Вести c водоемов

Изображение Вести c водоемов
Изображение Вести c водоемов

Крепкий мороз и пронизывающий ветер – вот два главных фактора, которые сильно осложняли рыбалку на истекшей неделе

И даже теплое январское солнце лишь на пару полуденных часов создавало некое облегчение от холода. Поэтому на льду было малолюдно – многие рыболовы предпочитали дождаться прихода мене суровых условий для ловли. Однако на большинстве водоемов вполне сносно клевало, если удавалось найти стоянку активной рыбы и подобрать эффективную приманку и технику ловли с нею. Невзирая на морозы, значительно нарастившие лед, даже на больших и глубоких прудах можно было рассчитывать на вполне приличный улов, чему способствовало, вероятно, очень высокое атмосферное давление, при котором даже через ледовую толщу вода хорошо насыщается кислородом. Видимо, по этой причине поклевки часто случались высоко ото дна, т.к. рыба поднималась ближе ко льду.

Вообще-то, если хорошо одеться, то при сильном морозе главная сложность на рыбалке не холод, а возникающая необходимость пользоваться во время ловли самыми мелкими приманками, а оттого и предельно тонкой леской, чтобы иметь возможность почти невесомую имитацию доставить на дно или на нужный горизонт в толще воды. Приходится так делать потому, что в середине зимы у рыбы практически окончательно созревают половые продукты, отчего их живот становится ими полностью занят. Поэтому рыба начинает питаться кратковременно, а в пищу потреблять чаще мелкий корм. Может быть, из-за этого в середине зимы и ближе к весне все более учащаются поклевки судака на мормышку и все реже он берет блесну.  

А вот на морозе опускать под лед мелкую приманку – одно мучение: и лунка быстро покрывается коркой льда, и леска примерзает и не желает идти в воду, а во время ловли, когда для соблазнения вялой рыбы необходимо монотонно и четко выполнять проводку за проводкой, приходится постоянно или прочищать поверхность лунки, или снимать ледяные бусинки застывшей воды с лески. От этого эффективность ловли даже на рыбном месте, конечно, сильно страдает. Многие рыболовы, чтобы уменьшить воздействие холода и его влияние на технику ловли, предпочитают рыбачить в палатках и применяют стационарные снасти по типу зимних поплавочных удочек. Думается, этот подход хорош только в том случае, когда стоянка рыбы заранее известна и есть возможность и время дождаться активизации ее клева на прикормленном месте. Но так рыболов полностью лишается мобильности, а те же лещ или плотва могут совершенно не оценить поданный им корм и не встать под лунками. К тому же, среди зимы и особенно ближе к весне многие рыбы почти перестают ловиться со дна, поднимаясь в полводы или уходя в прибрежную зону, где требуется активный поиск с мобильной снастью.  

Но и с тонкой и предельно легкой оснасткой при холодной погоде можно эффективно рыбачить, если выполнять некоторые несложные условия. Прежде всего, сделав лунку, не следует убирать холмик из ледяной крошки – так над поверхностью воды дольше сохраняется тепло, что позволяет сделать на пару проводок приманки больше, прежде чем леску прихватит к корочке льда. Также для морозных дней нужно брать самую свежую и гладкую леску, тогда на нее меньше намерзает ледышек. А мелкие мормышки должны быть непременно из вольфрамового сплава, чтобы иметь максимальный вес. И еще, глубину ловли и объект рыбалки нужно выбирать под сложившиеся условия, а не пытаться в муках поймать одного подлещика, когда за это же время можно взять десяток достойных окуней.  

На прошедшей морозной неделе, кажется, лучше всего рыбалка складывалась на реках, т.к. рыба тут была заметно активнее, чем в водоемах без течения. Однако наличие проточности еще более осложняло использование предельно легкой снасти. Так, на р.Рожайке в Лесных Полянах плотва весом до 200 граммов и такой же окунь активно ловились на самых мелких «нимфу» или «чертика», которых с трудом удавалось опустить под лед даже на слабом течении. При этом на чуть более крупные приманки или на мотыля можно было не увидеть ни единой поклевки. По морозной погоде рыба придерживалась русловой зоны, но поклевки чаще происходили высоко от дна.  

