Прежде всего хочу поблагодарить О. Малова за замечательную статью о вчерашнем и сегодняшнем дне отечественной охоты. Он написал точно так, как думаю я, вот только сделать это так деликатно я бы не сумел и снова бы вызвал бурю возмущения.
Судя по всему, никогда на земле не наступит «эра благоденствия», когда все и всем будет доставаться поровну и возможности поохотиться у всех будут равные. С большим удовольствием читаю все статьи, в том числе и критические, в мой адрес. При том что многие авторы противоречат друг другу, есть в них и интересные моменты.
ХОРОШИЙ СТРЕЛОК
Несколько резковато в своей статье я набросился на Владимира Трапкина, но, согласитесь, если ты всю сознательную охотничью жизнь ратуешь за стрельбу в меру, сведение к минимуму количества подранков (вы бы слышали, как я ору на членов охотничьей команды, причем любой, за каждый выстрел по высоко летящей стае), соблюдение техники безопасности на охоте, а тебя вдруг обзывают палилой (или стрелялой, уж не помню) – это обидно.
Игоря Максиматкина смущает наличие в моих руках и в руках Виктора Гурова полуавтоматов и то, что мы, стендовики, мало что оставим на долю остальных после охоты. Это в корне неверный подход к подготовленным стрелкам. Хороший стрелок, прежде всего нежадный охотник. Уверенный в своих силах он не выстрелит лишний раз в сомнительной ситуации. Стендовик – это человек, настрелявшийся по тарелочкам. У него нет жажды популять, вырвавшись в угодья (не важно по бутылкам или во все, что летит). Он не будет стрелять по сплывшейся стае уток, да и вообще по сидячим уткам или зайцам. Хороший стрелок всегда поделится добычей со своими менее удачливыми товарищами. Он не завистлив к успехам других, согласитесь, зависть очень неприятное качество на охоте. Я, например, выстрелив с кем-нибудь одновременно, умалчиваю о том, что стрелял (только не в случаях с учениками, к ним требования серьезные). Человек бывает очень счастлив и сам, глядя на него, получаешь удовольствие. По настоящему сильный стрелок (ну, разумеется, и порядочный человек одновременно) уступит право первого выстрела менее подготовленному и лишь после него, если понадобится, сделает поправку. И не надо пугаться полуавтомата в руках подготовленного стрелка. Автомат в руках неумехи – вот что страшно. Заполошные очереди по стаям дают неимоверное количество подранков. Как опытный пулеметчик не выстреливает ленту за раз, а бьет короткими, прицельными очередями, так и на охоте: тот стрелок, у которого падают утки, ограничивается одним-двумя, редко тремя выстрелами. Очередями же лупят отнюдь не стендовики и хорошие стрелки. На тяге среди стендовиков хорошим тоном считается заряжать в автомат два патрона и не стрелять дальних вальдшнепов.
«Неугомонный егерь» в своей статье назвал полуавтомат «дробоедом» – на одного подранка-русака у него ушло две очереди. Ну и кто тут виноват – автомат или танцор? Другой автор посетовал на отсутствие у него полуавтомата после торопливого дуплета по зайцу. Дескать, после дуплета заяц спокойно поскакал и, будь в руках многозарядка, он без труда был бы взят. Ничего подобного, вместо заполошного дуплета был бы заполошный пятиплет. Только после того, как ружье опустеет, такой стрелок смотрит на дичь трезвыми глазами и ему кажется, что вот она – бери голыми руками. А ты попробуй сначала посмотреть, и лишь потом выстрелить. Уверен, хватит и одного патрона.
ОХОТНИЧЬЯ СОВЕСТЬ
Что касается нормы отстрела. Во-первых, после 15 сентября она отменяется и вы можете брать сколько угодно уток или гусей с налета. Весной же, повторюсь, вреда от единственной прицельной очереди по гусям (5 штук взять дано не многим) будет значительно меньше, чем от сотни патронов, выпущенных по высоко летящим стаям. По-прежнему убежден, что основным критерием добычи должна быть охотничья совесть, а не параграф в уложении. Нельзя устанавливать одинаковые нормы на все угодья и на всю Россию. Согласен, норма на утку в определенном хозяйстве даст возможность пострелять охотникам, приехавшим после тебя. Гусь же сегодня есть, а завтра улетел к американцам, которые молотят его без всяких норм. Или вальдшнеп. У человека может случиться одна единственная тяга в жизни, где пролетит десяток птиц. Решать вам, сколько считаете нужным взять. Не понимаю, почему разрешено добыть только трех витютней в день, когда у нас в Подмосковье на них мало кто охотится, а на полях их больше, чем уток в болоте.
