Значение выставок в части становления и развития охотничьей отрасли в России на настоящем этапе трудно переоценить. В идеале они должны решать, как минимум, две основных задачи.
С одной стороны, – это пропаганда, среди населения, охоты и охотничьего хозяйства, как полноправной отрасли экономики, как эффективного и самоокупаемого инструмента охраны животных и среды их обитания, демонстрация достижений науки и передовой практики российского охотоведения, новинок оружия и снаряжения, охотничьего туризма, а также аналогичного опыта и достижений зарубежных коллег, и многое, многое другое.
С другой, – наиболее близкая и понятная российским охотникам возможность увидеть новый товар своими глазами, потрогать, почувствовать, поговорить с организаторами тех или иных охот или других сопутствующих услуг, чтобы сделать выбор и оформить заказ или, что особенно бывает приятно, сразу сделать удачную покупку. Правда, в последнем случае надо говорить уже о выставках-ярмарках, что никак не умаляет их значения и пользы. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А на выставке есть возможность сравнивать и выбирать что называется «не отходя от прилавка». Практически все нужные фирмы и организации собираются под одной крышей, и чтобы купить или заказать что-то не надо ездить в поисках по всему городу, или городам, что немаловажно.
Производители и продавцы товаров и некоторых услуг со своей стороны тоже прекрасно понимают, что выставочная деятельность является важным инструментом реализации любого продукта, и поэтому с каждым годом количество стендов увеличивается, а площади выставок растут чуть ли не в геометрической прогрессии. И это понятно, ведь именно благодаря участию в выставках можно найти за короткий срок большое количество покупателей и партнеров, именно с выставки можно привезти не только товар, но и уже готовый контракт или договор о сотрудничестве. Все вместе это делает процесс организации и проведения выставок для выставочных компаний – представителей этого бизнеса довольно выгодным предприятием, вследствие чего они охотно за него берутся.
НАДЕЖДЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ
Но вот беда, так получается, что на российских охотничьих выставках собственно охоты-то практически и нет. То есть, нет ни общей информации, ни конкретных предложений по организации охотничьих поездок, почти совсем не представлены охотничьи хозяйства, очень слабо – фирмы-аутфитеры – организаторы охоты, а также дополнительные и сопутствующие охоте услуги. Причина: отчасти в слабом развитии этого сегмента рынка. Но также и в том, что любая выставка – это, безусловно, коммерческое мероприятие, цель организаторов которого, заработать больше денег. Поэтому акцент регулярно смещается в сторону производителей всевозможных товаров, и в первую очередь, рыболовных, а не услуг. Такая картина, например, сложилась на традиционных выставках-ярмарках «Охота и Рыболовство на Руси», где явное предпочтение было отдано рыбалке, как наиболее выгодному бизнесу, привлекающему множество посетителей.
С коммерческой точки зрения этот ход, безусловно, оправдан, поскольку рыбаком в нашей стране себя считает чуть ли не каждый мужчина, да и некоторые женщины неравнодушны к этому занятию.
Похоже, что по тому же пути пошла молодая, но уже подающая большие надежды выставка «Охота, природа, отдых» в Крокус-Экспо. Судя по положительной динамике между выставками 2006 и 2007 года у них впереди большая перспектива.
Охотников же почти на каждой выставке ждет разочарование. Ведь главное, что хотелось бы увидеть, узнать на выставке помимо товаров, снаряжения и оружия, какие услуги могут быть предложены для охотников, а, главное(!) – какие и где предлагают охоты, сколько они стоят, как на них попасть и т.д. В современных условиях активно развиваются рыночные отношения, в т.ч. и в охотничьем хозяйстве, появляются новые охотпользователи, охотничье-туристические компании, охотничьи хозяйства, производители разнообразных услуг. Между ними образуется здоровая конкуренция. А значит, налицо все предпосылки для полноценного развития этого рынка.
Но беда в том, что российские «производители охоты» – охотпользователи, охотничьи хозяйства, и «потребители» – охотники разного достатка, не привыкли продавать или искать охоту на выставках. Рискнувшие попробовать иностранцы – не находят клиентов. А попытка создать в дополнение к уже имеющимся собственную отраслевую выставку «Охотничий мир России» в мае–июне 2007 года на ВВЦ, по сути дела, провалилась.
ТОВАРЫ И РЫНОК
А на самом деле охота, ее организация вполне уже может стать товаром. Особенно для занятых делом горожан, у которых нет времени ее готовить, но есть возможность заплатить грамотному и добросовестному егерю.
Да. В России этот рынок пока не сформирован. Так, например, как в других странах, где есть производители (продавцы) охоты, посредники (агентства, охотничье-туристические компании), и покупатели (охотники). Все они очень нужны и полезны друг другу. Все друг друга уважают и не обманывают. Конечно, для становления такого механизма взаимоотношений важна руководящая и направляющая роль государства. Хочется верить, что у нас это все, по-видимому, еще впереди.
Но охотничьи выставки могут и должны сыграть в этом деле свою важную роль уже сегодня: помочь в формировании такого рынка в России.
И главное при этом – привлечь на выставки российские охотничьи хозяйства и многочисленных агентов-посредников аутфитеров. За ними пойдут охотники-клиенты. За клиентами – богатые и крупные отечественные и иностранные аутфитеры. Все вместе принесут организаторам выставки долгожданные деньги.
