Однако частые скачки давления, изменения направления ветра, то есть неустойчивая погода, привели к тому, что клев неустойчивый. Сегодня клев «весенний», а завтра на этом же месте рыба себя никак не проявляет.
Сложнее всего ловить на большом водоеме, особенно если он плохо знаком. Не знаешь, то ли рыба не клюет, то ли ты ее не нашел. На небольших водоемах с течением ловить стало опасно, поскольку прочность льда желает лучшего.
Остаются пруды и небольшие озера. Наиболее перспективны проточные пруды, в которых течение не ощущается.
Поведение рыбы в прудах уже сейчас соответствует определенным весенним закономерностям. Поведение разных видов рыб в пруду сильно отличается.
Начнем с плотвы. Уже не в первый раз отмечаю тот факт, что практически в любом водоеме плотву можно разделить на две разновидности, может быть, даже на подвиды.
Летом это разделение наблюдается наиболее очевидно. В прибрежной зоне обитает мелкая плотва, которая питается растительностью, личинками насекомых, мелкими ракообразными. Она выходит из зарослей растительности, но при этом всегда придерживается прибрежной зоны. В глубине обитает другая плотва. Она намного более крупная и упитанная. Придерживается самых глубоких мест и выходит к берегу только набегами. Набеги происходят во время выхода насекомых из личинок, в периоды, когда прибойная волна вымывает корм в береговой зоне, а также в штилевую жару, когда кислорода в воде больше у берега, а не на глубине.
Зимой происходит некоторое, можно сказать, частичное смешение стад прибрежной и глубинной плотвы, но весной стада опять разделяются и занимают свои горизонты, соответствующие кормовым базам.
В больших и глубоких озерах, там, где много крупного хищника в виде щуки, размер прибрежной плотвы на порядок отличается от размера глубинной рыбы. В прудах отличие в размере береговой и глубинной плотвы может быть минимальным, но стадо этой рыбы так или иначе разделено. То есть, одна часть плотвы постоянно находится непосредственно около берега, а другая постоянно придерживается околорусловой зоны.
Поэтому всегда существует вопрос: где ловить? Около берега или около русла. Ответить на этот вопрос весьма трудно, но можно сделать некоторые обобщения, основанные на практическом опыте.
В качестве примера, с удовольствием поделюсь наблюдениями относительно ловли плотвы (и окуня) на прудах в парке Покровское-Стрешнево в марте, когда лед съедает не только тепло, но и дождь.
В прибрежной зоне с твердым грунтом (песчаный или глинистый) на глубине до полуметра можно рассчитывать на поимку нескольких плотвиц. Для того чтобы был успех, нужно точно знать рельеф выбранного места, время выхода рыбы и иметь нужную снасть.
В русловой и прирусловой зоне плотва ведет себя совершенно иначе. Она занимает какой-то определенный горизонт и перемещается только в нем. Нахождение горизонта зависит в основном от погодных условий. Если еще месяц назад плотва занимала горизонт, наиболее богатый кислородом, соответственно, и кормом, то сейчас она находится в местах, богатых только кислородом. Сейчас у плотвы начинается подготовка к нересту. Даже в самых «плохих» прудах плотва успевает нагулять запас для предстоящего нереста и сейчас «охотится» за кислородом, который стимулирует жизненные процессы, в том числе и созревание половых продуктов.
Ловлю плотвы на прудах теперь стоит разделить на два варианта, которые отличны и по тактике, и по технике. Тратить время на ловлю прибрежной плотвы стоит только в том случае, если вы точно знаете несколько перспективных точек. Но этого мало, т.к. выход рыбы к берегу определяется погодой.
Прикормка не нужна, поскольку может только повредить. Плотву поймать с глубины в двадцать сантиметров удается с помощью самой мелкой мормышки. И не факт, что на ее крючке должен находиться мелкий мотыль или репейник. Плотва у берега не ищет мотыля, которого здесь нет. Мне, например, вообще не ясно, что она ищет у берега в это время. Может быть, личинок или нимф, не знаю. Знаю только то, что безнасадочная приманки в виде мормышки-дробинки с зелеными кембриками на цевье крючка может стать наиболее уловистой.