Как мы с вами знаем, нельзя чего-нибудь добиться одними запретами. Сколько все выступают против стрельбы в заоблачные высоты – как стреляли, так и будут стрелять. Значит, надо дать что-либо взамен. Я и пытаюсь предложить одну прицельную очередь вместо сотни выстрелов на пределе, а меня бьют по рукам – нельзя, норма. Ну тогда ничего и не изменится. Будут стрелять далеко и, кстати, превышать норму тоже.
ТВЕРДО И КАТЕГОРИЧНО
По поводу того, что я пишу много и на разные темы. Если автор владеет темой (как ему кажется), то почему бы и не писать. Что плохого в том, что Игорь Суслов, которого я очень уважаю, несмотря на некоторые наши с ним разногласия, после серьезных статей на социальные темы написал вдруг про борщевик. Я, например, ничего не знал о нем. Теперь знаю, спасибо Игорю. Трапкину нравятся Бикмулин и Иорданов – замечательно, они мне тоже нравятся. Особенно с удовольствием я читаю у Иорданова о его охоте на голубей и зайцев с подхода.
Несмотря на то, что мы спорим, мне нравится, как пишут Гуров, Ярковой, Азаров, Константинов и другие (я уж не говорю о штатных авторах). У меня же есть свои читатели, которые подходят ко мне на выставках, в оружейных магазинах и на охоте. И они просят писать больше. А выступление Трапкина сильно смахивает на – «не согласен с самозарядным патроном – никудышный писака».
Что касается категоричности, с которой я пишу, то если бы я высказывал точку зрения, в которой не уверен, то писал бы «есть мнение», «по мнению некоторых охотников», «а не лучше ли», но я отстаиваю позиции, в правоте которых (вот теперь – на мой взгляд) убедился на многолетнем опыте и наблюдениях. Если вы смотрите канал «Культура», то в передаче «Культурная революция» именно так – твердо и категорично отстаивают свою точку зрения оппоненты.
СКАЗОЧНЫЕ ПАТРОНЫ
Ссылки на то, что наиболее редкая добыча берется самым плохим патроном – это очень вредные исключения, сильно вредящие правилу. Нет хуже гуся, зацепленного одной дробиной за 80 метров своего чудесного патрона.
Другие охотники, увидевшие этот выстрел, посчитают такой выстрел нормой и начнут так же стрелять. А выстрел одного из авторов – почитателя самозарядного патрона, доставшего лисицу за 120 метров – вообще кошмар.
Допускаю, что описавший этот случай охотник действительно заряжает такой сказочный патрон, но ведь у других-то читателей его нет. А сам выстрел на 120 метров останется в памяти и появится желание его повторить. Что из этого получится, можно представить. Еще и по этой причине я за усредненный патрон. Надо, чтобы все знали предельные дистанции для определенного номера дроби, а изобретатели сверхмощных, сверхдальних и других сверх, сверх, сверх не смущали людей.
ОХОТА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Теперь главное, что я хотел сказать в споре о патроне, чего, к сожалению, не поняли многие. По большому счету, мне все равно из чего и чем вы стреляете. Хоть гвоздями бейте – дичи больше останется. Мне не нравится место, которое отводится охоте в жизни людей, только называющих себя охотниками. Что значит нет денег на фабричные патроны? Бюджет каждой семьи, в том числе и охотничьей, складывается из каких-то поступлений, а затем идет его распределение. Возможно, я ошибаюсь, но приоритетно это выглядит так. Сначала крупные затраты: вложить деньги в производство, купить новую машину, прикупить акций, или же обновить забор вокруг огорода, пристроить флигелек, покрыть теще крышу. Затем – обуть, одеть семью. Для кого-то купить жене норковую шубу, кому-то – валенки детям. Как вы уже поняли, я беру крайности. Дальше – отдохнуть на Багамах или съездить к своячнице в соседнюю область. Более мелкие затраты: отметить праздники, покупка мебели, телевизора, просто выпить в шикарном кабаке или на завалинке с мужиками.
