Законодательное обеспечение права собственности на природные ресурсы

Статья первая

Граждане России понимают, что земля и другие природные ресурсы, согласно ст. 9 Конституции РФ, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Провозглашены равноправные и равным образом защищаемые формы собственности: государственная (в том числе субъектов РФ), муниципальная, частная и иные, применимые к ряду природных ресурсов.

Последние годы идет формирование природоохранного и природоресурсного законодательства, связанного с созданием системы экономических и правовых механизмов обеспечения права собственности на природные ресурсы: земля, недра, леса, вода, животный мир и др. Например, Глава 17 Гражданского кодекса РФ целиком посвящена праву собственности и иным  вещным правам на землю и иные природные ресурсы.

Гражданский кодекс РФ (ст. 129) подчеркивает, что оборот земли и других природных ресурсов ограничен постольку, поскольку это предусмотрено в специальных законах: Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, в Федеральном законе «О животном мире» и других, в которых и предусматриваются особенности реализации права собственности на соответствующие природные ресурсы, а также порядка осуществления владения, пользования и распоряжения ими.

Из недавней истории мы знаем, что экономические и правовые механизмы регулирования осуществлялись в исключительной государственной собственности на природные ресурсы, использование которых происходило в условиях плановости и государственного администрирования.

С переходом к рыночным отношениям  стала изменяться и ситуация в вопросах регулирования отношений, особенно в природоресурсном блоке. Государство сегодня определяет, в чьей собственности должны находиться природные ресурсы, затем только устанавливает особые правила и нормативы реализации закрепленных за конкретным субъектом собственности прав. А это вопрос присвоения и оборота природных ресурсов.

При изучении материальных природных ресурсов либо недвижимости (основные фонды) исследователи обращают внимание на преимущество связи природных ресурсов с землей, а это означает (и даже указывает), что собственник земли может получить право собственности (за исключением случаев, определяемых законодательством) и на другие природные ресурсы.

Охотники чаще других последние годы сталкиваются с проблемами формирования законодательства, и совсем не в пользу сохранения охотничьего хозяйства в системе природопользования, и в качестве самостоятельной традиционной отрасли. Напомним охотнику, что в ведении Российской Федерации согласно п. е, ж, з ст. 71 Конституции РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России; финансовое регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы. По п. д к ч.1 ст. 72 Конституции РФ природопользование и природоресурсное законодательство в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, о животном мире (через понятие другие природные ресурсы), об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок реализации права государственной (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) собственности на  природные ресурсы предусматривается, согласно этим конституционным  установлениям, в федеральных и региональных (субъекты Российской Федерации) природоресурсных и природоохранных законах. Последние два года происходит перманентное перераспределение этих экологических полномочий, предусмотренных в федеральных законах.

Если считать государство не только собственником природных ресурсов, но и уполномоченным гражданами суверенным органом по их рациональному использованию и владению, если считать его – государство ответственным перед народом, согласно Конституции РФ, за ненадлежащее природопользование на благо граждан, то все органы власти, в том числе и местного самоуправления, как и иные региональные органы публичной власти, призваны активно участвовать непосредственно или через граждан в управлении делами государства и охраной природных ресурсов (С.А. Боголюбов и другие, 2007).

Что же вышло в нашей истории? Согласно Лесному кодексу РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ лес – это экологическая система или (как удобно!) природный ресурс, а земли лесного фонда образуют единую биологическую (а значит, и правовую) совокупность с лесом, животным миром и иными компонентами природной среды, что дает возможность правам собственности на леса тесно переплетаться с правами собственности на земли, на животный и растительный мир, соединенные с лесом.

Это главный вывод, который можно извлечь при внимательном изучении Лесного кодекса РФ. Словом, права собственности, кроме федеральной на леса, соответствуют правам и на земельные участки.

Читатель понимает, что содержание права собственности на леса определяется Лесным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ. Собственник по закону должен нести бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесов.

Но это еще впереди. А пока Лесной кодекс РФ устанавливает предоставление лесных участков лишь на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), на праве аренды, на праве безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Лесным участком считается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67 «Общие положения о проведении лесоустройства», ст. 69 «Проектирование лесных участков» и ст. 92 «Государственный кадастровый учет лесных участков» Лесного кодекса РФ. Это новая, по мнению профессора С.А. Боголюбова, принципиальная концепция «привязки» леса к земельным участкам, на которых он расположен, которая соответственно вызовет правовое регулирование охраны и использования лесов в зависимости от их категорий и категорий земель.

Ученые и специалисты понимают, что серьезной правовой проблемой в части установления частной собственности является увязывание в единое целое леса и земли, превращение их в единую недвижимость, оборот которой должен будет регулироваться гражданским законодательством.

В нормах Лесного кодекса РФ, в Земельном кодексе РФ (ст. 101 «Земли лесного фонда»), в других федеральных нормативных правовых актах предусматриваются единство леса и земли, на которой он расположен, необходимость их комплексной охраны, защиты, восстановления и использования.

