Постперестроечное время ознаменовалось кризисом всего народного хозяйства, в том числе и охотничьего, которое до начала 90-х годов прошлого столетия давало годовой продукции на сумму около 500 млн. руб. (в рублях того периода) и составляло более 1% ВВП страны. Своим черным крылом кризис накрыл и любительскую охоту, из-под которого она до сих пор выбраться не может.

Ученые, биологи-охотоведы, специалисты охотничьего хозяйства и простые охотники бьют тревогу о надвигающейся катастрофе и предлагают различные пути как правового, управленческого, так и хозяйственного оздоровления многострадальной охотничьей отрасли. Но власти как были глухи к разумным предложениям, так таковыми остаются и продолжают гнуть свою линию.

Правительство Российской Федерации окончательно утратило интерес к организации и ведению охотничьего хозяйства и реформой системы управления в 2004 г. исключило его из системы государственного регулирования. Такой вывод можно сделать на основании того, что за 12 лет после принятия закона «О животном мире» (1995 г.) я не припомню ни одной законодательной инициативы со стороны Правительства РФ по проблеме охотничьего хозяйства. А также на признании министра сельского хозяйства РФ А. Гордеева, в чьем ведении находится охотничье хозяйство страны, сделанном им на заседании расширенной коллегии Минсельхоза России (2004 г.): «Обращаю внимание, что в новый экономический и политический период Российской Федерации Минсельхоз по такой важной теме («охотничья отрасль» – В.Г.) не проводил заседаний коллегии». Комментарии, как говорится, излишни.

Я внимательно изучил публикации видных ученых: «Два пути возрождения» (В. Дежкин и В. Сафонов, «РОГ» № 12, 2007) и «Радоваться или плакать?» (В.К. Мельников, «РОГ»
№ 24–25, 2007). Вступать в дискуссию с такими зубрами науки, хотя бы по такому вопросу, что понятия «охотничье хозяйство» и «охотничья отрасль», оказывается, не одно и то же, не позволяет мой статус, да и с восьмого этажа не так уж далеко видно. А потом, припоминаю, что эти же или подобные вопросы я и другие авторы «РОГ» ставят вот уже более 10 лет. Если бы власть предержащие были заинтересованы в возрождении охотничьего хозяйства страны, то на основании вдумчивого изучения их предложений можно было выстроить довольно эффективную программу его восстановления.

Мне же хочется остановиться на правовой базе, в соответствии с которой ведется современное охотничье хозяйство России. Спросите любого охотника, и он, долго не ломая голову, сформулирует, что надо сделать, чтобы наладить охотничье хозяйство и улучшить положение дел в любительской охоте. А вот как это сделать – «ба-а-льшой» вопрос. Потому что «как» предполагает в первую очередь создание правовой базы и финансирование вывода охотничьего хозяйства из кризиса.

Все граждане или, по крайней мере, большинство из них знают, что нельзя организовать автомобильное движение, не имея правил. Все усвоили, что пресловутую приватизацию провели на основании пусть плохого, но закона. Или вот еще. 30 апреля сего года российскую стюардессу уличили в употреблении спиртного на борту самолета, и норвежский суд приговорил ее к 60 суткам тюрьмы. А по возвращении ее домой ей, оказывается, судебное преследование не грозит, так как у нас нет соответствующего закона. А вот организовать, управлять и вести охотничье хозяйство без закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» оказывается можно. И все те пути, которые мы, морща лбы, будем предлагать – это пути в никуда, так как власти нас не слышат.

Мне могут возразить, что у нас есть закон «О животном мире» и в нем есть статья 41 «Охота». Но в этой статье определены только контуры, что «отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона СПЕЦИАЛЬНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ и принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Правильно вы, уважаемые читатели, догадались – Федеральным законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Сказать, что его не разрабатывали, было бы некорректно. Н. Астафьев, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ 1-го созыва, заслуженный юрист и В. Дежкин, ученый, биолог-охотовед, не раз в своих выступлениях говорили, что за истекший период было разработано более 20 вариантов этого закона, но дело до рассмотрения на заседании Думы так и не дошло. Почему? Как поется в песне В. Высоцкого, «хотели кока, а съели Кука». А почему? «Молчит наука». В нашем случае – Госдума.

Я не раз писал, что закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве» надо было разрабатывать и принимать в одном пакете с законами «Об охране окружающей среды», «О животном мире», о земле, лесе и воде. Тогда охота и охотничье хозяйство не были бы размазаны по ничего не значащим статьям кодексов о земле, лесе и воде, что явно просматривается при знакомстве с этими законами. Судите сами, уважаемые читатели.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Охота и рыболовство в нем упоминаются в статье 23. «Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)».

