В первый месяц зимы

Многие крупные реки в первый месяц зимы даже с наступлением морозов не сразу покрываются ледовым панцирем

 Лед может сковывать небольшие тиховодные заливчики, прихватывать закрайки, пытаясь выползти на основную струю. И пока не ударят настоящие морозы, рыболовы продолжают пытать  счастье по открытой воде.

К таким рекам в Смоленской области можно отнести Днепр. Река выше и ниже города Смоленска покрывается льдом только при установившейся в течение нескольких дней температуре воздуха ниже пятнадцати градусов. В другое время Днепр чистый ото льда и радует любителей ловли по открытой воде.

Ранним утром, сидя за чашечкой зеленого чая, наблюдал, как за окном в свете уличного фонаря тихо опускался на землю большими хлопьями снег. За ночь снежное покрывало выросло на десять сантиметров, что затрудняло дорогу до Днепра, но это не останавливало.

Днепр встречал тихим безмолвием. Взору  предстала сказочная картина зимней реки. Прибрежные деревья и кусты оделись в пуховые полушубки. Каждая травинка, веточка, сучок напоминали мохнатые щупальца. Утопая по колено в снегу, брел по снежному полю к последней точке «щучьей ямы». Как всегда, начинаю ловлю спиннингом на Днепре именно с нее. Эта точка – индикатор активности пятнистого хищника. Если там удалось поймать зубастую или были поклевки, значит, хищник активен и можно продолжать исследования всей ямы, которая тянется на сто метров. Поклевок нет – можно смело уходить с ямы на другие участки реки.

Налетел слабенький ветерок, он прошелся по траве, по деревьям, кустам, сбивая пушистые хлопья.  Кусты и деревья вдоль реки оголялись, серели, принимая первозданный вид, чудеса сказочного утра таяли на глазах.

Остановился на проверочной точке и, собрав спиннинг, стал методично пробивать придонные глубины реки. Первым, как всегда, пошел разведчик – желтый узкий виброхвост на джиг-головке «башмак». Ступеньки со всевозможным шагом по дну не приносили желаемого результата, хищник молчал.  После виброхвоста выступили всевозможные глубинные и идущие в толще воды воблеры, колеблющиеся блесны, твистеры – ни поклевки.

Убив на исследование точки несколько часов, решил в очередной раз убедиться в правильности теории и просканировать всю «щучью яму» спиннинговыми приманками. А так как времени, отведенного для ловли, оставалось мало, стал действовать в ускоренном темпе. Для себя решил: двигаюсь против течения, на точке долго не задерживаюсь – десять–пятнадцать забросов «разведчиком» и дальше. При подозрительных, непонятных тычках меняю приманку или технику проводки, задерживаюсь на пять минут дольше, чтобы окончательно проверить предполагаемую зону стоянки хищника. Теория подтверждалась, пятнистую не интересовали ни игра приманок, ни их цвет, ни размер, ни страна–производитель.

На предпоследней точке ямы берег к воде подходит крутым обрывом. Спуститься к воде не представляет никакой возможности. Приходится совершать короткие забросы сверху, из-за мешающих прибрежных  кустов. Глубина здесь примерно три-четыре метра и подходит вплотную к берегу. На третьей проводке – слабый тычок, вытаскиваю приманку – никаких следов повреждений, как будто хищник ткнулся закрытой пастью. Так бывает, когда щука не голодная или пассивная, тогда она играет с приманкой, следуя за ней, стучит, но не берет. Часто после подсечки рыба просто багрится под нижнюю челюсть.

Снова заброс, приблизительно в то же место, начало проводки. Виброхвост опускается на дно. Несколько оборотов катушки. Пауза. Проходит русло и шаг за шагом идет на подъем. В пяти метрах от берега проваливается в приямок. Проводка. Пауза. Стук о дно. Проводка. Пауза. Стук о дно. Тычок. Поклевка, как и в первый раз, а может, просто задев за инородный предмет, лежащий на дне – веточку, ствол дерева, наполовину занесенный илом. На всякий случай подсекаю. Мощного рывка не происходит, рыба уверенно идет вверх по течению, стягивая с катушки леску. Такое поведение свойственно крупной днепровской щуке, когда рыба после поклевки не стремится к руслу, а тянет вдоль берега, не поднимаясь из глубины. Вываживание затрудняет короткий отрезок суши, ограниченный с двух сторон кустами. Леска уходит под нависшие ветви, выставляю спиннинг на вытянутые руки от себя, чтобы нить не перетерлась, и начинаю осторожное выкачивание, работая удилищем и фрикционом.

Наконец удается поднять рыбу из глубины. Выше по течению на поверхность всплывает виновник торжества. Вот кого не ожидал увидеть: был очень удивлен и в то же время ликовал от радости. Крупный лещ показался на поверхности и тут же ушел вниз. Действую еще аккуратнее, чтобы не упустить редкий в зимнее время трофей. Вываживание длится около десяти минут, лещ подведен к берегу. Он еще несколько раз плюхается на поверхности, тяжело переворачивается и успокаивается. Держу рыбу на коротком поводке и не знаю, что делать. Вот она, рядом, но рукой не дотянешься, вниз идет крутой трехметровый обрыв, заросший диким огурцом и сверху укутанный снежным покровом. Попробовать поднять на леске по снежной стенке – боязно, а вдруг сорвется.

После некоторого раздумья решаюсь на крайние меры: сажусь на снег и, подматывая леску, съезжаю вниз – глубина возле берега небольшая, утонуть не должен. Перед самой водой ноги упираются в небольшой выступ, тут останавливаюсь – пронесло, купаться не придется. Едва удерживаясь на клочке суши, подтягиваю рыбу и беру в руки. В одной руке лещ, в другой спиннинг, за спиной гладкий обрыв, теперь стоит проблема как выбраться наверх. Пяткой сапога выбиваю в стене уступчик, получается, благо грунт не замерз. Осторожно разворачиваюсь и  мысками выбиваю углубления для ног и так поднимаюсь вверх.  Когда выбираюсь на берег, все тело охватывает усталость от вываживания, экстремального спуска и такого же подъема, но велика и радость. Крупный лещ – нечастый зимний гость в уловах спиннингистов Смоленской области. Он лежит на снегу, сверкая серебром крупной чешуи, и тяжело хлопает жаберными крышками. Достойный трофей, с которым приятно сфотографироваться!