КУДА УЕХАЛ ЦИРК?

Слова из заголовка приходят на ум, когда, явившись на подледную рыбалку в отлично «работавшее» накануне место, сталкиваешься с полным отсутствием на нем рыбы.

И случаи такие далеко не редкость. Уточняю, что мы говорим сейчас именно об отсутствии рыбы, а не об отсутствии клева.

Почему такое случается? Наиболее часто, на мой взгляд, это связано с режимом питания рыбы. Ведь рыба не обязана находиться все время там, где питается. И питаться в течение всего светового дня рыба тоже не обязана. Выходы стайки рыбы определенного размера к местам питания могут быть, в принципе, и не каждый день. Это нам не человеческий образ жизни. И сдвиги по времени выхода на кормежку в течение дня, «запланированного» рыбой для питания, тоже бывают. Да и приказать стайке рыбы не менять места питания мы тоже не вправе.

Тем не менее, считать местонахождение кормящейся стайки рыбы в определенном месте водоема чисто случайным явлением тоже нельзя. Как нет большого смысла и скатываться  на поиск активной рыбы по всему водоему. Существуют все-таки некоторые закономерности в многообразном мире поведения рыбы, учет которых делает рыбалку более предсказуемой, а поиск – вполне целенаправленным.

ГДЕ ЖЕ ИСКАТЬ?

Водоем водоему рознь! Есть богатые рыбьим кормом водоемы, а есть и бедные. Поговорим сегодня именно о богатых. «Выберем» один из типов слегка проточных озер. Итак, в озере много мотыля осталось зимовать в донном иле. Глубины до 4,5–5 метров, серьезных перепадов нет. Сама «ванна» озера напоминает обычную суповую тарелку либо глубокую селедочницу. В береговой зоне – камыш, ил после прибрежного песка начинается где-то в 5–10 метрах от уреза камыша, да и глубина здесь уже приличная, примерно 2,5–3,5 метра. Очень важно, что нет судака. Его наличие переводит озеро в другую категорию, где распорядок жизни всякой рыбы прописывает именно судак.

Практика показывает, что на нашем типовом озере, в довольно широкой, заиленной прибрежной  полосе, любит проводить завтрак большая масса «ширпотребовской» рыбы (некрупного окуня, ерша, плотвы, красноперки, густеры и даже некоторых представителей племени некрупных подлещиков), вполне устраивающая ловца на мормышку. Обычно активный клев рыбы здесь продолжается с утра часа два-три, а затем почти полностью затихает, возобновляясь под вечер. В это же время у камышей и в самих камышах рыба тоже есть, но ее мало. Хотя окуни там кормятся более крупные. Здесь они стараются поесть ручейников и мальков.

Есть небезосновательное предположение, что крупный окунь побывал в камышах еще до рассвета и ушел на просторы озера в поисках уклейки или мелкой плотвы, либо попросту отправился куда-то отдыхать, если наелся вдоволь. В первом случае можно попробовать поискать счастье в попытках поймать этих крупных окуней на блесну или малька, упорно и терпеливо решетя озеро в местах скопления мелкой белой рыбы. Мне известны удачные попытки такого поиска.

Есть смысл на таких водоемах прикормить с утра (и лучше – еще до наступления рассвета) несколько лунок на глубине в надежде приманить подлещиков и даже лещей. Но, как правило, в первый день после прикормки высоких результатов ожидать не следует, неплохо бы поработать с водоемом несколько дней, а может быть, и ночей. А почему бы и не поставить несколько жерлиц  вдоль камышей?

ГДЕ ЖЕ ВЧЕРАШНЯЯ ПЛОТВА?

Плотву на озере Узмень, что на юге Псковской области рядом с райцентром Усвяты, начали успешно ловить уже по самому первому льду. Сформировалась группа из трех-четырех усвятских удильщиков, которые почти ежедневно приходили на ловлю как на работу. Ловили возле Каменного рога на краю заиленного плеса, в который своим восточным боком переходила песчаная коса. Ловили и на мормышку с кивком, ловили и на поплавочную снасть.

