Ассортимент оружейного магазина

Только что с огромным успехом в Москве прошла выставка «Оружие и охота», по праву входящая в число ведущих мировых выставок и представляющая собой витрину современного оружейного магазина. И действительно, спустя некоторое время товары, увиденные на выставочных стендах, окажутся в витринах и на прилавках столичных оружейных и охотничьих магазинов. Но Москва – это еще не Россия, которая, как известно, начинается только лишь за Кольцевой автодорогой. На вопросы корреспондента «РОГ» об ассортименте российских оружейных магазинов отвечал Игорь Куликов, директор одной из ижевских компаний, занимающихся продажей гражданского и служебного оружия.


«РОГ»: Игорь Анатольевич, как бы вы могли охарактеризовать современное состояние в области торговли охотничьим оружием и товарами для охоты в Удмуртии? Сколько оружейных магазинов в Ижевске?

Игорь Куликов: На 600 тысяч жителей Ижевска приходится около десяти магазинов, торгующих оружием и товарами для охотников. Я считаю, что розничная торговля оружием в Ижевске находится, увы, не на самом высоком уровне. Крупные ижевские компании проявляют гораздо больший интерес к оптовой торговле, чем к работе с розницей, хотя в Ижевске есть оружейные магазины, которые и по ассортименту, и по уровню оформления могут соперничать с ведущими московскими оружейными салонами.

В начале 2006 года в торговле охотничьим оружием и товарами для охоты был отмечен резкий спад. Это объяснялось осенним запретом на охоту в целом ряде регионов России в 2005 году, введенным в связи с опасностью распространения «птичьего гриппа», и отсутствием уверенности в том, что весенняя охота будет открыта. Кроме того, существовали определенные трудности организационного характера.

«РОГ»: Вы считаете, что у компаний, торгующих оружием, есть какой-то запас прочности или возможный запрет либо ограниченное открытие осенней охоты могли бы окончательно подорвать их позиции и положение на рынке?

И.К.: Определенный запас прочности у торгующих организаций есть. Кроме того, хотя спрос на оружие и прочие товары для охоты во многом зависит от того, открыт ли охотничий сезон, тем не менее, когда охота была закрыта, покупались, пусть и в меньших объемах, и оружие, и патроны, и различные предметы снаряжения.

Хочу обратить ваше внимание на интересный, с моей точки зрения, факт: в конце прошлого и начале этого года, когда возможность открытия весенней охоты на территории России вызывала большие сомнения, был отмечен значительный подъем спроса на пневматическое оружие, особенно импортного производства.

«РОГ»: Как влияет на ассортимент оружия в магазинах Ижевска тот факт, что в городе находятся два крупнейших в России производителя охотничьего и спортивного оружия? Можно ли найти в продаже оружие с маркой «ТОЗ»?

И.К.: В охотничьих магазинах города представлено в максимально широком ассортименте оружие ижевского производства. Вы можете найти в продаже все модели выпускаемого в Удмуртии гражданского оружия. Что касается тульского оружия, то оно широко представлено лишь в одном-двух магазинах, а в других магазинах ассортимент представленных моделей будет не столь широким.

«РОГ»: Если анализировать продажи оружия, то какой марке отдают предпочтение удмуртские охотники?

И.К.: Все же ижевскому оружию.

«РОГ»: Есть ли спрос в Удмуртии на малые калибры гладкоствольного и нарезного оружия?

И.К.: Спрос очень маленький. Возможно, это объясняется тем, что малые калибры – 28, 32, .410 – считаются детскими или женскими, а женщины в Удмуртии, да и в России в целом, мало пока увлекаются охотой.

«РОГ»: Но ведь оружие 28 калибра идеально подходит для охоты по перу с подружейной собакой. Не ограничивает ли спрос на оружие этих калибров практически полное отсутствие в продаже патронов того же калибра?

И.К.: Универсальным традиционно считается оружие 12 калибра. С гладкоствольным ружьем 12 калибра можно идти и на охоту по перу, и на копытных. Мне кажется, что спрос на гладкоствольное оружие малых калибров невысок еще и потому, что подавляющее большинство российских охотников все же не могут позволить себе иметь специализированное оружие для различных видов охот. Я считаю, что имеющиеся в продаже ружья 12 и 20 калибров являются универсальными, подходящими для различных видов охот.

