Итоги учета копытных и лимиты лицензий в 2008 году

В качестве основной методики учета в РФ принят зимний маршрутный учет охотничьих зверей по следам

Согласно утвержденным и установленным ранее нормативам, минимальный объем принятых к обработке карточек учетных маршрутов должен составлять 36,2 тыс. при выполнении 7,7 тыс. троплений.

Однако этот норматив был рассчитан на фоне сравнительно высокой численности копытных животных и стоящие перед мониторингом задачи ранее были проще. Был одобрен проект новых нормативов, в значительной мере сложившихся стихийно и подтвержденный математически. Новый норматив был рекомендован в письме Депохоты от 10.01.2008 г., он составлял 54,1 тыс. маршрутов и 10,9 тыс. троплений; упомянутым письмом норматив был доведен до сведения исполнительной власти субъектов РФ. В итоге в РФ в I квартале 2008 г. пройдено 55,1 тыс. маршрутов, из них принято к обработке 51,3 тыс. карточек, брак составил около 4,8%. Троплений проведено 11,2 тыс., принято из них 6,6 тыс., брак составил 59,5%. Таким образом, по общему количеству поступивших первичных обосновывающих (согласование квот) документов перевыполнены даже повышенные рекомендованные нормативы и превзойдены объемы прошлых лет (2006 г. – 51,8 тыс., 2007 г. – 53,5 тыс. маршрутов, троплений соответственно 10,5 и 10,7 тыс. карточек). Это можно принять за свидетельство того, что ЗМУ органичен для охотничьего хозяйства России, выполняет свою основную задачу – определение величины ресурсов на уровне субъектов РФ с допустимым уровнем погрешности.

Следует отметить, что, имея в виду организационные трудности, отсутствие сформированных органов  управления охотничьим хозяйством в большинстве субъектов РФ, некоторые специалисты прогнозировали провал проведения ЗМУ; решающую роль в осознании необходимости учетов сыграло упомянутое письмо Депохоты.

Несомненно, однако, и то, что качество учетных материалов снизилось, особенно по троплениям, упала исполнительская дисциплина, по многим регионам отмечаются приписки следов копытных, в то же время другие звери регистрируются не в полном объеме, число контрольных маршрутов очень мало или же их вообще нет и т.д. В значительной мере это может быть объяснимо трудностями переходного периода. В некоторых субъектах РФ не было организаций, которые смогли бы обработать материалы ЗМУ или сделать это своевременно.

В плане определения ресурсов основных видов охотничьих животных итоги учетной компании 2008 г. следующие.
В целом по России послепромысловая численность лося определена в 613,9 тыс. особей, что можно считать продолжением тенденции к медленному нарастанию ресурсов (+2%) или, принимая во внимание статошибку, скорее стабилизацию; эта численность составляет 71,1% к максимальной, отмеченной за последние 20 лет. Наибольший прирост – 7% отмечен в Дальневосточном ФО, сокращение на 3% – в Сибирском ФО, тот и другой показатели – в пределах статошибки, как и прирост в Центральном ФО – 5%.

Численность кабана в настоящий момент оценивается в 359,7 тыс. голов, т.е. межгодовой прирост составил  9%, что также укладывается в статошибку, но, принимая во внимание общую тенденцию, предполагается, что увеличение ресурса реально, особенно в Центральном ФО (прирост, возможно завышенный, составил 18,2%). Увеличение поголовья кабана в Уральском ФО, не исключено,  также завышено, поскольку вряд ли возможен межгодовой прирост в 89% по Челябинской области.

Можно говорить о росте поголовья благородного оленя (184,3, даже 189,5 тыс. голов против 177,0 в 2007 г.), хотя данные по Республике Саха и Амурской области сомнительны.

Оценка численности косули также возросла с 810,6 до 831,5 тыс. голов (рост 2,6%) за счет Центрального ФО (14%) и Сибирского ФО (13%), в Дальневосточном ФО, напротив, уменьшилась на 4%.

Численность соболя по ЗМУ и некоторым оценкам, а также принимая во внимание традиционный пересчет в предпромысловую численность, выросла на 5,8%, достигнув величины в 1515,2 тыс. особей, при этом прирост в Сибирском ФО составил 18,4%, а в Дальневосточном численность по сравнению с 2007 г. несколько сократилась; возможно, что оценки численности соболя в Республике Саха были ранее завышены.

Следует отметить, что ряд данных, полученных при ЗМУ и видоспецефических учетах, оценок, нуждаются в уточнении, поскольку нередко не поступают материалы на виды, отсутствующие в заявках на квоты. Документооборот в этом году нельзя признать качественным; из многих субъектов РФ не поступили обсуждения результатов ЗМУ, не говоря уже о других учетах; новых надежных данных мало. Формы отчетности не соблюдались, что сильно затрудняло работу; для некоторых регионов приходилось узнавать данные о добыче в Россельхознадзоре с помощью Депохоты. Главное затруднение состоит в том, что, не имея архивов и опыта, региональные «УОХ» ориентируются на требования (весьма разнообразные) региональных экспертиз, отсюда нередка избыточность текста при отсутствии обсуждения необходимого. Не менее 2/3 экспертных заключений чисто формальны, иногда и заказчик, и эксперты принадлежат к одной структуре. Работа с таким материалом  отнимает очень много времени, нередки случаи дополнительных запросов и т.д.

По каждому субъекту РФ необходимо было проанализировать от 20 до 100 страниц документов, часто были необходимы уточнения, переговоры. Последнее наше заключение на согласование по Самарской области направлено в Депохоту 14.11.2008 г., при том, что заключение экспертной комиссии (избыточное и формальное) утверждено 06.11.2008 г.

Фактически в отделе охотничьего ресурсоведения силами 4–6 человек проведена по каждому субъекту РФ более серьезная работа, чем работа более чем 80 (повторные экспертизы) региональных комиссий государственной экологической экспертизы.