Глубина облавливаемого участка плеса составляла около двух метров. Плотва быстро подходила на прикормку и ловилась успешно в течение целого дня, но не каждый день. Как и положено капризной по определению рыбе, ее клев сильно зависел от погодных условий. В хорошие дни уловы достигали пяти килограммов.  Размеры плотвы доходили до приличных ста пятидесяти граммов.

Усвятские лещатники, избалованные отличным клевом своей любимой рыбы, в этом сезоне «опускались» до ловли плотвы на озере Узмень крайне редко, когда не могли позволить себе провести на рыбалке весь световой день. Все в этой ловле было просто и логично и, по правде говоря, большого творческого удовлетворения она не приносила. Не было в ней той изюминки, без которой рыбалка теряет львиную долю своей прелести. Но такая изюминка все-таки появилась в ловле плотвы на озере Узмень, но уже  по самому последнему льду, когда закраину при входе и выходе со льда приходилось преодолевать по не очень надежным кладям.

Сначала в Жоркиной пазухе озера мы ловили вполне приличных окуней, которые бродили по заиленному плесу и «требовали» солидного числа проделанных лунок для получения терпимого результата. Затем автору вздумалось попробовать здесь ловлю плотвы с прикормкой. И удача не отвернулась от него. Прикормив растительной прикормкой  участок после обеда, к вечеру имел вполне приличный  клев. С разным успехом «работали» все восемь прикормленных лунок. Было принято решение на следующий день «обловиться» плотвой на этих же лунках.

И вот тут ожидал настоящий сюрприз. С утра обошел все свои кормленые лунки по три раза и не увидел ни одной поклевки. Что за дела? Куда уехал «цирк»? Он был еще вчера! Никакого путного объяснения сюрпризу придумать не мог. Ловить пробовал на беспроигрышный, казалось бы, плотвиный вариант: леска 0,08 мм, мелкая мормышка с насадкой мелкого опарыша.

И вот она – первая поклевка на четвертом заходе и благополучный сход очень солидной рыбы. Что это за рыба, вчера такой крупной не было? Новая проводка и опять аналогичный сход. Неужели подлещики подошли на прикормку?

Меняю снасть, насаживаю на крючок двух крупных опарышей и готовлюсь поймать незнакомца. Минуты через три следует мощная поклевка, подсекаю капитально и тащу что-то приличное. Этим сюрпризом оказался... двухсотграммовый окунь! Да, такого я никак не ожидал!

Так вот кто принимал участие в разгоне  моей плотвы! Далее, побегав час по лункам, поймал еще пару солидных окуней и ничего другого. На массового окуня надежд не было, решил найти плотву снова. Прикормил новые лунки существенно ближе к берегу и после обеда вполне успешно разобрался с плотвой. Она брала отлично даже на некоторых и вовсе не кормленых лунках. Сказывалась близость впадающего в озеро ручья.

На следующий день опять кормил новые лунки. Но отступать от вчерашних далеко не пришлось.

Анализируя факт интереса окуня к прикормленным растительной прикормкой лункам, вспомнил нередкие случаи немногочисленного их подхода на такую прикормку не после, а даже вместо белой рыбы. На озере Удвятское на глубинах порядка двух с половиной метров в заливе под многообещающим названием садок такое происходит совсем не редко. Однажды подобное произошло даже на соревнованиях на Можайском водохранилище. Тогда из одной такой лунки я поймал подряд пять окуней и ни одной плотвы, в то время когда плотва в округе, прикормленной кормовым мотылем, тоже попадалась поначалу.

Можно предположить, что окуня в кормленых растительной прикормкой лунках интересует и сама плотва, и возможный подход малька. Не исключено, что окунь может отведать и самой растительной прикормки.