субтипа гемагглютинина (Н1, Н2 и Н3) и два типа нейраминидазы (N1 и N2) широко циркулируют среди людей.

Изменяется вирус птичьего гриппа очень медленно, однако, ситуация эта может измениться. Ученые опасаются перемешивания (реассортации) вирусов птичьего и обычного гриппа в организме заболевшего. Заболевшим может быть человек, заразившийся сразу двумя этими вирусами, либо свинья. Последнее наиболее вероятно, так как свиньи с легкостью заражаются и теми и другими вирусами (в отличие от человека). Если этот новоиспеченный вирус будет иметь свойства передаваться от человека к человеку, только тогда возникнет эпидемия (или даже пандемия) нового гриппа. Однако этих «ЕСЛИ» слишком много.

Поскольку занос птичьего гриппа связан с миграциями, представляют интерес основные пути перелетов птиц, мигрирующих на значительные расстояния: Восточноафриканский-Евразийский, Центральноазиатский–Индийский, Восточноазиатский–Австралийский, Западнотихоокеанский. Наибольшее значение для России имеют Центральноазиатский–Индийский и Восточноазиатский–Австралийский пути миграции, поскольку они включают перелеты из Сибири через Киргизию в Малайзию через Гонконг и в Китай через Западную Сибирь.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Птичий грипп обычно не вызывает заболевания среди диких птиц, однако среди домашних птиц вызывает тяжелое заболевание и гибель. Вирусы птичьего гриппа, как правило, не инфицируют людей, однако известны случаи заболевания и даже гибели среди людей во время вспышек 1997–1999 и 2003–2004 годов. По-видимому, человек является конечным звеном в передаче вируса птичьего гриппа, так как до сих пор не зафиксировано случаев передачи этого вируса от человека человеку.

Водоплавающие птицы являются природными хозяевами вируса гриппа, переносят его в кишечнике и выделяют в окружающую среду со слюной, респираторным и фекальным материалами. Наиболее обычный путь распространения вируса – фекально-оральная трансмиссия.

Большинство вирусов гриппа не вызывает никаких симптомов или вызывают очень слабые симптомы болезни у диких птиц. Инфекция сходными вирусами гриппа А (например, некоторые штаммы Н5 и Н7) может вызвать широко распространяемую болезнь и гибель среди некоторых видов диких и домашних птиц,особенно таких, как куры и индейки.

В первую очередь следует научиться точно определять причину гибели птиц и тогда уже принимать меры, а то ведь существует очень много косвенных доказательств того, что в ряде случаев гибели диких птиц, которые отнесли на счет птичьего гриппа, мы имеем дело с совершенно другим заболеванием. Вот после недавней массовой гибели лебедей в дельте Волги и Калмыкии саратовская лаборатория обнаружила у них неестественно выгнутые шеи и крылья. Эти признаки характерны для холеры птиц (пастереллез), вызываемой бактериальным возбудителем и приводящей к летальному исходу в течение нескольких часов. И конечно, нельзя сбрасывать со счета массовую гибель птицы от бескормицы в неблагополучные сезоны на местах их зимовок, которые нерадивые репортеры мгновенно приписывают птичьему гриппу.

Считается, что первичным резервуаром вирусов гриппа являются различные перелетные птицы, принадлежащие к отрядам Anseriformes (дикие утки и гуси) и Charadriiformes (цапли, ржанки и крачки). Водные птицы являются резервуаром всех пятнадцати подтипов вируса гриппа А. У диких уток вирус гриппа размножается главным образом в клетках, выстилающих желудочный тракт, при этом никаких видимых признаков заболевания вирус не вызывает и в высоких концентрациях выделяется с фекалиями. Авирулентная (незаразная) природа инфекции, вызываемой вирусом гриппа птиц у уток и болотных птиц, может являться результатом адаптации к данному хозяину на протяжении нескольких сотен лет. Таким образом, был создан резервуар, обеспечивающий бессмертие вирусу гриппа, и, следовательно, утки и болотные птицы несомненно играют важную роль в естественной истории вирусов гриппа. К настоящему времени зарегистрировано участие вирусов гриппа птичьего происхождения в эпидемиях гриппа у таких млекопитающих, как котики, киты, свиньи, норки и лошади, равно как и у домашней птицы. Случаи переноса вирусов гриппа в популяцию свиней были отмечены в 1970, 1996 и 2004 гг. Поскольку свиньи могут болеть как птичьим, так и человеческим гриппом, это еще одна возможность для преодоления межвидового барьера вирусом птичьего гриппа.