Похожим было поведение окуня, плотвы и подлещика на глубинном участке р. Пахры под с. Ям, где под берегом можно было поймать только мелкого окуня, а солидная добыча ожидала на фарватере, где глубина могла превышать 6 метров. На этой реке также лучше ловля шла на безмотылку, а с насадкой поклевок почти не было. Обычно хорошо работал «паровоз» из двух мелких «чертиков», разнесенных по леске почти на полметра. При этом много поклевок плотвы и подлещика происходило почти в метре от дна.  

На Оке под Каширой толщина льда, несмотря на глубокий снег, заметно возросла, что делает безопасным передвижение по всей реке. А ходить по ней сейчас приходится немало, т.к. необходимо делать много лунок в разных местах, чтобы отыскать очень локальные стоянки рыбы, которые чаще привязаны к зонам ослабленного течения или резким перепадам глубин. Например, в прошедшую субботу под Рыбацкой Слободой понадобилось проделать не один десяток лунок, а затем всю рыбу поймать только из одной. На удачно найденном «пятачке» сносно клевала мерная белоглазка весом около 200 граммов. Эффективной оказалась ловля на «шагающую» донную оснастку с предельно легким концевым грузиком и тонким метровым поводком с крючком чуть выше него. Рыба лучше брала на единственного качественного мотыля, аккуратно насаженного на тонкий крючок под самую головку.  

На большинстве водохранилищ столичного региона по морозам отмечалось заметное снижение активности всей рыбы. Так, на Можайском водохранилище в районе Ильинского днем чаще ловились лишь мелкие плотва, подлещик и окунь, зато ночью на прикормленных лунках вновь отмечались поклевки каких-то неведомых «монстров», которые рвали прочные лески или разгибали надежные крючки.  

На Рузском водохранилище на плесе в районе Жуковки неспешная ловля леща и подлещика шла своим чередом – кто-то попадал в рыбу, угождал ей прикормкой и продуктивно рыбачил, а чаще большинство не видели и поклевки. Но общая тенденция поведения рыбы всеми отмечена однозначно: косяки леща и густеры по высокому давлению далеко отошли от русловой зоны и скопились на прилегающих «столах» с глубиной 6-8 метров, где и требовалось рыбу вначале найти, а затем уж пытаться сконцентрировать и удержать умеренным прикармливанием. Что касается окуня и плотвы на Рузе, то эти рыбы вообще отошли в прибрежье на глубины до трех метров.  

На водохранилищах системы канала им. Москвы с белой рыбой из года в год вообще плохо – здесь основная ставка делается на хищника, причем лучше в середине зимы рыбачат те, кто в совершенстве владеет техникой ловли на мормышку без насадки, а на блесну поклевок мало. Последнее обусловлено еще и тем, что крупного хищника, прежде всего судака, стало меньше и его сейчас активно замещает вездесущий берш, попадающий в водохранилища из Волги. Так, на Пестовском водохранилище в месте слияния Вязи и Кокотки теперь больше рыболовов рыбачат лишь с «чертиком», либо с мормышкой с мотылем, нежели с блесной, а в уловах преобладают берши весом до 300 граммов, изредка клюют судачки до килограмма весом. На Пироговском водохранилище в районе Сорокина любители рыбалки на безмотылку более всего добывают окуня, правда, нередки здесь поимки «полосатых» под 300 граммов весом, но активную рыбу приходится тщательно отыскивать не только по глубинам, но и по всем горизонтам.  

На больших прудах рыбалка из-за морозов пока не ухудшилась настолько, чтобы не было надежды наловить хотя бы мелочи. Например, на водоеме с плотиной на р. Северке, что у д. Голубино, в приплотинной зоне все еще продолжается клев местного подлещика, причем на прикормленных лунках чаще клюет мелкая рыба, а при ловле на «чертика» попадается немало подлещиков весом до 300 граммов. На пруду с плотиной у с. Лобаново (слева от Каширского шоссе) плотва весом до 100 граммов хорошо подходит к лункам, прикормленным на глубине 2-3 метра, а окунь чаще ловится в полводы на мормышку без насадки и мелкого «чертика».