Пернатые охотники

В старые времена, когда соколиная охота широко процветала, хищные птицы, а в особенности кречеты, очень высоко ценились и даже занимали определенное место в государственной экономике Московской Руси

В бывших союзных республиках Средней Азии и Закавказья охота с ловчими птицами и сейчас сохранила свое значение.


Мне по роду своей деятельности приходилось неоднократно встречаться с современными мастерами-сокольниками.

Но кроме охоты, ловчих птиц стали использовать и в иных хозяйственных целях. Это отпугивание птиц от аэродромов с целью обеспечения безаварийных взлетов и посадок самолетов, от памятников и куполов храмов, с целью предотвращения их порчи, от с/х полей, с целью сохранения урожая.

В Москве этим занялась небольшая группа энтузиастов из числа сотрудников ВНИИприроды профессора B.E. Флинта и А.Г. Сорокина и при поддержке директора института д.б.н. профессора Ю.П. Язана.

С использованием базы ловчих птиц этой группы в 1983 г. была создана соколиная служба по борьбе с серыми воронами, которые наносили большой вред золотым покрытиям куполов Московского Кремля. Если вначале ворон уничтожали отравленными приманками, то применение ловчих птиц оказалось более эффективным методом.

Определенную роль сыграло и постановление «О развитии охоты с ловчими птицами», принятое Центральным правлением «Росохотрыболовсоюза» в 1986 г. Это постановление послужило как бы отправным пунктом официального существования соколиной охоты в России и применению хищных птиц в народном хозяйстве. Применение хищных птиц к тому времени было опробовано в ряде зарубежных стран и доказало свою эффективность при распугивании птиц с взлетных полос, зеленых насаждений и полей, прилегающих к аэродромам. ВНИИприрода, как один из ведущих институтов России, заключил ряд договоров с различными организациями и ведомствами и начал проводить опыты по применению хищных птиц с целью уменьшения вредного воздействия различных пернатых на работу этих предприятий.

На ряде объектов России стали создаваться орнитологические службы. Так, в сентябре 1986 г. на ленинградском аэродроме «Пулково» начала работать орнитологическая служба, в задачу которой входило обеспечение безопасности полетов при помощи хищных птиц. Они должны были разгонять птиц с взлетных и посадочных полос и прилегающих к ним полей.

Основным ядром орнитологической службы а/п «Пулково» стали энтузиасты-сокольники г. Ленинграда. Вначале они использовали ястребов-тетеревятников и соколов-балобанов, а затем было принято решение поселить на аэродроме соколов-сапсанов. Мне, как сотруднику ВНИИприрода, в 1988 г. было поручено доставить одного птенца сокола-сапсана для использования в эксперименте и заодно ознакомиться с опытом работы этой службы.

А работы у сотрудников этой службы было достаточно, это и уход за птицами, и поддержание их в рабочей кондиции.

Аэродром – это большое хозяйство с прилегающими к нему территориями. Чтобы успеть на тот участок аэродрома, где скопились нежелательные пернатые, в распоряжении орнитологической службы находился автомобиль, оборудованный биоакустической системой «Беркут», назначение которой, в зависимости от обстановки, привлекать или отпугивать различные виды птиц.

Голоса птиц, записанные на магнитофон, транслируются через динамики, а привлеченных птиц отпугивают или с помощью сигнальных ракет, или напуском ловчих птиц.

Кроме этого, сотрудники орнитологической службы принимали участие и в отпугивании нежелательных посетителей: лосей и кабанов, которые забредали из окрестных лесов на взлетные полосы аэродрома. Вместе с сотрудниками орнитологической службы я был в числе приглашенных на киностудию «ЛЕННАУЧФИЛЬМ» на рабочую премьеру только что отснятого выдающимся русским киноанималистом Юрием Михайловичем Климовым фильма «Соколиная охота».

Некоторые моменты съемок фильма мне приходилось наблюдать, так как они проходили на полях, примыкающих к территории института ВНИИприрода.

