Начинается гонка в поселке Эссо, расположенном в 550 километрах от Петропавловскае-Камчатского, в центре полуострова. Тихий в зимнее время поселок расцветает рекламными баннерами спонсоров, шумит многолюдьем. А собаки рвутся в дорогу. Каюрам едва удается удержать на старте упряжки с помощью «ручного тормоза» — палки с металлическим наконечником, — остола и специального нартового якоря. После непродолжительного официального открытия — старт гонки — пролога до ближайшего эвенкийского села Анавгай. В этом году в ней принял участие и губернатор Камчатского края Александр Кузьмицкий. В корякской зимней шапке-малахае и красных сапожках он выглядит весьма колоритно.
После финиша показательной гонки — праздник с награждением ее победителей, концертом с участием национальных корякских, эвенкийских и ительменских коллективов. Участников гонки и гостей угощают шурпой с олениной, эвенскими лепешками, блинами с икрой и горячим чаем. А на следующее утро стартует и настоящая гонка, длительностью в две недели и протяженностью почти в тысячу километров. От стойбища Мэнэдек она идет вдоль зимника, который является связующей нитью центральной части полуострова с корякскими поселками на Охотском побережье Камчатки. В гонке участвуют семнадцать упряжек. Два участника прибыли на гонку с Чукотки. Есть среди каюров и одна женщина. Это жительница поселка Оссора, фельдшер по профессии, Байшуакова Маргарита Аркадьевна.
Двадцать третьего марта гонка продолжается на очередном этапе до села Воямполка. Это путь протяженностью около 90 километров по открытому ветрам нагорью. В пятнадцати километрах от села уже не зимник, а отсыпанная дорога в столицу Корякии Палану. Следующий этап гонки идет берегом моря, по живописнейшему месту меж вдающимися в море Кахтанинским мысом и мысом Пятибратка. До Паланы от старта гонка прошла уже 680 километров. Дальше нет даже зимника. Вокруг то теснина гор, то тундра на морском побережье. После села Лесное гонка уходит в полное безлюдье. Следующий ее этап — до бывшей базы оленеводов на реке Правая Лесная. Тут стоит большой дом с печью, оставшийся от базы оленеводов. Изредка его используют организаторы охоты на снежных баранов. В остальное время он пустует. Проводник гонки по этим местам, Евгений Николаевич Родионов, говорит: «Уйдем мы, и эту дорогу вовсе забудут». А дорога отсюда ведет за перевал через Срединный хребет Камчатки, за которым другой водораздел, где реки текут уже в океан. Сопровождающий гонку игумен Аркадий устанавливает на перевале большой православный крест. В Карагинском районе Корякии гонку уже ждут. В ожидании финиша в селе Оссора на побережье Тихого океана каждый день всматриваются вдаль, надеясь первыми увидеть в белом безмолвии маленькие черточки приближающихся упряжек. И они их дождались. 30 марта гонка дошла сюда. Первое место занял Андрей Притчин из села Карага. Он получил главный приз губернатора Качатского края — автомобиль УАЗ «Патриот». Другой приз, снегоход YAMAHA, достался Аначгину Герману из села Хаилино, Олюторского района. Третье место и лодочный мотор SUZUKI у Тельпина Михаила из Провиденского района Чукотки. И был праздник, чествующий настоящих людей, хранящих свои традиции, живущих и выживающих в суровом краю на самом дальнем востоке нашей страны. «Берингия-2010» завершилась.
Комментарии (0)