ФАЗАНЫ, ГДЕ ЖЕ ВЫ?

Охота всегда праздник – хоть для меня, бывающего в поле каждые выходные, хоть для моего брата, выбирающегося пару раз в год из столицы  нашей родины.

Вечером в пятницу встречаю Романа из Киева, отпросился на два дня. Я готовлюсь к завтрашней охоте, а брат пошел проведать старых друзей, давно не виделись. Засиделся до двух ночи, а в шесть подъем. Я неумолим, пора вставать, да и Джой уже крутится и скулит, пора. Пока завтракали, припустился дождь. Неужели испортит нам выходной? Да что нам дождь, решаем ехать на машине, а «Волынец» доставит нас в любые угодья, решено. Завозим отца на работу в Национальный парк «Великий Луг», а сами – на разведанные мною поля. С Джоем удалось найти места кормежки фазанов, но дождь может перейти в ливень и оставить нас без охоты, спешим зарядить горизонталки. Машину оставляем в лесополосе. Поле крупного подсолнуха окольцовано посадками акации; здесь длиннохвостые и куропатки отдыхают после кормежки. Они особенно любят завалы, поросшие молодняком, позволяющие куриным незаметно
перебегать на другую сторону и взлетать вне выстрела. Но сегодня нас двое, а между  нами Джой. Сверху продолжает обильно  поливать, да уж не бумажные. Первыми поднялись шумовые куропатки из подсолнуха, но я промазал. Джой вышел, посмотрел  на меня, подавать не посылаю. Вернулся в завалы.

Следующая лесополоса с одной стороны граничит с полем пшеницы, которая, дала слабый и низкий колос, поэтому не скошена и досталась фазанам. Одного замечаю еще за сотню метров.

– Рома, готовься, через сто метров петух.

Курца подзываю к себе, чтобы раньше времени не спорол, ветра сегодня нет, может наскочить неожиданно. Раз забежал от меня, то вылетит на брата, что мне и надо. За тридцать метров пускаю Джоя, сразу взял след и потянул, информирую напарника, и через пару секунд стойка. Классическая, с поднятой передней правой лапой, но на охоте любоваться мало времени, для этого я хожу без ружья, вот тогда всласть насмотришься, оценишь свою собаку и, может, чуть больше похвалишь, чем делаю на охоте, но сейчас надо посылать. За кустами мне не виден брат, но знаю, что он крепко сжимает свой ИЖ-58 и сердце бешено колотится, он знает, что сейчас поднимется красный король и будет стыдно и обидно его упустить. Да, легавая указывает на дичь, но от этого еще больше волнуешься и переживаешь, переживаешь эти сладостные и незабываемые минуты. Не будем испытывать терпение, и следует команда:

– Вперед! Вперед, Джой!

Бросок, и в паре метров от собаки, треща мокрым пером, взрывается петух, я его больше не вижу, только слышу дуплет. Что же там? Пробираюсь через заросли и поздравляю Романа с трофеем, он уже дал команду нашему помощнику подать фазана! «С полем!» Основная задача выполнена.

Повстречалась стайка куропаток где-то в двадцать голов, хоть Джой и работал по ним, поднялись далеко, и моя «двадцатка» не дала желаемого результата. Зато заметили, куда они опустились. Растягиваемся  и идем в обратном направлении, спугивая чуть меньший табунок. Работа легавой  ближе к брату, он и подходит к стойке. На взлете вторым одну куропатку выбивает,  хорошо!

Можно уже и возвращаться, птица, постоянно кормясь, передвигается, и через час по своему пути можно снова поднимать ее. Погода не налаживается, двигаемся и совершенно не замерзаем, хоть и промокли основательно. Но разве это можно променять на диван с телевизором? Возвращаемся, постоянно контролируя местонахождение нашего помощника, пошла работа за работой, уже поднято пять птиц, но все куры. Вылетела одиночка куропатка прямо в лоб, так что не успели и ружья вскинуть. Снова заработал Джой, разбирает следы, а я уже вижу впереди убегающих куропаток, но когда они поднялись, оказались фазанками. Намокли, потеряли объем.

– Рома, поднялись куры, смотри – рядом где-то петухи, они еще не отделились от выводков, отпускают сестер, а сами тем временем улепетывают, прислушиваясь, как собака гоняет остальных.

– У меня тоже две курицы из-под ног взлетели, так напугали, сколько их тут?

– Смотри, сейчас Джой отыщет  остальных.

Не договариваю и вскидываю «двадцатку» на поднявшегося фазана, первым мажу, вторым перевернул красавца. Не спеша подхожу, но оттуда поднимается петух, я еще не перезарядился, да и не жалею, куда спешить. А зря, моего трофея не оказалось на месте, подоспел Джой, но следа не взял: то ли не причуял, то ли это мой так быстро очухался и рванул в спасительные камыши. Обидно, ну да ладно, только бы не пропал. Пока проводил следствие, брат решил мне помочь, пробирается через кусты, повесив ружье на плечо, и натыкается на затаившегося красноперого. Хорошо, полетел в мою сторону, снова ружье в плече, но после первого только качнулся, вторым поправляю. На этот раз хоть и далековато, но наверняка! Теперь я получаю поздравление «с полем»! Возле машины фото на память и переезжаем. Раньше здесь можно было спуститься к камышам и топтаться целый день, но теперь угодья отобраны, и мы должны ездить в поисках других эльдорадо.