А теперь представьте себе Азию с населением более 2 миллиардов человек. Численность домашней птицы составляет многие миллиарды, и огромное число людей живут в постоянном контакте с домашними птицами. Антисанитария чудовищная. Под одной крышей люди, свиньи, птицы – все звенья цепи для реассортации вируса! Тут же водоем как для животных, так и для людей. Фекалии птицы попадают в водоем, который используется для питья. Если к этому прибавить отсутствие туалета и температуру окружающей среды под 45 в тени, то думаю, что не стоит удивляться тому, что практически все случаи заражения птичьим гриппом людей случились именно в этом регионе. Причем львиная доля заражений приходится на долю малолетних детей, иммунная система которых еще не окрепла.

ДОСЬЕ ПО ПТИЧЬЕМУ ГРИППУ

1. Дикие птицы являются носителями и переносчиками этого вируса и практически им не болеют. Существует лишь один доказанный случай массовой гибели диких птиц от птичьего гриппа – 1300 крачек в Южной Африке в 1965 году.

2. В борьбе с птичьим гриппом уже убито около 145 млн диких птиц. 30 ноября 2005 года ООН обратилась ко всем странам с призывом прекратить отстрел диких птиц в целях борьбы с птичьим гриппом.

3. Две последние пандемии птичьего гриппа были в 50-х и 60-х годах XX века. Зародились они в Гонконге и Китае. Нынешняя вспышка началась в 1997 году в Юго-Восточной Азии. За прошедшие два года от него заболело около 180 человек, умерло более 80 – все в азиатских странах, в основном во Вьетнаме. Самое главное непонятно, как ставится диагноз «птичий грипп»? На основе каких мутаций человеческого гриппа ему присваивается этот термин?

4. Штамм птичьего гриппа H5N1 вызывает 100-процентный летальный исход у заболевших им домашних птиц, смерть наступает через 2–4 дня. В России первая гибель домашней птицы от птичьего гриппа была отмечена 11 июля с. г. под Новосибирском. А всего такую гибель фиксировали в 7 областях.

5. Вирус птичьего гриппа, впрочем как и большинство вирусов, не стоек во внешней среде, исключение составляет очень холодная вода, где он может находится в активном состоянии некоторое время. Вирусы погибают практически мгновенно при попадании прямого солнечного света, при нагревании до 60 градусов, а уж при кипячении и подавно. Любые детергенты (мыло) справляются с ним тоже очень легко.

ДОСЬЕ ПО ГРИППУ

В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

В ХХ веке наблюдались три пандемии и одна глобальная эпидемия, близкая к пандемии (1977). Возбудители пандемий распространялись по всему миру в течение примерно одного года после того, как были обнаружены.

1918–1919 – Испанский грипп, испанка

[A (H1N1)]. Вызвал наибольшее количество смертей, более 500000 людей погибли в США и от 20 до 50 миллионов людей погибли во всем мире. Множество людей погибли в течение первых нескольких дней после заболевания и множество – в результате осложнений после гриппа. Около половины погибших были молодые здоровые взрослые люди.

1957–1958 – Азиатский грипп [A (H2N2)]. Вызвал около 70000 смертей в США. Впервые зарегистрирован в Китае в конце февраля 1957 года, азиатский грипп достиг США в июне 1957.

1968–1969 – Гонконгский грипп [A (H3N2)]. Вызвал около 34000 смертей в США. Был впервые зарегистрирован в Гонконге в начале 1968 года и достиг США в конце этого же года. Вирус гриппа А (H3N2) циркулирует до сих пор. Вирус гриппа впервые был выделен в 1933 г. Интересно, что каждый новый вирус (азиатский, гонконгский) сначала появлялся в Китае, и полагают, что вирусы, вызывавшие эпидемии, происходившие до 1933 г., также происходили из Китая. Появление вирусов Н2N2 и Н3N2 сопровождалось исчезновением из человеческой популяции вирусов, циркулировавших до них. Почему вирусы, ранее циркулировавшие в человеческой популяции, исчезали с появлением новых вирусов, остается неясным.

ПРОФИЛАКТИКА.ЧЕМ ЛЕЧИТЬ?

