КАК СТАНОВЯТСЯ ОХОТНИКАМИ

Мне Господь Бог сыновей не дал, а наградил дочерьми. Поэтому из родственников я обучал охоте брата и племянников. Сейчас пытаюсь заинтересовать внука.

Он на стрельбище стреляет уже прилично для охотника, а вот азарт к охоте пока не пробудился. Надеюсь, после 18 лет, с получением охотбилета и обретением свободного времени (он студент 1 курса) будут подвижки в сторону увлечения деда.

Теперь к озвученной теме. Один из многих вариантов становления охотника. Моему старшему племяннику Коле было лет семь, когда он, увидев мои сборы на охоту, попросил взять и его. Был август, погода теплая, солнечная, почему бы не порадовать мальца. По такому случаю местом охоты выбрал ближайшее болото, за соседней деревней, не далее четырех километров. (Сейчас оно полностью пересохло, а тогда были два хороших «окошка», мы с женой даже ездили туда «клевать» карасей, в сумерках поклевки там были активные).

У Коли был велосипед «Школьник», он по пешеходной дорожке активно крутит педали, весело оглядываясь, а я делал вид, что с трудом его догоняю.

На спине у него пистонное ружье, на голове зеленая кепочка – ну чем не охотник. Приехали на место, солнце уже у горизонта. Расположились в полузасыпанном окопчике-одиночке, оставшемся на этом берегу болотца еще с войны, под  защитой  небольшого кустика ивы.  Я срезал по густой веточке с кустика, чтобы отгонять «миролюбивых» августовских комаров, которых там были тучи, так как современных средств защиты тогда не было. Ружье мирно лежит рядом, так как подлетающие утки обычно делали полукруг перед посадкой и оставалось время на изготовку, да и было еще довольно светло.

Вдруг из-за спины (из-за упомянутого кусточка) прямо над нашими головами спланировали два чирка и сели в ближайшей осоке. Я выждал несколько минут и, предупредив Колю о необходимости сидеть смирно, пошел к болотцу. 

Поднимается чирок, я стреляю, он падает, жду второго, а он не поднимается. Подошел ближе, обнаружил сбитого, направился к нему и в нескольких метрах дальше увидел в траве расходящиеся круги воды, там оказался второй чирок-подранок. Хорошо, что он подавал признаки жизни, а то я мог бы и не пойти. По-видимому, когда с высокого берега я стрелял по поднявшемуся сверху вниз, то задел второго еще сидящим. Казусный случай, но приятный.

Подождали еще немного, но комары атаковали нещадно, да и с малышом в темноте возвращаться неудобно, поэтому, оседлав лежащие неподалеку велосипеды, мы отправились домой. Предварительно я нашел в кармане веревочку, привязал одного чирка к поясу Коли, и он еще резвее начал накручивать педали, не забывая ощупывать болтающегося у пояса чирка, чтобы убедиться, что тот не потерялся. Надо было видеть ту гордость во всем его облике, когда он с ружьем за плечами и утенком у пояса предстал перед взорами родителей и старшей сестры. С этого момента вирус охоты в нем застрял прочно и держится без малого полвека (14 декабря 2007 года он будет отмечать пятьдесят пять лет). Потом, уже подростком, он иногда сопровождал меня на охотах и неплохо постиг некоторые тонкости, в том числе и стрельбы, но пока из ружей соседей. Разрешений на оружие тогда не требовалось, поэтому вскоре начал охотиться самостоятельно с купленной отцом старенькой двустволкой. В деревнях тогда это не запрещалось, а наоборот поощрялось.

В юности Николай завел гончую и несколько лет с ней охотился по зайцу и лисице, но после ее гибели под поездом переключился на западносибирских лаек. Эта охота более разнообразна и продолжительна, да и пушнина в то время была более востребована. Он штудировал книги по охотничьей тематике: о жизни и повадках зверей и птиц, об охотничьем оружии и снаряжении боеприпасов, о натаске и воспитании охотничьих собак. Его лайки с областной выставки часто возвращались с дипломами разных достоинств.

За много лет совместной охоты вдвоем и в компании было много интересных и трудных моментов, иногда неудачных, но чаще удачных. Достаточно вспомнить об облавной охоте на волков вблизи г. Гагарина, когда он, не сходя с места, добыл волка и волчицу. Или при охоте на лисицу так же, не сходя с места, добыл трех лисиц. Здесь помимо везения нужно еще умение и терпение.

К сожалению, пятнадцать лет назад по пути на рыбалку он попал в мотоаварию, у него был поврежден позвоночник, и теперь Коля инвалид-колясочник. Но несмотря на это, «вирус» охоты в нем сидит прочно. Летом он занимается рыбалкой, благо пруд рядом, а в сезон охоты мы вместе с компанией выезжаем в удобные для подъезда на машине и коляске угодья. Сейчас преодолеваем дополнительные неудобства в связи с межами при дележе угодий, но выходы находим.

Стрельба из коляски – не самый удобный вариант, но он приспособился, и небезуспешно. Весной Николаю иногда удается добыть вальдшнепа, а в летне-осенний сезон по нескольку уток. В осенний период, когда погода не очень холодная и не много снега, делаем выезды на лисичку, и ему дважды удавалось добыть. Последнюю он взял 10 ноября этого года в охотхозяйстве «Вепрь» у деревни Плоское, крепко заранил, и мы с его сыном ее добрали, правда, благодаря отдельным клочкам снега. Охота проводилась втроем небольшими загонами.

В снежный период ему наиболее трудно, рыбалки и охоты для него нет, но он находит выход к любимому занятию через знакомых и друзей. У кого-то разболталось цевье у ружья, появилась качка или какой-то механизм начал давать сбои. С такими неисправностями он успешно справляется.

Хорошо получается доводка и исправление недостатков у некоторых лож, а также изготовление новых под разные руки. Обращает внимание владельцев ружей на тонкости в обращении с оружием и технике стрельбы. Так что даже в межсезонье он на охоте.

Не пройди он трудную и  интересную охотничью школу и хорошую закалку, сегодня ему было бы гораздо труднее коротать время в коляске без занятия для души.

Хочется ко дню рождения пожелать ему: «Так держать, Николай!» Думаю, что его друзья и знакомые охотники присоединятся к моему пожеланию.