Дальше больше – деньги нужны на все, и их всегда не хватает. Больше денег – больше акций или выше забор. И вот наступает время охоты, а денег нет. Их и не будет никогда, потому что расходы на охоту стоят на последнем месте. А ведь нужно платить взносы, за путевки – где уж тут остаться деньгам на патроны.
Впору бы на порох и капсюля хватило, а остальное нарубим из валенка. Так вот, господа, если охота у вас стоит на последнем месте, то мне вас не жаль, заряжайте валенки. Слабо поменять местами забор и охоту? (я говорю условно).
У меня единственного из всех моих друзей нет машины, даже плохонькой, хотя права имею уже 30 лет. Не могу накопить, все деньги вбухиваю в охоту. У С. Фокина, кстати, тоже нет по той же причине. Был я и безработным, получал пособие на бирже труда, но деньги на охоту и патроны находил всегда. Не надо мне говорить об обнищании крестьянина, тем, кто действительно обнищали, не до охоты, а другие или не хотят поступиться покупкой нескольких бутылок водки или, как я уже говорил, охота у них на последнем месте. Мой приятель из деревни шабашит сварщиком на строительстве дач, заколачивает больше 1000 долларов в месяц, имеет «Ниву», тем не менее достал меня просьбами привезти со стрельбища стреляные гильзы. И не потому, что самозарядные патроны лучше, он и заряжать-то толком не умеет. Просто либо охота у него стоит на последнем месте и денег на нее жаль, либо дурацкая привычка, оставшаяся от нищенского существования.
Почему-то миллионы людей ездят на отдых в Крым или за границу и никого это не смущает, а расходы на охоту в другом регионе приводят в ужас. А попробуйте съездить на охоту не после морского отдыха, а вместо него. Гораздо дешевле обойдется.
Сегодня заводской патрон стоит меньше половины проезда в метро, то есть половину пятака, по-старому. Никогда он не стоил так дешево. Неужели нельзя выкроить денег на разницу между компонентами и готовым патроном? Я, разумеется, не говорю о тех, для кого зарядка входит в подготовку к охоте.
По всей России существуют «Охотничьи клубы» (я сейчас не о «Сафари» и иже с ним). Клубы, тусовки, называйте, как хотите – это места, где подобно футбольным болельщикам, собираются охотники. Не важно где – на скамейках, завалинках, или в охотсовете. Бывшие стендовики встречаются на стенде. Задолго до открытия охоты среди завсегдатаев происходит брожение. Обсуждается, куда поехать, какие и где патроны взять, как достать путевку, на чьей машине ехать (для меня, как вы понимаете, вопрос актуальный). Как правило, перед самым отъездом нарисовываются несколько человек со словами: «Ну, я все дела закончил, договора подписал (ремонт в квартире сделал), вырвался на пару дней, куда едем?» Вот для него охота на последнем месте и он, конечно же, не будет сам заряжать патроны, а по-быстрому купит. Почему-то авторы многих критических статей решили, что я из таких, и поэтому призываю покупать патроны, а не тратить время на их снаряжение. Я как раз таких терпеть не могу, и именно поэтому пришлось напомнить о своих публикациях и книгах, а не из желания покрасоваться. И пишу я не для них. Мне хочется, чтобы мальчишка, мечтающий стать охотником, копил деньги на хорошее ружье, а не на музыкальный центр. Желал получить в подарок новенький ягдташ, а не плеер. И чтобы он, когда вырастет, стрелял беспроблемными, новенькими, красивыми патронами, а не залитыми воском в мятые гильзы, как у соседа дяди Васи. И чтобы охота у него стояла пусть не на первом, как у меня, но и не на последнем месте. Чтобы он читал о красивых, богатых охотах, попасть на которые ему удастся, если у него будет цель в жизни. Ну и дальше по Макаренко – хорошо учиться и т.д.
Комментарии (0)