ОКУНЬ – НЕ МОЁ...

2023

С Мишей Калининым мы знакомы давно. Его подросшая за счет снохи семья столь проворна в ловле рыбы, что равных трудно найти. Сам Михаил, сын, жена, дочь, а теперь еще и сноха – все они активнейшие участники немногочисленных челнинских соревнований и призов у них дома больше, чем у всех остальных вместе взятых.

Лет пять назад мы рыбачили с Михаилом в Бикбулово. Я ловил на жерлицы, периодически отвлекаясь на живца. А рядом наши попутчики таскали приличного окуня на балансиры. Балансиры эти были еще в начале своего пути. Иногда не выдерживал и я, срывался на окуня. Ловил на балансир неплохо, но рыбалка казалась скучной.
Миша – ходок, удержать его на месте трудно. Вот и в тот раз, вернувшись из забега, он пожаловался, что с балансира очень много сходов. Посмотрев его снасть, сразу определил суть проблемы.

Он ловил без тройника, а 90% окуня всегда повисает на тройнике. С тех пор пути наши пересекались в основном на соревнованиях, а в остальном шли мы в разные стороны. Я несколько лет вообще не трогал балансиры, а Михаил за это время забыл о существовании других приманок. Нетрудно определить, какие изменения случились за столь большой период. Михаил регулярно ловил окуня и судака, размеры которых внушали уважение. Я же предпочитал жерлицы и плотву. Так мы и расходились в разные стороны. Попытки совместных поездок пресекались уже в начале разговора.

– Давай как-нибудь съездим вместе.

– Давай, только за щукой.

– У меня нет жерлиц, давай лучше за судаком.

– А у меня нет балансиров...

– Ну, ладно, как-нибудь созвонимся.

Но в этом сезоне Михаил очень настойчиво уговаривал меня сначала на окуня в Федоровку, пугая при этом жуткими размерами добычи и выходящими за рамки приличия килограммами. Но беседа кончалась как обычно.

И каждый продолжал ловить свою рыбу. Но вот Мишины уговоры перешли в Мелькень и все больше склонялись к судаку.

Судака ловить зимой я люблю. Только ловлю его на течении на джиговые приманки. И наступил момент, когда отказаться от поездки стало нельзя. Хороший человек предлагает место и рыбу и возразить абсолютно нечем.

Едем за судаком на секретную яму. Секретом этим владеют человек 10, не больше. Но повседневные дела закрутили меня так, что после бессонной ночи утром я забросил джиговый инвентарь в ящик, а старые балансиры не стал даже искать. В предрассветных сумерках оказались на берегу и стало ясно, что до секретной ямы можно добраться по льду.

Накатанная колея, уходящая с сторону Игимки, пролегала в сотне метров от нашей ямы. Не все легковушки рисковали сунуться в эту колею, но мы не из таких. Найдя выезд из колеи, припарковались на ее обочине и остальной путь проделали пешком. Под снегом угадывались контуры старых лунок. За пару часов пробурили по десятку лунок, но не дождались ни единого шевеления кивка, которые Миша называл «потычками». Отсутствие потычек смущало его, как хозяина, зато я, как гость, комплексов не испытывал.

Хороший напарник, которого не видел уже давно, хорошая погода, новое место, которое когда-нибудь пригодится. 
– Судака нет. Редчайший случай. Наверное, нет мелкого окуня – кормовой базы.

А чего теоретизировать? Опускаю мормышку с мотылем и тут же поклевки мелочи, одна за другой. Михаил готовит почву к переезду, благо есть и запасной аэродром.

– Хотел же туда с утра, да сын уговорил начать с этой ямы. Там, правда, судака мало, зато окунь хорош. Поехали? Тут недалеко.

– Да нет проблем...

Ласточка вывезла нас на берег и мы двинулись в другую деревню, за другой рыбой. Оставив машину на высоком берегу, протопали по целине метров 500. Отсутствие следов радует всегда. Нашли нужный полигон и приступили к ловле.

Минут через 10 Миша стал выказывать признаки беспокойства.

– Да что за день? Ни потычки.

И тут же потычка случилась. Горбач на 600 граммов зацепился крючком за лед и создал интригу. Михаил был доволен. Привез меня во вторую точку и без рыбы уйти оттуда он не имел права. Через пару минут – второй окунь, чуть больше первенца, а за ним – судак на 1700.

В общем, рыбалка на балансир вступила в фазу активного клева. У меня с твистерами все оставалось по-прежнему. Если на судака я имел право надеяться, то окунь вряд ли соблазнился бы резиной. По крайней мере, раньше окуня на зимний джиг еще не ловил.

Наступила пауза, Михаил упорно предлагал свои балансиры, но я не брал. А потом наступил очередной аврал и минут за пять Михаил с одной лунки вытащил 7 горбачей. Меньше полкило окуня не было.

Попили чаю и он пошел на хитрость:

– Возьми балансир. Мне интересно, будет клевать или нет? В снасти ли дело?

Как великий экспериментатор, от такого предложения я отказаться не мог.

Приступили к ловле и научный эксперимент ответа не дал. Я поймал 4 маленьких окунька, граммов по 100, а Миша вообще больше не поймал.

Мороз покрепчал и я стал беспокоиться, заведется ли машина? Такой грешок за ней был.  В итоге Михаил наловил рыбы и показал мне, что все его рассказы и предложения не были воздушными. Ловит он и окуня, и судака. Я убедился в этом и желание попробовать зародилось надежно. Через пару дней мы с Володей, предварительно испросив разрешения на посещение секретной ямы, наполнив карманы балансирами, двинулись в путь.

Доехали до берега и мастер вездеходной езды на «Ниве» без раздумий рванул на лед. Дороги нет, только направление. Встали в зоне, и пока доставали снасти, совсем рассвело и выяснилось, что мы всего-то в 50 метрах от полигона. Я сразу обратил внимание, что вчера тут кто-то изрядно поработал. Забурившись, приступили к ловле. Сразу скажу, что Володя вообще впервые взял в руки балансир. Бывает и такое. И со своего третьего в жизни взмаха он вытащил окуня на честных 700 граммов.

Больше рассказывать нечего. Мы еще долго пытались развить успех. Я поставил старый балансир с удаленными боковыми крючками и натаскал мелкого окуня. Володя оборвал три хороших балансира. Поехали искать плотву.

Встретили экзотическую тетку, которая живет в этой деревне и ежедневно рыбачит. В ее профессионализме мы быстро убедились. Почти метровый лед она бурила не хуже нас, ледянки и снасти соответствовали ситуации.

Она порассказывала нам о своих зимних и летних успехах и побрела дальше. В каждой деревне есть такие рыбачки, но эта произвела впечатление своей автономностью и заряженностью на крупную добычу. В итоге двух окуневых приключений я остался в аутсайдерах. Обловили и мастер своего дела Михаил, и новичок балансирного искусства Володя.

Не будучи человеком упертым и настырным, быстро решил вернуться к своим щукам. А что же горбачи? Нет, помню о них и помню, что у меня есть абонемент на секретные ямы. Может быть, наступит и мой балансирный час...