Охота на вальдшнепа в Ставропольском крае

На Ставрополье вальдшнеп является малочисленным гнездящимся, пролетным и зимующим видом. Н.Я. Динник в конце XIX века писал о гнездовании этого кулика в лесах у г. Ставрополя

В настоящее время ученые-орнитологи изредка регистрировали факты гнездования вальдшнепа на территории края в Спицевском лесу и окрестностях г. Кисловодска (Хохлов, 2000).

Однако, если говорить об охоте, то наиболее интересны периоды осенне-весенних миграций вальдшнепа. Хотя этот кулик и регулярно зимует на территории края, особенно в теплые зимы,  но  осенняя охота на него закрывается с 30 ноября. 

Площадь естественных лесов, с которыми вальдшнеп тесно связан в силу своей биологии, в крае невелика – около 1,5%.

Однако густая сеть лесополос различного назначения позволяет мигрирующим куликам находить пригодные для обитания места по всей территории Ставрополья.

Осенний пролет вальдшнепа в крае начинается в конце сентября – начале октября, когда появляются первые особи. В зависимости от погодных условий конкретного сезона массовый пролет птиц отмечается с 3-й декады октября по 2-ю декаду ноября. В этот непродолжительный период кулик становится весьма обычной птицей не только в лесах Ставропольской возвышенности, но и в садах, рощах и лесополосах степной зоны. Преимущественно в это время и добывается вальдшнеп ставропольскими охотниками. Но уже с наступлением первых холодов основная масса птиц откочевывает южнее. Охотятся на вальдшнепа как целенаправленно (с легавыми, спаниелями, или с подхода), так и попутно при других охотах. Изредка, наткнувшись на высыпку, можно быстро добыть дневную норму – 5 куликов, расстреляв чуть ли не весь патронташ, ведь стрельба по внезапно взлетевшему из гущины вальдшнепу требует определенного мастерства. В целом по краю добывается за сезон не менее 1500 особей вальдшнепа (по возврату путевок).

Отдельное внимание, пожалуй, следует уделить описанию такого классического вида охоты на вальдшнепа, как охота на тяге. Конечно, преимущественно такая охота возможна в тех районах края, где имеются естественные лесные массивы, однако и на краю сада или искусственной лесопосадки можно наблюдать иногда знаменитую тягу этого кулика.

Не являясь сам поклонником такой охоты, я попросил рассказать о ней Александра Кононова, который с юных лет «заболел» стрельбой вальдшнепов на тяге. Отмечу, что живет Александр Тимофеевич в г. Ставрополе, который со всех сторон окружен естественными лесными массивами. Из рассказа этого увлеченного легашатника я узнал, что наиболее успешна бывает в нашей местности охота на тяге в осенний период, причем на вечерней заре. Утром лет вальдшнепа менее интенсивен. Охотник незадолго до заката солнца становится на опушке леса или на краю большой лесной поляны, а иногда и на кромке сада широкой лесополосы. Следует отметить, что места наиболее интенсивной «тяги» относительно постоянны на протяжении многих лет, и у каждого из немногих поклонников такой охоты есть свои заветные уголки. С наступлением сумерек кулики летят с мест дневки на кормежку в прилегающие открытые участки (обычно сельхозполя), а также наподобие весенних брачных полетов тянут над кронами деревьев вдоль опушек. Во время таких перелетов и происходит охота. По словам Александра Тимофеевича, более результативна охота в тихие, безветренные дни. За одну удачную охоту, стреляя 5–8 раз, удается добыть 2–3 куликов.

Весенняя охота на вальдшнепа еще менее результативна. Типовые правила охоты в РСФСР устанавливают, что весенняя охота открывается на срок не более 10 дней на все виды охот одновременно. Через территорию Ставрополья проходят мощные миграционные потоки водоплавающих птиц. Поэтому при определении сроков открытия весенней охоты приходится ориентироваться, в первую очередь, на время интенсивного пролета гусей, а это начало–середина марта. Между тем пик пролета вальдшнепа приходится, как правило, на конец марта–начало апреля. В результате слишком раннего (для вальдшнепа) открытия весеннего сезона ставропольские охотники далеко не всегда могут поохотиться «на тяге» весной. В это время увидеть нескольких куликов и добыть трофей, который отыщет и подаст четвероногий друг, уже большая удача.

Из этого короткого рассказа становится ясно, что далеко не количество добычи определяет приверженность охотников к вальдшнепиной тяге, а те незабываемые впечатления, которые она оставляет в душе. Красота онемевшего осеннего леса, шепот падающих листьев и силуэт птицы на сумеречном небе, прорезанном полосой зари, все это сотни лет неудержимо влекло и влечет к себе сердца поэтов и простых охотников...