Охота за глубинной плотвой, как правило, более добычлива. Глубинная плотва сейчас занимает места как над самим руслом, так и над русловой бровкой и даже над частью прилегающего к бровке глубинного полива. Стоит подчеркнуть, что прикормка, опущенная на дно, сейчас, как правило, не действует, то есть не привязывает плотву к данному месту и не активизирует рыбу. Стоит поступить следующим образом.
Попробовать соблазнить плотву или очень маленькой безнасадочной мормышкой, или микроскопической мормышкой с подсадкой мотыля местного происхождения, личинки репейной моли, или микроскопического кусочка пресного теста или хлеба.
Я не зря постоянно упоминаю о мотыле местного происхождения. И вот последнее подтверждение этой мысли. Если бы не местный мотыль, то еще неизвестно, чем бы закончился последний Чемпионат Мира по подледной ловле в Липецке.
Тактика ловли глубинной или русловой плотвы проста. Вы сверлите или обходите «старые» лунки. При этом проверяете все горизонты, меняете приманки и игру. Помочь может совет: если поклевок с утра нет, то стоит идти под берег, а после двух часов дня вернуться и искать плотву около русла.
Весьма интересна охота за окунем на прудах в марте. Сейчас наступило именно такое время, когда некоторые рыболовы с удивлением обнаруживают, что в их любимых прудах, оказывается, обитает окунь вполне приличного размера.
Причина заключается в том, что весной окунь усиленно готовится к нересту, который произойдет после щуки, но до плотвы. То есть приблизительно через месяц. Оставшееся до нереста время эта рыба потратит на предстоящий набег на икру нерестящейся щуки и ерша, которые займутся икрометом приблизительно через 2–3 недели. Но не это главное. Сейчас окунь сбивается в нерестовые стаи, которые «пятнами» занимают какие-то определенные площади полива. Например, вы сверлите лунки над известным обширным поливом с глубиной 1 или 2, или 3 метра. Площадь такого полива может составлять сотни квадратных метров. Глубина везде практически одинаковая. Но в каких-то точках рыба есть, а в других – ее нет. Вспоминается самый первый рыболовный фестиваль по подледной ловле рыбы в г. Юрьевце на Волге. Громадный полив размерами 6 на 8 км, глубина – около двух метров от берега до русла. Мы вчетвером с тремя эхолотами прошли шесть километров, буря лунки через каждые 50 метров. Там, где эхолот показывал рыбу, один из нас опускал в лунку снасть и вытаскивал до двух десятков окуней. Примечательно было то, что с одного пятна клевали рыбы совершенно одинакового размера. Это подтверждает вывод, что окунь весной концентрируется в конкретных точках, в которых он готовится к нересту.
Концентрируясь в тихих местах прудов, окунь перестает вести активный поиск пищи. Если ему попадает под нос вкусная и привычная приманки, то скорее всего окунь ее попробует. Поэтому рыболов, имеющий сверхтонкую снасть с местным мотылем на крючке, вполне может рассчитывать на несколько десятков окуней. Вопрос в том, а стоит ли их ловить? Может быть, лучше дать им успешно отнереститься?
Если вы обнаружили пятна окуней и в водоеме есть щука, то можно попробовать ее поймать, хотя сделать это будет нелегко. Подход заключается в том, что щука лучше нас знает, где расположены пятна окуня. Видимо, она совершает набеги на края окуневой стаи, забирая «крайних». Поэтому, если вы нашли пятно окуня, которое не сместится до нереста, то стоит поставить пяток жерлиц на границе. В качестве живца лично я использую пескаря или мелкого окуня.
Пескаря на прудах Покровское-Стрешнево ловлю по месту. Самым надежным местом поиска пескаря сейчас будет устье ручья или речки или сброса, впадающего в пруд. Пескарь сейчас часто попадается во время проводки приманки около дна в прирусловых лунках, а также на поплавочные оснастки, помещенные в лунки над верхней русловой бровкой.
Ловля на прудах весной хороша тем, что, обнаружив пятно рыбы, можно быть уверенным – она будет здесь держаться вплоть до появления заберегов.
Комментарии (0)