П.3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
пп.8) ...использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;... Депутаты посчитали, что этого достаточно для охоты и ведения охотничьего хозяйства. Хотите, граждане, охотиться? Нате вам сервитут. То бишь договаривайтесь сами с землевладельцем. Думцев не волнует, как используется матушка-земля. Главное – обеспечено правовое использование земли под строительство дворцов и коттеджей. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Согласно закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в продажу поступили пашни, пастбища и сенокосы – 406 млн. га (примерно четвертая часть российской земли). И вот последняя информация. На сегодняшний день сельхозугодья уменьшились на 1,5%, что по территории составляет площадь одного региона страны. Как использованы исчезнувшие сельскохозяйственные земли? Думаю, что не во благо охотничьего хозяйства страны и не на увеличение численности охотничьих животных и птиц.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС

Сколько было разговоров! И каких. Со стороны некоторых руководителей общественных охотничьих организаций высказывались предложения воздерживаться от критических выступлений по проекту Лесного кодекса, пока, мол, идут обсуждения и согласования. Даже Президент сказал свое слово. Ваш покорный слуга в одной из статей прямо сказал, что «лоббисты от Правительства РФ и лесных дельцов продавят нужный им Лесной кодекс, а Госдума только его слегка причешет, не меняя антинародной сути». Так и произошло. И что мы получили от ожидаемого закона? Статья 36. «Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства.

1. Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.

2. Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями.

5. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков».

Ну, положим, граждане, пожелавшие организовать коммерческое охотхозяйство, как, например, Н.С. Михалков, арендовавший угодья в Вологодской области, будут платить деньги за аренду лесных участков. А вот для ведения охотничьего хозяйства России – неужто господин министр сельского хозяйства
А. Гордеев также будет платить за аренду лесных участков? Или договорится с лесниками по понятиям?

Большего цинизма и непроДУМАнности от народных избранников, голосовавших за статью 36, я не ожидал. А мы все пишем, изводим бумагу и чернила, разрабатывая концепцию о путях развития охотничьего хозяйства целой страны. О статье 37 «Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты» и говорить не хочется.

ВОДНЫЙ КОДЕКС

В этом законе депутаты вспомнили об охоте и охотничьем хозяйстве в статье 51 «Использование водных объектов для целей рыболовства и охоты». П. 1 посвящен рыболовству. Я его опускаю. А пп. 2 и 3 привожу полностью.

2. «Водные объекты или их части, являющиеся средой обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, могут использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства.

3. Использование водных объектов для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством о животном мире».

И не как-нибудь, а на платной основе. Эту статью даже и комментировать не имеет смысла. Так и хочется крикнуть народным избранникам: «А где в этих законах место гражданину с ружьем и удочкой, о котором вы так печетесь?» Но разве докричишься до них, спрятавшихся за высокими стенами. Наши депутаты, полоща законы о земле, лесе и воде в думском корыте, не задумываясь о последствиях, выплеснули вместе с грязной водой «нежеланное дитя» – охоту и охотничье хозяйство России. Не раз приходилось слышать хихиканье по поводу охотничьего законодательства Украины, Казахстана и Белоруссии. Да, в них имеются недостатки. Но самое главное их достоинство в том, что создано правовое поле, на котором, в соответствии с этими законами, могут играть все заинтересованные лица.

ЗАКОНЫ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ

Вглядываясь в нашу жизнь, все больше убеждаешься, что власть делает вид, якобы она регулирует ее нужными законами. Но жизнь их, как правило, не воспринимает. По признанию известного адвоката М. Барщевского: «Уважение к закону зависит, в том числе, и от его разумности, продуманности, функциональности. К сожалению, в Госдуме законы часто принимаются вообще без экспертизы, поскольку доминирующее положение одной партии исключает возможность дискуссии. В результате живет и побеждает наша славная традиция: свирепость законов компенсируется их несоблюдением».

Чем только не озабочены наши народные избранники! В недрах Думы были разработаны такие законопроекты, от которых хоть стой, хоть падай. Это, к примеру, о легализации проституции и защите эротики; об умышленном истреблении грибов (набрал корзину – твое, а если другую, то ты уже истребитель грибов) или еще потешнее – законопроект, регламентирующий преследование чужого пчелиного роя на своей территории. А что вы, уважаемые читатели, скажете про такую инициативу депутатов из Единой России, как подписание какого-то соглашения с российскими охотниками и рыболовами. Лихо! А? Я в этом усматриваю предвыборную пиар-компанию – заручиться голосами огромной армии охотников и рыбаков на предстоящих выборах в Думу.

Мне не верится, что депутаты сумеют принять толковый закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Ведь перед ними стоит непреодолимая стена – как этот закон увязать с «Земельным», «Лесным», «Водным» кодексами и законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»? Вероятнее всего, они напишут, что «ведение охотничьего хозяйства представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту». Таким образом, интересы миллионов российских охотников и рыбаков вновь будут вынесены за скобки закона.

Я вот и спрашиваю народных избранников, а будет ли завтра лучше, чем вчера? Что-то не слышно ответа.

Что еще почитать