И мне в первую очередь за это хочется поблагодарить моих коллег-охотоведов Росохотрыболов-союза, которые взялись и исполнили это многотрудное дело, представив его на суд общественности. Не тратя больше времени на реверансы, выскажу предложения по статьям обсуждаемого проекта.
Статья 1, пункт 1 сформулирован неудачно. Термины «выслеживание» и «преследование» не дают полного определения понятия «охота». А если я сижу в шалаше или на вышке, т.е. ожидаю зверя и, можно сказать, занимаюсь «высиживанием»?
Предлагаю следующую редакцию пункта 1.1.: «Охота – вид пользования диким животным миром с целью добычи охотничьих животных разрешенными способами, орудиями лова и в установленные сроки».
Пункт 1.4. Дополнить следующим положением: «Охотпользователю предоставляется преимущественное право на эксплуатацию других биоресурсов на закрепленной за ним территории по согласованию с основными пользователями». Последние представлены владельцами (физическими и юридическими лицами) лесных, сельскохозяйственных и водных угодий.
Пункт 1.5. Слова «сезонного характера» из текста пункта следует убрать, поскольку охрана, биотехнические и строительные работы, учет охотничьих животных, нагонка и натаска собак, переработка и реализация продукции в охотничьем хозяйстве ведутся в разные сроки и охватывают все сезоны года. Особенно это касается охотничье-промысловых хозяйств.
Пункт 1.8. Относить яйца птиц к продукции охоты, тем более в современных условиях, нельзя по многим причинам. Этот промысел велся на птичьих базарах Севера, и его давно пора прекратить в связи с резким сокращением численности пернатых. Это происходило в относительно далеком прошлом, а именно в 30–50 гг. ХХ столетия. Может быть, он имеет какое-то значение для жизни малых народностей Севера до сих пор, но его давно пора запретить.
Пункт 1.10. Заменить: «в охотничьих угодьях» словосочетанием «на закрепленной территории».
Пункт 1.11. После слов... «увеличение численности» дополнить: «и качественного состава популяции охотничьих животных путем селекции.»
Пункт 1.12 дать в следующей редакции:
1.12.1. Нормы добычи устанавливаются, исходя из биологического (фактического) прироста данной популяции, с учетом возможной миграции (кочевки) животных с сопредельной территории.
1.12.2. Нормы добычи охотничьих животных определяются ежегодно конкретным охотпользователем (владельцем) охотничьего хозяйства на все виды зверей и птиц с оформлением обоснованной заявки в адрес районной службы охотнадзора или управления охотничьего хозяйства субъекта Федерации, если охотничье хозяйство расположено на территории двух и более районов. Охотпользователь (владелец) несет полную ответственность за поданную заявку по нормам добычи и объявленную численность охотничьих животных на закрепленной за ним территории.
1.12.3. На территории охотничьих угодий общего пользования (государственный резервный фонд) нормы добычи определяет государственная районная служба охотнадзора.
1.12.4. Нормы добычи утверждаются органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нормы добычи, представленные в заявках владельцев охотничьих хозяйств, утверждаются без изменений, за исключением мигрирующих и перелетных видов охотничьих животных.
1.12.5. Нормирование добычи мигрирующих и перелетных видов охотничьих животных и птиц осуществляет государственная служба охотничьего надзора субъекта Федерации.
1.12.6. Субъект Федерации через государственную службу охотничьего надзора не позже чем за месяц до начала сезона охоты на лицензионные виды обеспечивает владельца охотничьего хозяйства полным объемом документов (лицензий) в точном соответствии с поданными заявками. Лицензии выдаются владельцу охотничьих хозяйств с рассрочкой оплаты до конца сезона, когда он возмещает их полную стоимость государству, независимо от количества добытых животных.
1.12.7. При нанесении охотничьими животными крупного, документально установленного ущерба сельскому или лесному хозяйству, а также неблагополучной эпизоотической обстановки государственная служба охотничьего надзора вправе обязать владельца охотничьего хозяйства увеличить норму добычи охотничьих животных и продлить сроки охоты на них. Порядок отстрела охотничьих животных в этом случае регулируется специальным постановлением субъекта Федерации.
Я довольно подробно остановился на нормировании добычи охотничьих животных, поскольку современное положение с этим щекотливым вопросом в стране неудовлетворительно. Все эти планы, нормы, квоты, которые формируются сверху, т.е. вышестоящими чиновниками от столицы до субъекта Федерации, связывают руки и делают бесправным и безответственным истинного владельца охотничьего хозяйства. Поэтому термин «квота» из проекта закона следует убрать и тем укоротить власть чиновников. Сохранение современного положения и в предлагаемом проекте закона об охоте в виде планов, квот и норм, делает пункт 28.2. пустой декларацией.
Пункт 1.16. Дополнить: «В охотничьих угодьях общего пользования (государственный резервный фонд) охота производится без путевок при наличии действительного охотничьего билета».
