Весна-2008 на Мещере

Каждая весна по-своему необычна, а если и есть сходство, то оно, как правило, минимально и отражается лишь в похожести некоторых фенологических явлений

Вот и весна 2008 года своим приходом подтвердила мысль, что двух похожих весен не бывает. В своем быстротечном наступлении она чем-то напомнила нам весну 2007 года – такая же ранняя, бурная, началась-то чуть ли не с середины февраля.

О ВЕСНЕ

Учитывая то, что прошедшая зима не была многоснежной, снег уже к началу марта полностью сошел на полях, но вот в лесу таять не спешил, словно осторожничал, а вдруг зима вернется. И вот к 8 марта стало очевидно, что весна явно «пробуксовывает»: нет теплых дней, хмуро, снеготаянье приостановилось, закрепчали морозы, выпал снег. Так продолжалось почти до конца месяца.

23 марта я отправился на глухариный ток по крепкому насту, продержавшемуся таковым до середины дня (ночью был мороз – 18оС). Но вот уже через два дня, 25 марта,  резко потеплело до +16оС, и теплая погода продержалась целых две недели. Тепло сопровождалось сильной сухостью – за две недели не прошло ни одного дождя. И только на третий день охотничьего сезона, т.е. 14 апреля, задождило «по-хорошему» – в последующие дни практически не было ни одного дня, чтобы не выпало осадков. Так, за одну неделю снег полностью сошел, и уже 7 апреля найти его в лесу можно было лишь в самых потаенных участках ельников.

11 апреля зацвела мать-и-мачеха и распустилась желтым медовым цветом верба.

А вот с 15 апреля сильно похолодало, и даже временами вместе с дождем начинал сыпать снег.

Но самое удивительное то, что в этот год период «неодетой весны», как отмечал это время М. Пришвин, получился очень коротким – всего две недели. Если еще к началу апреля в лесу было снежно, то 14 апреля на черемухе, березах появилась первая молодая листва. А к концу охотничьего сезона, т.е. к 21 апреля, березовые рощи были полностью окутаны молодой зеленью, а поля и луга поросли молодой травицей.

13 апреля, стоя на вальдшнепиной тяге, наблюдал первый вылет в эту весну майских жуков, которых вернее можно было назвать апрельскими. Это явление в природе  необычно.  

Спринтерский приход весны в этом году практически не позволил охотникам насладиться волнующим периодом пестрой весны, когда в лесу снеговой покров еще соседствует с проталинами.

Таким образом, весна 2008 года управилась с зимой вобщем-то в считанные дни да так разгулялась, что даже и похолодание, пришедшее как раз на охотничью десятидневку, не смогло ее остановить.

О ПРИЛЕТЕ ПТИЦ

Появление первых перелетных птиц на Подмосковной Мещере пришлось на начало потепления в конце марта и вобщем-то полностью совпало с ежегодными календарными сроками этого фенологического явления.

4 марта появились первые грачи, а вот уже 17 марта их громкогласные стаи были отмечены повсюду.

29 марта на вечерней зорьке слышал песню черного дрозда. В этот же день на полях были замечены первые стаи чибисов.

1 апреля – День птиц, и он полностью оправдал свое название. В этот день на Подмосковной Мещере появились скворцы, зяблики, жаворонки, трясогузки. Потянулись первые утиные стайки.  4 апреля были отмечены первые журавлиные косяки. 6 апреля начался массовый пролет гуся.

Сопоставляя прилет птиц в эту весну с прошлыми ранними веснами, можно с уверенностью отметить, что нынешняя весна не торопилась с ранним появлением пернатых на Мещере. А ведь были годы, когда уже 12–15 марта на лесных речках удавалось поднять на крыло уток.

Возможно, что прилет птиц в весну 2008 года на Подмосковную Мещеру задержали холода, пришедшие на середину марта, что и определило их появление в обычные календарные для весны сроки – начало апреля.

И еще об одном явлении. Ежегодно появление кукушки на Подмосковной Мещере приходится на 21–24 апреля. Как правило, первое кукование слышится еще на «голый» лес. В эту же весну, несмотря на то, что первый лист на березах появился очень рано, что в общем должно было бы обусловить и раннее появление кукушки в лесах, но этого не произошло. Прилет кукушки как всегда определился не по фенологическим явлениям, а по календарным, и вечер последнего дня охотничьего сезона, 21 апреля, дополнился первым кукованием.

Ранняя весна внесла свои коррективы и в глухариные, и в тетеревиные тока. Пик активности токов пришелся на начало апреля. Посещение тока глухарками к 22 апреля ослабло. Так, 2 апреля на одном из токов наблюдал до десяти глухарок, а 22 апреля всего лишь двух. На тетеревиных токах наблюдалось аналогичное явление.

Так же наблюдалось раннее прекращение токования в утренние часы.