Остановившись на другом берегу пруда, слышим перекличку куропаток, дождик-то прекратился, продолжим. Да не тут-то было, табунки большие, да еще сидят с края посадок, замечают и поднимаются, а так как в этом году практически нет непаханых бурьянов, то лететь некуда, садятся дальше, но мы понимаем, что не подпустят. Зато снова шесть кур, и вскорости на меня выпер петух, я зову брата, но пока он перебежал, длинный хвост уже скрылся в кустах. Так мы невольно поменялись местами, и Джой выдавил беглеца снова на мою сторону. Эх, вроде и целился, и вперед взял, дуплет, а он летит. Только как-то странно, может, показалось – сел на другом берегу. Что-то я сегодня плохо стреляю, да еще зарядил «восьмерку» в расчете на куропаток. Стою и случайно вижу, как другой фазан садится в небольшой участок бурьяна. Не более пятидесяти метров, вокруг чистое место, удрать некуда. Идем туда, заходя против появившегося ветерка. Джой осторожно вошел в заросли и ювелирно разбирает след, петух знает, что уходить ему некуда, сидит, пока над ним не появилась уже поседевшая морда немолодого курцхаара.

– Роман, готовься, только не спеши, отпусти. Да куда там, только дал команду собаке, «курсант фаза», как мы зачастую кличем любимую дичь, пошел свечей, попробуй удержаться, оба заряда ушли в небо. А нам осталось только проследить, где сядет.

– Ну что, едем за куропатками или возвращаемся за петухами?

– Давай за петухами, ну как я мог промазать, – досадует брат, в очередной раз вскидывая ружье в то место, где только что пролетал такой желанный трофей.

Переместились, но только зашли в бурьян, стали по пояс мокрыми, и на удачу Джой сразу вывел на фазана. Роман послал, а петух поднялся и полетел низом, стрелять нельзя, на одной линии с собакой. Похоже, мой подранок на этом участке садился, теперь сделал круг и сел за бугром. Мы туда, а тут чисто, где же подранок? Кругами ходим, нету. Встали обдумать дальнейшие действия, и я замечаю его в ямке, затаился. Окружаем, но не поднялся, зовем на помощь легаша, а он подбежал и стал прямо над фазаном, тот не дал следа, и Джой его не чует, пришлось почти носом тыкать: небольшая возня, и добираем без выстрела. Повезло, что не взлетел, повезло, что вернулись.

Стойка по курице – и получаем только удовольствие от работы и волнение от замечательного процесса – охоты!

Приезжают, бывало, охотники и бродят по угодьям со словами: «Фазаны, где же вы»? Только ходят с крутыми ружьями да по дорожкам, а вот натаскать такого помощника, да потом по пояс в мокрый бурьян, да под проливным дождем – слабо.

– Нет здесь дичи, вы с собаками все выбили. Я полдня хожу и не видел никого. В августе их тут тьма бегала, жаль, тогда не перестрелял. – И начинаешь таким объяснять, что молодняк поумнел и ушел в заросли, а если бы мы не имели совести и не любили не только охоту, но и природу, то со своими собаками действительно бы давно все выбили. Но суть же не в том, чтоб засунуть в сумку кусок мяса. Ведь за день до двадцати работ делает легавая только по самкам, и не стоит их стрелять только за то, что вас и вашего помощника в очередной раз обвел длиннохвостый король степей и камышовых джунглей.

Мне удалось насладиться еще двумя работами Джоя и выбить одну куропатку. Еще один раз переезжаем и собираемся пообедать с костерком в надежде разжечь сырые дрова. Может, нам бы это и удалось, но тут налетела такая туча, что обедали мы уже в машине. Обедать в таких условиях все равно приятней, чем дома за столом. Да, непогоду переждем, да, слишком разморил нас чаек из термоса, что решили выбираться к дому. Сами мокрые и уставшие, но надо же пожалеть молодчину Джоя, что бы мы без тебя делали, дружище?

На второй день сильно похолодало, задул северный ветер, вот-вот пойдет снег. Мы выскочили на пару часов втроем и с двумя курцхаарами. Дичь затаилась и упорно не хотела нам попадаться. Была одна работа по фазану, но ушел далеко и поднялся с чистого. Были куропатки, но в торока к нам с Вовчиком не попали. Лишь Роман отличился, взяв пару дуплетом из-под стойки Рэма. А я могу похвалиться только чисто битой серой вороной, этих «подруг» я не пропускаю.

Как бы ни было, но охота удалась несмотря ни на что, и брат Роман повез в столицу хорошие трофеи, отличное настроение и незабываемые воспоминания.