Вакцины на основе комбинации белков H и N для профилактики птичьего гриппа у человека пока нет и быть не может, пока не разовьется полномасштабная пандемия. И то эта вакцина может появиться только через три месяца после этого, повторюсь, маловероятного события. Для профилактики полезно использовать такие средства как деквалар, ларипронт, содержащие лизоцим – фактор, повышающий устойчивость слизистой оболочки рта, горла, гортани и частично носа к инфекции, в частности к вирусной. Возможно использование фитопрепарата цитросепт, который содержит биофлавоноиды, полученные из грейпфрута. Кроме того, есть великолепно себя зарекомендовавшие всем известные противовирусные препараты – интерферон, ремантадин, арбидол, реаферон-ес-липинт, озельтамивир (тамифлю) и занамивир (реленц).

Паника по поводу птичьего гриппа наверняка поспособствовала тому, что ЕС выделил 1,2 млн евро на проект Universal Vaccine – вакцины на основе не традиционных гемагглютинина и нейраминидазы, а еще одного белка оболочки вируса гриппа, M2.

ПРОИЗВОДСТВО ПТИЦЫ

За уничтожение поголовья птицы птицеводческие хозяйства получили огромную страховку и десятой ее частью восстанавливали все поголовье. Экономический интерес налицо. Что же тогда говорить о крупных компаниях, занимающихся массовым производством, поставкой домашней птицы в разные страны. Так известно, что в результате последнего «прихода» к человечеству вируса птичьего гриппа южно-американские и северо-американские поставщики птицы потеряли на своих рынках порядка 20 процентов продаж (хотя там и нет этого заболевания), у нас же эта цифра приближается к 40 процентам. Но дело в том, что наши фермы в основном ориентированы на производство охлажденного мяса, поскольку у них недостаточно морозильных установок, и они терпят большие убытки, снизив цены на кур, чтобы их скорее разбирали. Этого недостатка лишены «ножки Буша», замороженные на очень долгое время. Поэтому, несмотря на снижение потребления этих продуктов там, они больше выиграют за счет массовых поставок курятины сюда.

НАУКА

Как это ни печально, но ассигнования в медицине и биологии идут в основном на экзотические проблемы. СПИД, коровье бешенство, атипичная пневмония, грипп птиц отняли в последние десять лет львиную долю ассигнований на науку, в то время как неотложные меры по предупреждению таких массовых заболеваний, как грипп человека, парентеральные гепатиты, туберкулез – некоторые штаммы которого на территории России практически не лечатся, требуют неотложных мер. Борьба с бешенством путем устранения постоянно действующего эпизоотического резервуара в виде благоденствующей популяции лисицы, снижения численности степных грызунов (суслики, сурки, тушканчики), являющихся тлеющими очагами чумы. А ведь все это у нас совсем недавно было – и противочумные станции, и государственная медицина, и наука.

Так что не стоит уж слишком драматизировать ситуацию. Теперь никого не удивляет и даже не интересует, что заболеваемость

СПИДом выросла в разы, а выражение «атипичная пневмония» уже вышло из лексикона. Также уйдет в прошлое и птичий грипп. Или просто уйдет, или все мы им переболеем и приобретем устойчивый иммунитет. Невозможно объективно оценить ни сроки начала пандемии гриппа (рано или поздно, птичья или нет, очередная пандемия гриппа, разумеется, произойдет), ни процент населения, который заразится этим штаммом (если он появится), ни его свойства, в том числе тяжесть предполагаемого заболевания.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Самое главное и первое – необходимо, наконец, создать в стране надежную и эффективную систему по слежению за болезнями диких животных и организовать проведение необходимых научных исследований в этой области, чего у нас ни в СССР, ни в России никогда не было. И обеспечить специалистам быстрое получение информации по результатам обследований заболевших животных. Также следует категорически запретить бессмысленное уничтожение диких птиц под предлогом борьбы с птичьим гриппом и как можно скорее принять законодательные акты по такому отстрелу и предоставлению информации.

Еще крайне необходимо на государственном уровне решить проблему взаимодействия с Китаем в области изучения и борьбы с птичьим гриппом. Дело в том, что на его территории давно существует активный очаг этого заболевания. Для составления четкой картины его переноса надо знать точные пути миграции птиц, но Китай для нас в этом плане – настоящая черная дыра. Китай не возвращает нам кольца добытых там окольцованных птиц, а всю информацию в этой области фактически засекретили. Наше государство просто обязано начать переговоры с руководством Китая с целью заключения с ним соответствующего двустороннего соглашения.