Лось, кабан и рыба

Поперек трассы под колеса автомобиля бросаются то кабан, то неизвестно откуда в этой глуши взявшийся второй автомобиль. А поперек узкой протоки под форштевень лодки норовят броситься здоровенные лоси. Где такие чудеса творятся? У нас в Татарстане! На рыбалке, разумеется...


Моя московская родня до сих пор была почти равнодушна к рыбалке, хотя и имела мечту увозить из Челнов мешок какой-нибудь рыбы. Даже проскакивала идея, что у Ильдара в организме не хватает рыбы. Что касается рыбалки, то он мог посидеть с удочкой в руках, а еще лучше с донкой. Как бывший шахтер, он может сидеть на корточках часами и вполне мог бы претендовать в этом аспекте на книгу Гинесса. Миша еще спокойнее. По характеру он флегматик и равнодушен не только к рыбалке, но и к рыбе.

Однако регулярное несовпадение со мной в способах добычи рыбы привело в этом году к кое-каким положительным сдвигам. Среди многочисленной поклажи оказался спиннинг, состоящий из палки и катушки. Леска и блесны – как оказалось, уже моя забота. Блесны я дал те, которыми когда-то начинал и сам. Сейчас я ими не ловлю, но это не значит, что они не работают. Вот и поездка в деревню подтвердила это.

С учетом того, что Миша знал, как кидают, а Ильдар только через полчаса автономной рыбалки понял, что блесна не летит потому, что перед этим надо отогнуть дужку лескоукладывателя, мой прогноз был неутешительным: окуней наловят, щук – вряд ли.

Но самым поразительным оказалось то, что именно Ильдар и поймал двух щук. Одна из них была вытащена на берег, а вторая в лодку. Совсем неплохо для дебюта, и хотя вес рыб был завышен ровно в три раза, рыбаки оказались более чем довольны. Когда они вернулись из деревни, разговоры были только о щуках.

Учитывая такую метаморфозу, я уже мог отвезти их и на свои плантации. Но через день московские гости уезжают и надо как-то совместить рыбалку с чем-то ими невиданным. В итоге мы выехали в Кучуково, чтобы оттуда совершить однодневный рыболовный сплав по Ижу. Я уже не раз осваивал этот маршрут и неплохо ловил там жерехов и голавлей. Кроме того, Иж протекает по очень красивым местам и впечатлений у моих гостей должно было набраться на год – как раз до следующего приезда.

Но нас ждало разочарование. Хозяин, который должен был нас забросить на речку, а вечером встретить ниже по течению, оказался на дежурстве, хотя накануне мы с ним беседовали. Ситуация сложилась так, что нам пришлось снова ехать в деревню, где только что мои гости провели неделю и даже поймали щук. Но если раньше они ездили в регулярно посещаемое рыбаками место, то я повез их «на дальний кордон».

Долгая езда в деревню не проходила молча, и возник разговор о том, как мы года три назад в утренних сумерках нашли на обочине только что сбитого кем-то кабана. Рядом валялись куски бампера. Реанимационных мероприятий мы не проводили, так как кабан уже в них не нуждался. Ехали мы на рыбалку как раз тем самым маршрутом и я даже показал место, где мы кабана обнаружили. Тогда, три года назад, после короткого саммита двое проголосовали за спешное ретирование с места встречи, ибо за кабана нам что-то впаяют. Я же проголосовал за то, что одного кабана в лесу оставлять негуманно, а пока мы рыбачим, в деревне его грамотно разделают и выдадут нам же в виде «ляжки». Понятно, что голосование закончилось в мою пользу и дальше по моему сценарию: мы втроем на пределе сил взвалили кабана в багажник «четверки» и уже она, также на пределе сил, довезла его до дворового мясокомбината.

После кабанов разговор перешел на лосей и еще позднее на медведей. Лосей я встречал в тех краях дважды, а по жизни много раз. Гости же мои имели скромные показатели в этой графе. Московский зоопарк – вот, пожалуй, и все их таежные встречи.

Множество грибов, растущих даже между колеями, и всего одна машина в бухте наводили на мысль, что конкуренции практически ждать не от кого. Накачали лодки и я, объяснив маршрут, на котором невозможно заблудиться, сам на моторе улетел вперед. Как-никак, а обязанности заготовщика рыбы для гостей никто с меня не снимал. Быстро проскочил узкую протоку, которая приводит в желанную бухту, и понял, что бухта заросла как никогда и стала намного мельче. Облетев на моторе привычный свой маршрут, убедился, что вся бухта теперь пребывает в таком, новом для меня, состоянии. Огляделся и понял, что уровень воды не упал. Ее достаточно. Значит, все дело в буйно растущей траве.