О ТЯГЕ ВАЛЬДШНЕПА

Какая же весна без тяги вальдшнепа? Без сомнения, ее-то с нетерпением и ждут настоящие охотники, уже с конца марта начинающие по возможности на вечерних зорях ходить в угодья в ожидании первых тяг.

Прошедший охотничий сезон еще раз подтвердил: если хочешь попасть на хорошую тягу вальдшнепа, бери отпуск на все десять дней весенней охоты и – в угодья. И тогда одна-две удачных вечерки будут тебе обеспечены. Но, к сожалению, не все охотники имеют такую возможность постоять на тяге все десять вечеров, что часто и приводит к таким выводам, что «тяги нет», «пролет вальдшнепа уже прошел», хотя порой такие упреки бывают напрасными.

Никогда не следует забывать о том, что вальдшнеп – птица особенная, и предугадать заранее хорошую тягу даже при отличной тяговой погоде просто невозможно, и сказанное подтвержу своими личными наблюдениями.

Первая тяга вальдшнепа на Подмосковной Мещере была отмечена в период 30 марта – 2 апреля. А вот уже 5 апреля была очень хорошая тяга, когда за зарю протянуло 12 вальдшнепов. Пролет? Скорее всего.

С начала открытия охотничьего сезона, с 12 апреля, я все десять дней отстоял вечерки на одном и том же месте: небольшой заболоченной полянке-протяге в глубине ольшаника, что раскинулся в пойме лесной речушки. Классическое тяговое место. Использую его для своих охот уже не один год. Охочусь там не только я, и вальдшнепа хватает всем.

Хорошо памятуя о том, что отстрел вальдшнепа на одном и том же месте в течение нескольких вечеров одного и того же сезона определенно негативно сказывается на его численности, я был нацелен в эту весну было «поймать» хорошие тяговые вечера десятидневки, а уж количество добытого вальдшнепа отошло на второй план. И в общем-то поставленная задача мне удалась.

На тягу я выходил в любую погоду. Так, 12–13 апреля, когда еще вечера были очень теплыми, в первый день протянуло лишь 3 вальдшнепа, а в последующий – 11. Ко дню резкого похолодания – 14 апреля, тяги не было совсем. 15 апреля весь день и вечер шел дождь со снегом. Было очень ветрено. Но тяга в этот вечер удалась – 6 вальдшнепов за зарю.

16 апреля – полная луна, тихо, морозец такой, что долго в сыри в резиновых сапогах не простоишь, – протянуло 4 вальдшнепа.

17 апреля – день особенный. Холодно, пасмурно, дождь со снегом, сильный порывистый ветер да такой, что просто гнул к земле кроны деревьев. Почти полная птичья тишина в лесу. Очень рано опустились сумерки.

Еще с полудня стал подумывать о том, а идти ли мне сегодня на тягу? Дома стали отговаривать. Но все-таки решился. Пошел. И был полностью сражен выльдшнепиной непредсказуемостью. За зарю протянул 21 вальдшнеп. Тяга была, как говорится, без перерыва на обед. Было видно, как сильный порывистый ветер просто сносил тянущего вальдшнепа. Из-за ветра порой не было слышно тянущего вальдшнепа.  Иногда на тяговом пути встречались сразу по два вальдшнепа.

Начало тяги было отмечено в 20.35, окончание так и не зафиксировано. Ушел с тяги в полной темноте в 22.00, а вальдшнепы все продолжали тянуть. Было ясно: попал на пролетного вальдшнепа. Да в какую погоду! Словно вальдшнеп хотел попросту обмануть охотников и выбрал для отличной тяги такую, мягко сказать, нехорошую погоду.

А вот в последующие четыре дня охотничьего сезона тяга стабилизировалась, и за зарю проходило не более 4 вальдшнепов. Несмотря на то, что вечер, например, 19 апреля был достаточно теплым, тихим, влажным, тяга на вальдшнепов могла при таких погодных условиях быть куда богаче.

Несколько слов о времени начала тяги вальдшнепов. Оно полностью зависит от погодных условий. В ясные, лунные вечера, при чистом небосводе, когда сумерки наступают не скоро, начало тяги, как правило, колебалось в пределах от 20.45 до 21.15. И оканчивалась в 21.40 – 22.00. В пасмурные вечера, когда появление сумерек было ранним, начало тяги отмечалось в 20.15 – 20.25. Окончание в 21.10 – 21.30.

Так, холодные вечера сезона стали в охотничью десятидневку самыми благоприятными для вальдшнепиных тяг. 

Говоря об общем открытии весеннего охотничьего сезона 2008 года на Подмосковной Мещере, нужно отметить, что оно пришлось в нужные, определенные сроки и полностью было оправдано течением природных фенологических явлений, даже несмотря на то, что ежегодно апрельское похолодание опять-таки совпало с охотничьей десятидневкой. Конечно, можно было открыть охотничий сезон и на неделю раньше, охота бы также удалась, но стояла очень сухая и теплая погода, а для Мещеры с ее торфяниками это очень пожароопасная пора, и лучше эту пору пропустить, нежели рисковать.