Но для того, чтобы запустить этот механизм организаторы выставок должны не жадничать и на первых порах поступиться частью предполагаемых доходов, и предоставить для охотничьих хозяйств и мелких фирм льготные условия, вплоть до бесплатных площадей. А возможно еще и помочь им с доставкой экспонатов, жильем, транспортом и решением других подобных проблем, чтобы облегчить принятие главного и весьма трудного решения – участвовать в выставке. Кроме того, при организации самой выставки, конечно, следует так разместить экспозицию, чтобы отделить охоту от рыбалки и прочих «лодок и моторов», но так, чтобы поток посетителей не проходил мимо.
Разумеется, заранее надо дать соответствующую рекламу. Использовать любые другие возможности, чтобы довести до сведения самых отдаленных уголков нашей охотничьей державы информацию о новых, выгодных условиях для охотничьих экспонентов. Конечно, все произойдет не сразу. Потребуется время. В начале будут убытки. Есть и определенный риск, как в любом бизнесе. Но, с одной стороны, решается почетная и полезная задача: неоценимый вклад в развитие и становление охотничьего хозяйства России на новых, современных условиях рыночных отношений. С другой стороны – последовательное ведение такой политики рано или поздно обязательно принесет предпринимателям большую прибыль.
ЗА РУБЕЖОМ
Выставки охоты шумят в разных странах мира – собирают толпы, приносят миллионы. Первая охотничья выставка открылась летом 1910 г. в Вене, на ней экспонировалось 2900 трофеев из пяти стран Европы, для тех времен это был революционный прорыв. Выставка сыграла большую роль в пропаганде охотничьего спорта и начала делать первые шаги в разработке критериев оценки охотничьих трофеев.
Вслед за Веной открылись экспозиции в Лейпциге в 1930 г., где демонстрировалось 3000 трофеев из шести европейских стран. В Берлине в 1937 г. состоялась наиболее крупная Международная охотничья выставка, экспонирующая 7195 трофеев уже из 24 стран Европы, Азии, Африки и из Советского Союза. В 1954 г. выставка в Дюссельдорфе. В 1964 г. во Флоренции прошли итальянские национальные охотничьи выставки. В 1967 г. – в Югославии, в 1971 г. – в Венгрии. И так до наших дней. Самая крупная охотничья выставка регулярно проходит в Америке, в городе Рино, что находится в штате Невада. Там проходят ежегодные конвенции Международного Сафари Клуба (SCI). Это мероприятие по праву считается самым важным в мировой охотничьей жизни. Сотни фирм, предприятий и организаций, связанных с охотой на всех континентах, стремятся на конвенцию, чтобы в период выставки тысячи специалистов, любителей и профессионалов смогли пообщаться, обменяться опытом, завязать новые контакты, заключить контракты и договора.
В течение того времени, когда проходит это мероприятие, весь город буквально живет Охотой и Сафари. Многочисленная реклама на городских улицах от аэропорта и до отелей, заинтересованность жителей, доброжелательно интересующихся у гостей сферой охотничьих пристрастий, внимание прессы и телевидения, все это, конечно же, способствует успешной работе конвенции.
Великолепная организация выставки позволяет выполнить громадную программу, начиная от регистрации многочисленных участников и посетителей и заканчивая проведением аукционов, семинаров, конкурсов и вручением наград. В рамках конвенции свою работу проводят Международная ассоциация охотников на диких баранов (ISHA), Международная ассоциация профессиональных охотников, Международная организация по сохранению аргали и другие охотничьи ассоциации и объединения.
Вот цифры, характеризующие насыщенность и результативность ежегодного мероприятия SCI. Более тысячи стендов фирм, представлявших оружие, амуницию, аксессуары, предлагавших охотничьи, рыболовные туры и фотосафари на пяти обитаемых континентах. Более 70-ти семинаров, на которых рассматривались различные проблемы мирового охотничьего туризма, начиная от обсуждения охот по отдельным видам животных, программ изучения и сохранения особенно редких видов, и заканчивая полемикой по вопросам противостояния с различными «природоохранными» и другими «цветными» организациями.
Общее количество посетителей и участников превышает 20 тысяч человек из 50-ти стран мира, таких как: США, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и Новая Зеландия, Германия, Испания, Франция, Италия, Англия, Турция, Африка, которая традиционно рекламирует свои многочисленные сафари – от недорогих до высокобюджетных туров.
Предложения от туроператоров, работающих на территории России и бывшего Союза на всех международных выставках также вызывают пристальный интерес, а это значит, что как только мы создадим на наших площадках достойные условия, обеспечим наших поставщиков охотничьих услуг местами, то неминуемо на выставки потянутся зарубежные специалисты, а за ними и охотники. Ведь бесспорно, что в России охотничий потенциал очень велик, нужно только правильно и грамотно распорядиться этим богатством.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Есть и еще одна проблема на пути к успеху в организации единой, большой российской охотничьей выставки. Между фирмами-организаторами – выставочными компаниями существует жесткая конкуренция и порой непримиримая борьба. Каждый стремится создать именно свою выставку. А это приводит к распылению сил, к искусственно создаваемым помехам на пути к успеху, дезориентирует и продавцов-экспонентов и покупателей-охотников и значительно тормозит развитие ситуации в целом.
На наш взгляд, для выхода из этого кризиса есть два пути. Либо выставочные компании должны, умерив свои амбиции, договориться между собой и, поделив сферы влияния, устроить совместными усилиями с привлечением самой широкой охотничьей общественности одну большую, разностороннюю Охотничью выставку, либо, в конце концов, экспоненты от охоты и охотники сами сделают выбор, и будут посещать и выставляться только на одной из всех, но зато на самой толковой выставке, действительно созданной для российских охотников.
Комментарии (0)