Успел поразмыслить, что же это: то ли слишком ранний визит, то ли начало конца такой гостеприимной по щукам бухты? Обычно бухта одаривала меня щуками в начале сентября, и значит, я опережал события на месяц. Если все так, то, возможно, часть травы ближе к осени осядет на дно. Это лучший прогноз. А вот если бухта начала зарастать и за 2–3 года превратится в непроходимое болото – это очень плохо. Такие бухты в моей жизни случались не раз.

Но от размышлений рыбы не прибавится и я начинаю ее искать. Сделать это непросто. И все-таки в одном из окон находится небольшая щучка – уже есть хоть какой-то задел. Мои гости все еще в протоке, и я уверен, что им там хорошо. Во-первых, протока глубже бухты, а во-вторых, у них кроме спиннинга есть еще и удочка с червями. На удочку они точно наловят рыбы.

А у меня больше поклевок нет и продираюсь сквозь сплошное травяное поле в дальний аппендикс. Увы, и там узкие полоски воды, сформированные ветром, разогнавшим плавучую зелень. Ни одного нападения на блесну, хотя перед носом лодки неплохие круги, а пару раз даже проскочили два жереха. Один, пожалуй, был за килошку, но от увиденного легче не стало.

Отсутствие рыбы и обмеление бухты заставили меня покинуть ее и поискать Ильдара с Мишей. Они баловались в протоке, оттачивая на окунях спиннинговое мастерство. Но оказалось, что Миша поймал и щучку. Все шло хорошо. Гости довольны. Но еще масса времени до футбола, а мне скучно, тесно в бухте. Но, прокатавшись час на просторах среди островов, я рыбу не нашел и снова вернулся к ребятам. Была мысль, что после чаепития возникнет разговор о возвращении домой. Но нет. Они сидят и по очереди меняют спиннинг на удочку. Разочарования у них никакого нет, а мне остается не мешать. Снова, уже без энтузиазма, плыву в бухту и начинаю ее пробивать по другому маршруту.

В итоге 4 щучки, размер которых разочаровывал, но радовал попутчиков, попались в зарослях травы, и новое посещение этих мест я назначил на сентябрь.

Плыву к ребятам, теперь уже с твердым намерением свертывать экспедицию и нахожу их в крайней степени возбуждения. Ильдар тычет в мою сторону фотоаппаратом, но из-за мотора не слышу, что он кричит. Уверенный, что он фотографировал меня, подплываю:

– Ну, как дела?

– Ты что, лося не видел?

– Нет, а где?

– Да вот же, перед тобой протоку переплыл. Мы сидели, ловили. Вдруг завелся твой мотор и стал приближаться. И тут в прибрежных кустах, в 10 метрах от нас, вдруг захлюпало, как будто кто-то веслами по воде колотит и камыш ходуном. Из него выходит огромный лось и смотрит в сторону, где ты мотором шумишь. А потом оглядывается и, обнаружив нас, со всего маху прыгает в воду и, быстро переплыв протоку, ломится через камыши. Мы так испугались, что про фотоаппарат вспомнили позже, чем про весла. Думали, что придется от него грести.

А я ничего этого, к сожалению, не видел и из-за мотора даже не слышал. Ну и ладно, не последний лось в моих путешествиях. А москвичи в неописуемом восторге.

Едем домой. Все довольны. У ребят впечатления и какая-то рыба. У меня радость, что угодил и что проверил бухту.

А напоследок еще одно пророчество. На таежной трассе ряд деревень, и одна из них – Чачка – состоит домов из 7–8, не больше. И самый большой дом стоит на перекрестке, хотя перекрестком следы поперечной дороги назвать сложно. Миша – начинающий водитель. По дороге на рыбалку я притормозил в этом месте и сказал, что мимо таких мест надо ездить аккуратно и медленно, хотя за 30 моих поездок я не встречал там и живой души, не говоря о машинах. Выскочить из-за угла дома может что угодно. И ведь надо же было такому случиться, что на обратном пути мы обнаружили там две свежих «десятки», нашедшие друг друга в этом забытом всеми предводителями разных религий месте. То, что ГИБДД к ним не приедет никогда, они еще не поняли и, наверное, надеялись на чудо.

Так закончилась наша во многом спонтанная поездка в хорошо знакомые места. А Ильдар и Миша теперь уже всерьез настроены на приобретение хороших спиннинговых снастей и надежного фотоаппарата.