Впервые разнообразных ловчих птиц мне пришлось увидеть в Киргизии, г. Фрунзе (ныне г. Бишкек) на республиканской выставке охотничьих собак. Во время отпуска (гостил у родителей в г. Ташкенте) меня вместе со старейшим экспертом-кинологом Узбекистана Н.А. Маркановым пригласили провести там экспертизу собак. Главный эксперт этой выставки кинолог Казохотрыболовсоюза И. Алексеев пригласил нас и на выставку ловчих птиц, которая проводилась тут же одновременно.

В Киргизии охота с соколами имеет многовековую традицию. Охотники Киргизии занимались не только спортивной, но и промысловой охотой на пушных зверей. Опыт киргизских охотников передавался из поколения в поколение. И до сих пор на склонах киргизских хребтов Кунгей и Терске Алатау, на путях осеннего пролета хищных птиц можно обнаружить сохранившиеся каменные засидки «ооча» двухсотлетней давности для «саятчи» – ловцов. Сокольники Киргизии с орлами-беркутами добывали лисиц, а иногда волков и косуль, а с соколами и ястребами охотились на зайцев, кекликов, гусей и уток. В 50-х годах прошлого столетия киргизские охотники «беркутчи» со своими орлами отлавливали примерно 25% добываемых в Киргизии лисиц. И на этой выставке было много молодых охотников со своими ловчими птицами и незаменимыми помощниками ловчих птиц тазами и тайганами.

В горах Киргизии тайганов применяют в основном для охоты с беркутом, а с тазами охотятся на более равнинной местности не только с беркутом, но и с другими ловчими птицами в основном на лисиц и корсаков.

При совместной охоте на птиц часто используют легавых собак. В их задачу входит разыскивать и поднимать затаившуюся птицу, подвести сокольника к ловчей птице, которая может поймать добычу в густых зарослях.
Ястребы и собаки обычно хорошо срабатываются и действуют, дополняя и помогая друг другу.

Традиции старых сокольников продолжают жить не только в республиках Средней Азии, но и в Закавказских республиках. Современные базиери (сокольники) являются продолжателями традиций своих предков.

Считается, что охота с ловчими птицами пришла с Востока, из стран арабского региона. Существует даже старинное арабское изречение: «Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь дороже, чем 20 жен». Затем эта охота получила распространение в Средней Азии и Закавказье, а потом уже появилась в Европе.

За последние годы интерес к охоте с применением ловчих птиц значительно вырос не только в зарубежных странах, но и в России. Однако некоторые виды ловчих птиц стали малочисленны. Особенно это стало заметно в конце прошлого столетия. Международные орнитологические организации забили тревогу, и многие хищные птицы были занесены в Красные книги различных стран. В Германии, где я в настоящее время проживаю, агитация об охране хищных птиц особенно заметна. Почти на каждом шагу можно увидеть силуэты хищных птиц, которые подлежат охране. На окнах школьных зданий, на автобусных остановках, на переходах через автобаны и ряде других мест. В большинстве зарубежных стран запрещено стрелять хищных птиц под угрозой лишиться оружия и права на охоту, а в некоторых странах и тюремного заключения.

В настоящее время в ряде стран успешно ведутся работы по разведению хищных птиц в неволе с последующим выпуском их в места, где они обитали.

В период моей работы во ВНИИприрода сотрудники института предложили создать при институте сокольничий центр и долгосрочную программу по разведению и выпуску в природу сокола-сапсана, занесенного в Красную книгу России.

Оба этих проекта удачно начались. Но в «Российской Охотничьей Газете» была опубликована небольшая заметка, что возникли сложности с вопросами финансирования. А ведь хищные птицы необходимы не только любителям охоты с ними, но и для использования в народном хозяйстве страны. Это упоминавшееся обеспечение безопасности полетов самолетов, охрана памятников культуры от голубей и ворон, сохранение урожая зерновых. Так, многочисленные стаи воробьиных способны уничтожать огромные посевные площади и еще многое другое, что долго можно перечислять.

Восстановление численности хищных птиц – гордости фауны нашей страны – является продолжением гуманных традиций соколиной охоты в государстве Российском.