Все большую популярность в последнее время приобретают «охоты» на выпущенную под выстрел пернатую дичь. Разумеется, выпуск животных и в данном случае никак не регламентируется, однако регламентируется отстрел.
Так, в случае выпуска животных «на одичание» охотпользователь проводит традиционные охоты в сроки, для них предусмотренные. В случае с выпуском «под выстрел» ситуация другая. Выпуск «под выстрел» может происходить как в обычных угодьях, где животные немедленно оказываются в состоянии естественной свободы, так и на огороженных участках большой площади, где они ограничены забором. А «охота» на животных, не находящихся «в состоянии естественной свободы», по определению охотой не является. Фактически это стрельбище, только вместо искусственных мишеней стрельба ведется по дичи. Это имитация охоты, однако спрос на нее есть и, в связи с неуклонной трансформацией и оскудеванием угодий, будет только возрастать, а о легальности ее уже говорилось выше.
Есть и еще один вариант проведения охоты на выпущенную дичь. Согласно Типовым правилам охоты, «круглогодично разрешается натаска и нагонка охотничьих собак в специально отведенных участках угодий, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями. Количество и границы участков, правила их использования устанавливаются арендаторами охотничьих угодий по согласованию с местными органами охотнадзора». Таким образом, согласовав подобный участок и указав, что натаска и нагонка будут производиться «с отстрелом», можно получить законную возможность круглогодичной охоты. Надо ли говорить, что подобное согласование потребует особого расположения и понимания со стороны местных государственных органов.
Из приведенных выше сведений можно заключить, что выпуск искусственно выращенной дичи в угодья и ее отстрел недостаточно законодательно отрегулированы. Затрачивая большие материальные средства на выращивание или приобретение дичи для проведения охот, охотпользователи зачастую не в состоянии впоследствии вернуть их с прибылью, что, разумеется, никак не способствует развитию охотничьего хозяйства вообще и дичеразведения в частности. Отечественные охотники еще долго будут с завистью читать об охотах в Европе, где благодаря дичеразведению за одну охоту предоставляется возможность отстрелять сотни голов пернатой дичи. Разумеется, сложившуюся ситуацию законодательной неразберихи надо менять. По словам директора Департамента охотничьего хозяйства В. Мельникова (цит. по «РОГ» № 31, 2008 г.): «Ведение охотничьего хозяйства – это производство со всеми свойственными технологическими процессами и в принципе не отличающееся от животноводства». Данное определение как нельзя лучше характеризует и неотъемлемую часть охотничьего хозяйства – дичеразведение – настоящую находку для охотпользователей густонаселенных центральных регионов нашей страны. А значит, не исключено, что скоро мы увидим и соответствующие изменения в законах, а может, и Типовые правила выпуска и охоты на искусственно выращенную дичь, которые бы разом разрешили все спорные вопросы и дали зеленый свет массовому дичеразведению. По крайней мере очень хочется в это верить.
Далее я позволю себе высказать некоторые предложения, которые могут поспособствовать развитию дичеразведения.
Желательно внести следующие изменения в закон «О животном мире»:
В статью 1 добавить понятия, встречающиеся в тексте закона, но не имеющие определения:
– «дикое животное» – животное, находящееся в состоянии естественной свободы, либо в неволе, после изъятия его из среды обитания;
– «естественная свобода» – состояние животного, при котором его свобода перемещения не ограничивается целенаправленным воздействием;
– «содержание в неволе» – условия, при которых животное ограничено в своих перемещениях, независимо от размеров предоставленной территории;
– «полувольные условия содержания» – условия, при которых животное находится часть времени в неволе, а часть – в состоянии естественной свободы, с последующим его самостоятельным добровольным (без отлова) возвращением в неволю;
– «сельскохозяйственные животные» – животные, разводимые человеком с потребительской целью, внесенные в Государственный реестр пород животных, допущенных к использованию;
– «одомашненные животные» – животные, разводимые человеком, не внесенные в Государственный реестр пород животных, допущенных к использованию, но имеющие сохраняющиеся в череде поколений признаки, отличающие их от диких предков, а также потомство диких животных, рожденное в неволе, начиная с первого поколения;
– «интродукция» – введение в биоценоз вида животного, ранее в нем никогда не обитавшего.
Из статьи 3 исключить словосочетание «искусственно созданная среда обитания».
В статье 25 вместо фразы «Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира...» заменить на фразу: «Интродукция и гибридизация объектов животного мира на территории Российской Федерации...»
Из статьи 26 исключить словосочетание «искусственно созданная среда обитания».
Разработчикам закона об охоте и охотничьем хозяйстве стоит включить в проект закона следующие положения:
Не является охотой и разрешается круглогодичный отстрел охотничьих животных (санитарный, товарный и т.п.), содержащихся в неволе (на специально огороженной территории независимо от ее площади).
Не является охотой и разрешается круглогодичный отстрел искусственно выращенных охотничьих животных, если таковой производится на специально предназначенном для этого участке, границы которого согласованы с местными органами охотнадзора, а выпускаемые животные имеют искусственные отличительные метки (кольца, бирки).
Право собственности на искусственно выращенных охотничьих животных, имеющих отличительные метки, принадлежит юридическому или физическому лицу, в охотугодьях которого они обитают или были добыты.
Предлагаю рассматривать данную статью, как повод к дискуссии и прошу все заинтересованные стороны высказать свое мнение.
Комментарии (0)