Чудо охотничьей мысли

Поклонник прекрасного и увлеченный охотник, курфюрст Кельна и магистр Тевтонского ордена, архиепископ Мюнстера и Падеборна Клеменс Август (1700–1761) был не лишен честолюбия.

Под влиянием красот Марли, увиденных во время поездки во Францию на свадьбу Людовика XV осенью 1725 года, он загорается идеей построить замок Клеменсверт. К тому времени он уже владел несколькими замками и садами вокруг своего города-резиденции.

Местом строительства выбрали богатый лесом и дичью Хюммлинг, на самом краю владений курфюрста, в Нижней Саксонии. Встал вопрос об архитекторе. Баварский курфюрст Карл Альбрехт, брат Клеменса Августа, рекомендовал Франсуа де Кювийе. После некоторых раздумий его кандидатуру не утвердили. Проектирование и сооружение замка, длившееся с 1736 по 1744 г., поручили мюнстерскому архитектору Иоганну Конраду Шлауну (1695–1773). Уязвленный оглушительным успехом коллеги Кювийе в Фалькенлюсте, потом критикой за чрезмерное увлечение классицизмом в Аугустусбурге, Шлаун твердо решил реализовать в Клеменсверте оригинальный архитектурный замысел. Для большей уверенности он пригласил немецких и итальянских художников.

Местность разделили по осевой системе.

В центре красивой опушки поставили двухэтажный охотничий павильон принца октогональной формы с четырьмя боковыми флигелями. От центрального строения проложили восемь аллей, ведущих к восьми одноэтажным строениям, семь из которых предназначались гостям – охотникам, свите и кухне. Восьмой служил церковью.

К нему примыкал монастырь капуцинов с садом, в котором поставили невысокий ромбовидный домик барочного вида. В нем устроили личные покои курфюрста, экстравагантный ансамбль пятиугольных помещений.

Внешний вид замка определил тонкий рельеф кирпичной кладки, членение из тесаного камня окон и дверей, а также скульптурные подвески на мотивы охоты, размещенные по боковым стенам флигельных пристроек.

Именно этот скульптурный декор наряду с общим планом замка делает его похожим на замок-пагоду и Амалиенбург в Нимфенбургском парке. Обе эти постройки были известны как заказчику, так и архитектору.

Внутренние помещения замка декорированы с изысканным вкусом и состоят на первом этаже из вестибюля с элегантной двойной лестницей, архитектурное решение которого полностью лишено академизма, круглого зала и трех кабинетов. В отделке плафонов обильно использована лепнина стукко, каминов – разноцветный мрамор.

Охотничья звезда в центре драгоценного мраморного пола определяет центр всего комплекса, на аллеи которого выходят восемь окон и дверей.

В комнатах второго этаже устроили личные покои курфюрста. Сложная иконографическая программа небольшого замка, разработанная придворными специалистами, связывает княжескую охоту как часть господства над природой с духовными задачами архиепископа и его светскими притязаниями на власть.

Общий комплекс включал в себя водоемы для утиной охоты и конюшню. Сооруженная у въезда в парк, она вместе с запланированной, но так и не построенной псарней, должна была образовать состоящую из двух аграфов (скоб) оправу главной оси, идущей от Зегеля к охотничьему замку. Словом, из-за своей строгой осевой симметрии сооружение осталось в рамках традиции барокко.

Охота, особенно соколиная, обходилась К. Августу очень дорого. Только содержание сокольничих стоило ему втрое дороже, чем жалованье всех министров. Однако обладатель столь импозантных охотничьих замков не мог, конечно, позволить себе отказаться от любимых забав. Просто ради экономии он ограничивал число их участников.