Статья 6, пункт 6.1. Вместо «охотничьи угодья, не используемые для ведения охотничьего хозяйства», написать: «охотничьи угодья, не закрепленные за конкретным охотпользователем».
Пункт 6.3. Дробность в определении границ охотничьих хозяйств не нужна (п. п. 1, 2, 3, 4, 5). Это следует отнести к инструкции по охотустройству.
Статья 19, пункт 1 записать в следующей редакции: «Охота осуществляется гражданами Российской Федерации, имеющими право на охоту на территориях РФ, имеющих статус охотничьих угодий в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Раздел «охотустройство» совершенно опущен из проекта закона Российской Федерации «Об охоте». Это абсолютно неправомерно. Проектно-изыскательские охотустроительные работы, которые осуществляют квалифицированные специалисты охотустроительных экспедиций, – важнейший посыл для грамотного ведения охотничьего хозяйства России. Проект охотничьего хозяйства, который создают охотустроители, – незаменимый справочный и перспективный документ конкретной территории. Карты с точным описанием границ, с типологией угодий и другими данными как составная часть проекта совершенно незаменимы и играют большую юридическую роль в спорах с соседями смежных территорий при различных жизненных коллизиях. Проект – это настольная книга для каждого директора и охотоведа, куда они заглядывают постоянно, как бы хорошо они не знали свои охотничьи угодья. Проект позволяет грамотно и системно вести охотоведческую и хозяйственную работу, предотвращает возможные серьезные ошибки в практической деятельности путем сравнения фактического положения вещей с рекомендациями охотустроителя, рассчитанными на десятилетний период. Поэтому следует ввести в проект закона об охоте следующие пункты по охотустройству.
1. Во вновь организуемых и выставленных на конкурс охотничьих хозяйствах в обязательном порядке проводятся проектно-изыскательские охотустроительные работы специалистами охотустроительных экспедиций. Итоговым документом охотоустроительных работ является проект охотничьего хозяйства. Содержание проекта и разрядность работ регулируется специальной инструкцией.
2. До передачи проекта заказчику проект в обязательном порядке проходит независимую экологическую экспертизу, осуществляемую специалистами, уполномоченными региональным управлением Росприроднадзора. Экспертная комиссия в своем составе должна иметь не менее трех человек, включая штатного представителя Росприроднадзора.
3. Финансирование проектных охотустроительных работ осуществляется государством. При реализации охотничьего хозяйства эта стоимость возмещается новым владельцем без конкурса.
4. Ревизионный период охотустроительных работ 10 лет.
5. Охотничьи хозяйства, существующие без изменения границ более десяти лет, проводят промежуточные охотоустроительные работы собственными силами при наличии в штате квалифицированных специалистов (охотоведов, экономистов). Обновленный проект оформляется в виде приложения к основному проекту. Содержание и объем приложения регулируется специальной инструкцией. При отсутствии таких специалистов в охотничьем хозяйстве привлекаются специалисты охотоустроительных экспедиций на договорных началах. Промежуточные охотоустроительные работы производятся не более одного раза после охотустройства, выполненного экспедицией.
6. При существенном изменении границ охотничьего хозяйства, охватывающем более 20% территории, охотустроительные работы проводятся только силами специалистов охотоустроительных экспедиций. При увеличении площади охотничьего хозяйства за счет самого хозяйства, а при уменьшении площади – за счет нового владельца отторгнутой территории.
Статья «Ресурсы охотничьих животных» в проекте закона об охоте отсутствует, и я считаю это серьезным упущением. Именно в этой статье следует узаконить права, ответственность и обязанности по определению ресурсов охотничьих животных, обитающих в Российской Федерации, субъектах Федерации, отдельных охотничьих хозяйствах и территории государственного резервного фонда в пределах административных районов. Предлагается следующая редакция этой статьи.
1. Учет охотничьих животных и определение ресурсов охотничьей фауны страны на территории Российской Федерации организует и осуществляет государственная служба учета.
2. Служба госохотучета осуществляет фронтальные учеты наиболее ценных охотничьих животных (дикие копытные, соболь, бобр, медведь, волк) на всей территории РФ не реже одного раза в десять лет каждого вида. К учету привлекаются все управления охотничьего хозяйства субъектов Федерации. Учетные работы выполняются за государственный счет. Учет выполняется на основе специальных инструкций, разработанных службой госохотучета.
3. Перечень обязательных к учету охотничьих животных устанавливает каждое управление охотничьего хозяйства субъекта Федерации.
4. Владельцы охотничьих хозяйств обязаны ежегодно проводить учеты основных видов охотничьих животных, обитающих на подконтрольной территории.
5. Учет охотничьих животных на территории государственного резервного охотничьего фонда (охотугодья общего пользования) ежегодно организует и осуществляет управление охотничьего хозяйства субъекта Федерации через районные службы государственного охотничьего надзора с привлечением обществ охотников и других охотпользователей.
6. Управления охотничьего хозяйства субъектов Федерации обязаны ежегодно к установленному сроку представлять материалы с результатами учетов охотничьих животных с необходимыми пояснениями Департаменту охотничьего хозяйства РФ.
