Так ли «секретен» цвет?

На поролонки я ловлю крайне редко, но тут...

В «РОГ» № 42 (17–23 октября 2007 г.) в статье «Секретный цвет» Константин Кудинов (г. Балаково) рассказал о том, что, цитирую: «В сезонах 2006–2007 годов сразу несколько независимых друг от друга спиннингистов из разных регионов нашей страны обратили внимание на любовь щуки и судака к фиолетовым поролоновым рыбкам». Причем он подчеркнул, что «поролонки, вырезанные из посудных губок насыщенного фиолетового цвета, одинаково стабильно работают как в мутной воде, так и в кристально прозрачной осенне-волжской». И далее: «Уважают этот цвет судак и берш, окунь и щука».

Прочитав и обсудив статью с другом, срочно купил пакет губок для мытья посуды, благо наши рыбаки об этой странной любви щук к фиолетовому цвету, видимо, не знали, потому таких губок много во всех магазинах. Приватизировал из запаса жены все фиолетовые губки, заменил их на белые и розовые и, конечно же, в ближайший выходной отправился на реку с фиолетовыми поролонками. Полдня прошли в непрерывных попытках соблазнить на поклевку хоть одного хищника. Но лето позади, золотая осень тоже, пришлось эксперимент перенести на лето 2008 года.

Пытаясь установить причину подобного выбора хищников, Кудинов не соглашается с мнением, что темный цвет поролонки может лучше, чем обычный желтый, просматриваться на фоне дна. Как и Кудинов, я тоже не ихтиолог и тоже не согласен с таким мнением. Мнение это не бесспорно и прежде всего потому, что глаза человека и рыбы видят по-разному. Кудинов предполагает, «что дело тут в восприимчивости рыб к ультрафиолетовой части спектра», и видит в этом главную причину. Но не менее важным фактором считает и другое. Цитирую: «Рыбу все-таки ловит рыболов, а не приманка. И даже самый модный вариант джига не заменит вам опыта и практических навыков. Практикующий спортсмен всегда обловит новичка, знающий место - заезжего туриста и т.п.». Тут я вижу противоречие. Автор противоречит своим же рассуждениям. Так, ранее он пишет, что на фиолетовые поролонки было выиграно даже несколько рыболовных соревнований. Да еще и с какими-то умопомрачительными показаниями: пять, шесть килограммов рыбы, против килограмма у второго места в этой же зоне». Можно понимать, что если бы не фиолетовый цвет, то первого места не видать. А также его мнение о преимуществе практикующего спортсмена по сравнению с новичком. Не согласиться с этим мнением нельзя, хотя иногда в рассказах о рыбалке встречаются слова «новичкам везет». Однако разовое везение новичка не сопоставимо с систематическими успехами опытного рыболова.

Противоречие я вижу в том, что в соревнованиях кроме спортсмена, занявшего первое место, принимали участие тоже спортсмены, а новички, если они и были, то их удел не второе, а последние места. Вот если бы и опытные спортсмены и новички пользовались сиреневыми поролонками, тогда бы можно было говорить о влиянии цвета, забывая о выборе места и других сопутствующих факторах. Соглашаясь с мнением Кудинова по вопросу важности учета опыта соревнующегося, я все же считаю, что точнее его можно сформулировать так: « это (цвет) необходимо, но недостаточно».

Особенность «поиска истины» в этом вопросе осложняется еще и тем, что кроме опыта рыболова и знания места и свойств воды необходимо учитывать массу других факторов. Назову только малую часть из них - это время года, суток, характер погоды за несколько дней до и после ловли, активность Солнца в эти несколько дней, день лунного месяца и ее положение в Космосе, высоту Луны и Солнца над горизонтом в период ловли и т. д. Всю эту массу факторов невозможно или весьма трудно учесть, тем более, если эксперимент проходит непрерывно в течение длительного времени. Поставить такой эксперимент для обычного любителя рыбалки просто не реально.

В рыболовной литературе разных лет иногда появляются достаточно серьезные исследования по этой теме. Приведу два примера. А. Никольский: «Свет и цветовое зрение у рыб» («Рыболов», 1985, № 2, с. 21–22). Он отмечает, что изменение интенсивности освещенности является причиной суточных вертикальных миграций рыб. «Для каждого вида рыб существует определенный предел солнечной радиации, выше которого условия для них становятся неблагоприятными, и тогда они опускаются на глубину или укрываются в затененных местах и перестают питаться». Никольский заключает, что «возможно, именно в этом одна из причин активизации клева в утренние часы». Опускание рыб в дневное время в глубину и подъем их к поверхности в темное время суток подтверждаются наблюдениями многих рыболовов со времен Л.П. Сабанеева и до наших дней. Это общеизвестный факт. Говоря о выборе цвета насадки (приманки), Никольский обратил внимание рыболовов на то, что насадки красного цвета эффективны только на глубинах до 5 метров. На больших глубинах, по его мнению, надо переходить на насадки желтовато-зеленоватого цвета. Некоторые авторы, рассматривавшие этот вопрос, также рекомендуют раскрашивать спиннинговые приманки, рассчитанные на ловлю с глубины 5 и более метров, в желтые и зеленые цвета, оставляя «спинку» приманки темной. Например, рыболовы Черного моря учили меня при изготовлении самодура для ловли в открытом море вязать мушки обязательно из желтых перьев.

Анализируя наличие цветового зрения у рыб, С. Подвальный – «Еще одно объяснение старых истин» («Рыболов», 1987, № 1, с. 32) – связывает активность клева рыбы с цветом лучей, проникающих в толщу воды. По его мнению, при низком солнце (утро, вечер) и в пасмурный день в воде преобладают длинноволновые части спектра и они активизируют клев.

Коротковолновая часть спектра (голубые, синие и фиолетовые лучи), преобладающая в дневное время вызывает в водоеме «затишье и покой». Степень активности и время наступления клева, по мнению Подвального, зависит в том числе и от мутности воды. Подвальный прав, говоря о том, что цветность лучей солнечного света в прозрачных водах морей начинает меняться с глубины 8–10 метров, а в реках и озерах вода более мутная и цветность солнечных лучей начинает меняться в них с меньших глубин. Очевидно, вместе с изменением цветности лучей солнца, проникающих на данную глубину, изменяется и восприятие их рыбами, возможно, поэтому они и уходят на более глубокие места..

 Приведу еще одну информацию. Телеканал «Россия» 5 декабря 2007 года в программе «Сверхъестественное: удивительные силы животных» сообщил о наблюдениях за поведением рыб гуппий. Исследовалось цветоощущение рыб на желтый и фиолетовый цвета. Авторы передачи отметили, что в полнолуние гуппии «лучше реагировали на желтый, чем на фиолетовый цвет. А в новолуние «отдавали предпочтение фиолетовому цвету». Правда, ничего не говорилось об оттенке фиолетового цвета. Что тут скажешь? Такую информацию я встречаю впервые. Конечно, так как нет какой-либо информации о том, как и в каких условиях проходил эксперимент, трудно что-то ответить однозначно. Пока понятно только одно: раз такой результат получен, то, вероятно, независимо (или зависимо) от чистоты эксперимента, какая-то связь есть между активностью реакции рыб на тот или иной цвет и изменчивостью приливных сил под воздействием Луны и Солнца. А раз так, то знание «самой модной расцветки сезона» (приманки) может пригодиться даже опытному практикующему спортсмену, тем более если речь идет об участии в соревнованиях. Так что присоединяюсь к совету Константина Кудинова и обязательно летом попробую эту «волшебную» расцветку. Главное, и это действительно, почаще выезжать на рыбалку.