Карабины .223 калибра пользуются огромной популярностью, но все же самым популярным оружием в России, несмотря на все его недостатки, является оружие под патрон 7,62х39. Почему? Охотничьи арсеналы будут становиться разнообразнее, когда существенно повысятся, во-первых, уровень благосостояния населения, и, во-вторых, общий уровень охотничьей культуры.

«РОГ»: Внедряются ли какие-либо новые формы работы в такую в общем-то консервативную и строго регламентируемую область, как торговля оружием?

И.К.: В последнее время в России активно развивается дистанционная торговля оружием и запасными частями к нему через Интернет. Возможно, через некоторое время такая форма торговли получит еще большее развитие. Во всяком случае ряд торговых фирм в Ижевске уже открыли интернет-магазины.

«РОГ»: Проект интернет-магазина может быть успешным только в том случае, если большая часть населения страны подключена к Интернету, если же этого нет, то все усилия на открытие, поддержку и наполнение интернет-магазинов будут обречены на провал.

И.К.: Совершенно верно. Сошлюсь на опыт одной из компаний. Две недели назад они открыли интернет-магазин. За это время, при том условии, что сайт абсолютно не раскручен, нигде не было его рекламы, четыре человека уже прислали деньги и разрешения на покупку оружия. Интересно, что заказы поступили из Магаданской области, из Якутии и т.д.

«РОГ»: Продажа оружия через интернет-магазины неизбежно ставит вопрос о его доставке покупателю. Насколько мне известно, осуществлять перевозку оружия по России можно только спецсвязью.

И.К.: Спецсвязью купленное оружие доставляется до какого-то города, районного центра, откуда покупатель должен его забирать самостоятельно. И даже несмотря на эти трудности, я все же уверен, что у оружейных и охотничьих интеренет-магазинов большое будущее. Для этого есть экономические предпосылки. Накладные расходы на содержание интернет-магазина измеряются сотнями рублей. Цена ружья, купленного в интернет-магазине, даже с учетом доставки будет существенно ниже цены аналогичного ружья, продаваемого в розничном магазине в другом регионе России. На мой взгляд, будущее российской интернет-торговли охотничьим и спортивным оружием закладывается уже сегодня: кто первый выйдет на рынок и закрепится на нем, тот через некоторое время займет на нем лидирующие позиции.

«РОГ»: Охотники, как правило, исключительно консервативны. Готовы ли они принять новую форму торговли? Охотник хочет взять покупаемое оружие в руки, вскинуть его, прицелиться. Даже при том, что выпускаемые в России ружья являются серийными, ложи их изготавливаются на копировальных станках, все равно какое-то ружье оказывается (или кажется) прикладистым, а другое – нет. Согласитесь, что ружье покупается не на один день, а произвести замену ружья достаточно сложно. Готовы ли такие охотники делать покупки в интернет-магазине?

И.К.: Наверняка есть и такие охотники, они точно не будут делать покупки в интернет-магазине. Они приезжают в Ижевск не только из Удмуртии, но и из других регионов России, причем далеко не всегда из соседних. И приезжают не в одиночку, а с друзьями. Он и сам смотрит и проверяет оружие, и друзья дают ему советы. Но что может дать чисто визуальный внешний осмотр? Покупатель может лишь убедиться в том, что стволы не повело при пайке, проверить качество подгонки всех частей, а вот бой ружья будет оставаться загадкой до тех пор, пока из него не будет произведен выстрел.

«РОГ»: Игорь Анатольевич, что же в конечном итоге определяет ассортимент товаров в оружейном и охотничьем магазине: спрос или предложение?

И.К.: В корне неверно противопоставлять спрос и предложение. Точным ответом на ваш вопрос будет: спрос и предложение. Торговля должна гибко реагировать на изменение спроса и в то же время формировать его. Огромное влияние на формирование спроса оказывают выставки оружия, и уловить формирующуюся тенденцию – значит предложить покупателю то, чего нет у конкурентов.

Большая роль в формировании спроса принадлежит и охотничьей прессе, в том числе и таким авторитетным изданиям, как «Российская Охотничья газета» и журнал «Охота и Рыбалка». После публикации статьи о новой модели ружья, новых предметах экипировки, новинках оптики и др. происходит лавинообразный рост интереса именно к этой модели ружья, этим предметам экипировки. Так что мой полный ответ на ваш вопрос: спрос, предложение и информация, публикуемая в авторитетных охотничьих изданиях.