7. Учет охотничьих животных владельцами охотничьих хозяйств и госслужбой охотнадзора субъектов Федерации осуществляется по единым инструкциям и методикам, разработанным федеральной службой госохотучета для конкретных видов охотничьих животных, пригодным для применения в данном регионе. Инструкции и методики службы госохотучета после апробации, обсуждения и одобрения утверждаются Департаментом охотничьего хозяйства.
Ввести в проект закона об охоте статью, оговаривающую наличие органа управления охотничьим хозяйством в Российской Федерации. Предлагается следующая редакция.
1. Управление охотничьим хозяйством в Российской Федерации осуществляет Департамент охотничьего
хозяйства.
2. Департамент охотничьего хозяйства действует на основании Положения об охоте и охотничьем хозяйстве, которое утверждает Совет Министров Российской Федерации.
3. Департаменту охотничьего хозяйства подконтрольны и подотчетны все юридические и физические лица, занимающиеся ведением охотничьего хозяйства на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности.
4. Департамент охотничьего хозяйства устанавливает структуру и штаты подведомственных управлений охотничьим хозяйством субъектов Федерации в зависимости от размера территории и значения в охотничьем хозяйстве.
В проекте закона об охоте отсутствует статья «Орудия охоты». Считаю это серьезным недостатком и упущением, поскольку необходимо законодательно закрепить правомерность использования определенных орудий лова и способов охоты. Это настоятельная необходимость, особенно в нынешнее время, когда технический прогресс открывает перед человеком огромные возможности использования достижений науки и техники, а бесконтрольное их применение на охоте недопустимо. Иначе возникают серьезные опасения не только за судьбу охотничьих животных, но и всего животного мира. Предлагается следующая редакция статьи «Орудия охоты».
1. Для добычи зверей и птиц в процессе охоты используются только разрешенные законом способы добычи и орудия лова.
2. Для добычи зверей и птиц применяется огнестрельное оружие, изготовленное специально для охоты. В промысловой охоте разрешается применять самоловы заводского и кустарного производства. В целях промысловой охоты, а также при отстреле волков на всех видах охот разрешается применение охотничьего огнестрельного оружия согласно его техническим характеристикам.
3. В процессе любительской охоты запрещается применение всех видов ядов и снотворных препаратов.
4. Запрещается на всей территории Российской Федерации применение всех видов петель для добычи диких копытных зверей, устройство ям, самострелов метательного и огнестрельного типа, схватов, башмаков, а также пуск палов и добыча животных, находящихся в бедственном состоянии.
5. Для сбора материалов в научных целях допускается применение огнестрельного оружия всех типов, включая пневматическое и метательное, а также использование ядов и снотворных препаратов, самоловов всех видов, кроме общеопасных.
6. Для целей охоты запрещается использование огнестрельного оружия и патронов военного образца и короткоствольного огнестрельного оружия.
7. Необходимость использования и само использование на своей территории ядов, снотворных препаратов, а также авто-, мото- и авиатранспорта для регулирования численности волков, шакалов, сусликов, крыс и других мышевидных грызунов определяет исполнительная власть субъекта Федерации.
Учитывая современное неудовлетворительное положение с подготовкой кадров для нужд охотничьего хозяйства, этот вопрос требует законодательного решения. В проект закона об охоте внести статью «Кадры охотничьего хозяйства».
1. Подготовка кадров охотоведов ведется на специальных кафедрах охотоведения сельскохозяйственных вузов. Кафедра должна иметь не менее пяти штатных кандидатов и докторов биологических наук по специальности «охотоведение» и практическом опыте работы в охотничьем хозяйстве не менее пяти лет.
2. При подготовке кадров охотоведов применяется очная и заочная формы обучения.
3. Подготовка кадров егерей осуществляется в специальных школах, устроенных не менее одной на федеральный округ. Школы работают на базе одного из сельхозвузов округа. Преподавание в школах ведут охотоведы с высшим образованием и опытом практической работы в охотничьих хозяйствах не менее пяти лет.
4. В органах управления охотничьим хозяйством преимущественное право на занятие руководящих должностей имеют охотоведы с высшим и средним специальным образованием (биологи-охотоведы, магистры, бакалавры охотоведения).
В представленном проекте закона практически не затронуты вопросы охотничьего промысла. Промысловая охота, промысел имеют многие специфические особенности, которые следует закрепить законодательно. Ведение промысла необходимо вернуть на рельсы организованных охотничьих хозяйств – промхозов.
Время ухожий, родовых охотничьих угодий, бесшабашной индивидуальной и часто хищнической охоты, особенно на ценные виды охотничьих зверей пусть остается в прошлом, и возрождать беспорядок в охотничьем промысле ни в коем случае нельзя. Охотничий промысел в России далеко себя не исчерпал. Его только следует привести в порядок и сделать это будет не очень трудно, поскольку богатый опыт имеется.
И очень хорошо, если ему поможет новый закон «Об охоте».
Комментарии (0)