Напомним, что гражданское законодательство относится согласно ст.71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а лесное законодательство согласно ч.1 ст.72 – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Применительно к лесу (его совокупному ресурсу) и защите прав на него требуются закрепление и развитие гражданско-правовых, имущественных отношений, предусмотренных Конституцией РФ, признаваемых и защищаемых равным образом прав частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые могут распространяться (а могут и не распространяться, по мнению С.А. Боголюбова) на леса и иные природные ресурсы.

Однако при современном состоянии правосознания и исполнительской дисциплины имеющиеся категорические и точные запреты, предусмотренные в российском законодательстве, отмечают ученые, порой в регионах грубо нарушаются. Даже прокурорские проверки и судебные дела, пытающиеся ликвидировать, пресекать самовольный захват земель и участков лесного фонда, угодий охотничьих хозяйств, захламление их отходами, незаконное застраивание урезов воды и водоохранных защитных зон, перекрытие подходов к местам общего лесо-  и водопользования, уклонение от выполнения сервитутных требований не останавливают поток правонарушений. Все эти примеры знакомы охотникам и рыболовам на местах.

Практика показывает, что с введением лесных аукционов при обсуждении и решении вопросов предоставления органами исполнительной власти лесных участков в пользование, а также при передаче участков в аренду, при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений с отменой лесных конкурсов, отмечены случаи коррупции и злоупотребления.

Публичные преимущества аукционов перед конкурсами известны. Аукционы уже предусмотрены в Земельном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, и эти формы предоставления прав на лесные ресурсы конкурируют между собой в приоритетности и эффективности. В новом Лесном кодексе РФ порядку организации и проведения соответствующих аукционов уделяется целая глава и ряд статей, конкретизирующих процедуру аукциона. Физическим и юридическим лицам предстоит сполна использовать предоставленные аукционами возможности по эксплуатации лесных ресурсов.

В Лесном кодексе РФ предусматриваются документы на права по использованию лесного участка, являющиеся основаниями для осуществления лесопользования на основе заключения договоров аренды, протоколов аукциона или решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Практика 2007 года уже показывает, что в регионах вносятся предложения о совершенствовании охраны и использования лесного фонда путем изменения форм собственности на него, массовой передачи лесов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, об усилении контрольных и надзорных функций муниципальных образований при сохранении общего надзора за режимом использования в виде участия со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации.

Форм влияния достаточно, в том числе посредством проведения государственной экологической экспертизы и получения ее положительного заключения, усиления федерального, регионального и муниципального экологического, лесного контроля, передачи части федеральных полномочий региональным органам исполнительной власти, государственных полномочий муниципальным образованиям.

Какие трудности встречают охотники и прежние пользователи охотничье-рыболовных угодий? Охота как вид пользования объектами животного мира и ведение охотничьего хозяйства включены в самостоятельный вид лесопользования (ст.25 Лесного кодекса РФ). Леса могут использоваться на одном и том же лесном участке для одной или нескольких целей. Любой из лесопользователей может получить право на ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты. Отряд таких пользователей лесами будет все больше расти. Большинство видов использования лесов объявлены Лесным кодексом РФ предпринимательской деятельностью, к которой допускаются лица, выигравшие аукционы и зарегистрированные в РФ в соответствии с Федеральным законом № 129 от 8 августа 2001 года.

В ст. 36 (п.5) Лесного кодекса РФ однозначно определено, что граждане, юридические лица (допущенные к этому, то есть выигравшие аукционы или конкурс) осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Аренда требует в определенных случаях ежегодного оформления лесной декларации. Хозяином угодий (лесных участков)  станет то лицо, которое выигрывает аукцион. Таким образом, договоры на пользование территориями и акваториями сегодняшними охотпользователями для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства  (ст.37 Федерального закона «О животном мире») уступают новому порядку,  заложенному в Лесном кодексе РФ. В той же статье 36 Лесного кодекса РФ (п.3) охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 52 «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. (в который внесены значительные поправки) и Лесным кодексом РФ. Другими словами, только «охота» регулируется Федеральным законом № 52, а само ведение охотничьего хозяйства может осуществляться на предоставленных лесных участках как вид предпринимательской деятельности на условиях аренды таких участков по нормам Лесного кодекса РФ.

Согласно ст.37 Лесного кодекса РФ использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ. Читаем текст ст.11 (п.1), который гласит:  «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для потребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов».  В статье ни слова об охоте.

Разве только «за уши» подтянуть продукцию охоты к «пищевым лесным ресурсам» и «недревесным лесным ресурсам», но эти определения в Лесном кодексе РФ имеют конкретное содержание. Загадка ссылки ст.37 Лесного кодекса РФ на ст.11 Лесного кодекса РФ кроется в другом: п.7 ст.11 предусматривает, что пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством в первую очередь, и только потом – законодательством о животном мире.
Противоречие на противоречии, противоречием погоняют.

Вот такие дела, братья охотники! Мной подробный анализ проблем осуществлен в 2-х публикациях «Лесное и охотничье хозяйство, как уживаться» в ЛГ охотника и рыболова № 45, 46, а также на международной конференции по проблемам развития сельского хозяйства (сентябрь 2007 года).

Задача данной статьи другая: показать тенденции по реализации прав собственности на природные ресурсы. Ниже подробный анализ будет проведен касательно Водного кодекса РФ (по водным объектам), а также прав собственности на объекты животного мира.